Академия педагогических наук СССР
Ордена "Знак Почета" Научно-следовательский институт дефектологии
На правах рукописи
ВОЛКОВА Лариса Степановна
УДК 371.94
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
У Детей С ГЛУБОКИМИ дефектами зрения
Специальная педагогика
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Москва 1983
Общая характеристика диссертационной работы
На всех этапах становления Советского государства важное место занимали вопросы развития теории и практики обучения и воспитания аномальных детей. В последние годы стимулом для решения многих актуальных вопросов в области дефектологии явилось постановление Совета Министров СССР от 17 января 1975 года "О дальнейшем улучшении обучения, трудоустройства и обслуживания лип с дефектами умственного и физического развития"*. В нем подчеркивается, что актуальной задачей советской дефектологии, имеющей важнейшее социальное значение, является выявление компенсаторных возможностей и определение путей и методов как можно более ранней профилактики и коррекции в развитии аномальных детей.
В свете рассмотренных положений становится очевидной актуальность настоящей работы, так как основным предметом ее изучения является речь, проблемой - коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения в процессе педагогического воздействия.
Значимость корригирования устной речи у детей с нарушением зрения во многом определяется ее компенсаторной функцией, способствующей активизации познавательной деятельности ребенка, Сформированию его личности. Речевое развитие аномального ребенка является одним из основных компонентов псйхологической основы усвоения знаний в школе.
|
Определение предмета и проблем» исследования является актуальным также и потому, что до настоящего времени остаются не раскрытыми многие вопросы, связанные с изучением структуры сложного дефекта,* сочетающего в себе одновременно нарушения речи и зрения. Нет также достаточных данных о характере и природе речевых нарушений как шлостной системы у детей с глубокими дефектами зрения, не изучены вопросы раннего предупреждения и преодоления нарушений их речи.
0 дальнейшем улучшении обучения, трудового устройства и обслуживания лип с дефектами умственного и физического развития. (Изложение постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г.). - Известил Советов народных депутатов СССР. 1975 г. 5 февраля.
Исходя аз этого, целью исследования было: выявление нарушений речи как системы у детей о глубокими дефектами зрения и разработка коррекционной логопедической работы со слепыми и слабовидящими детьми, позволяющей влиять на процесс формирования полноценной речи и на обеспечение своевременной готовности к усвоению родного языка в школе.
Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:
-" осуществление анализа литературных данных относительно становления устной речи, ее нарушений у слепых и слабовидящих детей и методики коррекционной работы с ними;
- создание методики комплексного логопедического обследования 6-8-летних детей с глубокими дефектами зрениях;
- теоретическое и экспериментальное обоснование положения
о нарушениях речи как целостной системы у слепых и слабовидящих детей;
|
- определение значимости многообразных факторов, обусловливающих наличие различных уровней речевой сформированности детей данного возраста, и решение вопроса о значении зрительного дефекта и его последствий в развитии речевых расстройств;
- определение готовности слепых и слабовидящих детей с речевыми нарушениями к школьному обучению родному языку;
- определение основных принципов и направлений специфической коррекционной речевой работы со слепыми и слабовидящими детьми и места логопедической работы в общем коррекционно-развивающем обучении;
- оценка результатов коррекционного воздействия на развитие
речи детей и определение возрастных периодов, наиболее благоприятных для ее профилактики и ранней коррекции.
Объект исследования. С 1971 по 1981 годы обследованы дети из школ слепых и слабовидящих г.Ленинграда, поселка Мга Ленинградской области, городов Свердловска, Калининграда, Молодечно БССР, дошкольники старших и подготовительных групп специальных детских садов и специального детского дома г.Ленинграда: 551 человек, из числа которых были отобраны дети с нарушениями речи* Качественная сторона нарушений речи изучалась у НО только дошкольников и школьников приготовительных и 1-х . классов 6-8 лет (школы № I, 2; специальные детские сады № 5,--[8, 95 и специальный детский дом № 40 г.Ленинграда). Из числа этих 110 детей были: 51 дошкольник, 32 учащихся подготовительных классов и 27 первоклассников.
|
В экспериментальное обучение были включены только дошкольники и школьники приготовительных классов - 82 человека (школы № I, 2; детские сады № 5, 18, 95 г.Ленинграда).
Результаты коррекционной речевой работы рассматривались у 82 детей, принимавших участие в экспериментальном обучении.
Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: метод сравнительно-исторического анализа литературных источников, что позволило не только определить теоретическую основу изучаемой проблемы, но и найти соответствующие научные данные, подтверждающие выводы, сделанные в процессе осуществления эксперимента. Метод целенаправленного наблюдения детей в деятельности и метод диагностических заданий, которые обусловлены задачами исследования. Именно эти методы, как и метод беседы с логопедами, воспитателями, учителями, а также изучение "личных дел" детей позволили определить направление и содержание методики констатирующего эксперимента (методики комплексного логопедического изучения слепых и слабовидящих детей). Метод обучающего эксперимента был основополагающим в шлях решения центральной проблемы исследования. Применение данного метода, как и метода сопоставительного анализа, статистической обработки, создали условия для оценки состояния речи и эффективности ее коррекции у детей с глубокими дефектами зрения в процессе педагогического воздействия.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются следующим:
- Целостным подходом в решении вопросов о становлении речи у детей с глубокими дефектами зрения, о нарушениях речи (состоянии) и коррекции речевых нарушений как конечной цели исследования.
- Теоретическим и экспериментальным доказательством положения о расстройствах речи у слепых и слабовидящих детей как о сложном дефекте, в котором прослеживаются определенные связи в взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Рассмотрением также многообразных факторов, позволяющих определить их роль в методике выявления речевых нарушений, состоянии речи и коррекции речевых нарушений.
- Системным подходом к выявлению речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей, позволяющим установить преимущественно системное недоразвитие речи различных уровней и большую распространенность такого нарушения среди детей с глубокими дефектами зрения, сложность его симптоматики и неоднородность характера.
- Разработкой комплексной коррекционной методики, направленной на формирование речи в целом, а не отдельных ее компонентов, что позволило определить направления, обеспечивающие дифференцированное выравнивание речевого развития различных групп детей с глубокими дефектами зрения.
- Определением форм взаимодействия логопеда, тифлопедагога,
воспитателя в организации комплексной коррекционной речевой работы и выделением их общих и специфических задач, созданием содержания работы логопеда со слепыми и слабовидящими детьми.
- Экспериментальной доказательностью необходимости более раннего выявления речевых расстройств и их профилактика (посредством выявления широкой распространенности системных нарушений речи у б-8-летних слепых и слабовидящих детей).
Данные положения удалось сформулировать на основании того, что, в отличие от имеющихся работ либо логопедического, либо методического характера, названная проблема решалась на стыке таких наук, как логопедия, тифлопедагогика' и тифлопсихология». Такой подход может способствовать дальнейшей разработке вопросов дифференцированного изучения нарушений речи у детей со сложными дефектами и созданию специфической системы логопедического воздействия.
Обобщая все рассмотренные положения, можно говорить о том, что настоящее исследование должно явиться вкладом в развитие теории и практики логопедии, тифлопсихологии и тифлопедагогики. В нем устанавливается неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы. Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирования речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодействия с макросоциальной средой). Кроме того, 'экспериментальные материалы явились еще одним из подтверждений того, что среди детей о глубокими дефектами зрения отмечается значительное увеличение врожденных форм аномалии. Это, в свою очередь, способствует нарушению формирования не только зрительной, но и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи как целостной системы.
Практическая значимость и реализация результатов исследования.
Исследование "Коррекция устной речи у детей с глубокими дефектами зрения" имеет значение для организации логопедической работы в специальных детских садах и школах.
В соответствии с рекомендациями настоящего исследования такая работа стала одним из важнейших звеньев всей системы коррекционного воздействия. В специальных детских садах для детей с глубокими дефектами зрения предусматривается система различных занятий, способствующих тому, что уже в дошкольный период происходит доразвитие и развитие речи и обеспечивается речевая готовность большей части детей к процессу обучения, к усвоению знаний по родному языку. Методические рекомендации, освещенные в авторских статьях, учебном пособии широко используются логопедами, тифлопедагогами и учителями специальных школ и дошкольных учреждений г.Ленинграда.
Речевая карта, разработанная автором настоящего исследования совместно с Т.А.Ильиной и Т.А.Смолиной, используется логопедами специальных дошкольных учреждений для детей с глубокими дефектами зрения. Разработана также необходимая документация, которая может лечь в основу работы логопедов специальных детских садов. Содержание и результаты работы по коррекции речевых нарушений у детей с глубокими дефектами зрения рассматриваются методическим объединением логопедов специальных детских садов г.Ленинграда, научное руководство которым осуществляется автором исследования.
Результаты настоящего исследования оказали влияние на перестройку преподавания курса теории логопедии и педагогическую практику. Его данные освещаются в лекционных курсах, в спецкурсе по коррекции нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения» на практических занятиях со студентами дневного и заочного отделений тифлопедагогики дефектологического факультета ЛШИ им. А.И. Гершна. Материалы настоящей работы отражены в программе со курсу "Логопедия" для отделений тифлопедагогики дефектологических факультетов.
Методика логопедического обследования и комплексной коррекционной работы адаптирована применительно к различным группам аномальных детей и используется аспирантами кафедры, выполняющими исследования под руководством автора настоящей работы.
Апробация результатов работы.
Результаты настоящего исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А.И. Гершна (1977, 1978 гг.) и на расширенных ее заседаниях (1982, 1983 гг.), Герпеновских чтениях (1972, 1974, 1976, 1978, 1982 гг.), Ш, 1У, У, Я Всесоюзных педагогических чтениях, на УХ, УШ, IX Всесоюзных научных сессиях по дефектологии, на Всесоюзном симпозиуме по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения (1979 г.), на Всесоюзных совещаниях преподавателей дефектологических факультетов, на международных конференциях (Берлин, 1974, 1978 гг.), в НИИ дефектологии АПН СССР, в выступлениях перед работниками специальных детских садов и школ, через печать.
Публикации. Основное содержание отражено в печатных работах, опубликованных во всесоюзных и международных изданиях.
По теме диссертации опубликовано 25 работ.
Структура и объем работы. В соответствии с перечисленными выше темой, целями, задачами исследования определяется и структура диссертации, состоящая из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Диссертация представляет собой целостное исследование, каждая структурная часть которого подчинена теш "Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения".