Исследование состояло из двух этапов.
I. этап Его задачей было выявление нарушений устной речи у жетей с глубокими дефектами зрения (применялась общепринятая в логопедии методика отборочного обследования).
II. Задачи. 1) выявление нарушений устной речи и определение уровней ее сформированности у учащихся младших классов школ для слепых и слабовидящих детей и у дошкольников специальных детских садов;
2) изучение речевых нарушений и их природыв соответствии с задачами исследования. Применялась методика, разработанная автором. На данном этапе осуществлялась коррекционно- логопедическая работа по методике, также разработанной автором.
На всех этапах эксперимента его участниками(кроме автора) были логопеды, учителя, тифлопедагоги, воспитатели, получившие необходимые инструкции и консультации. Для них проводились семинары, читались лекции и доклады. Логопедическая подготовка, осуществляемая на отделении тифлопедагогики, позволила привлекать к эксперименту и студентов.
Всего в целях осуществления констатирующего эксперимента было отобрано 110 детей. Отбор проводился по 8 следующим показателям:
1. Пол исследуемых детей- мальчиков 52 чел., девочек- 58 чел.
2. Возраст исследуемых детей 6-8 лет.
Выбор такой возрастной группы определялся следующими причинами: I. Ходом исследования, которое началось в 1971 г. (существовали только первые классы, позже открылись приготовительные классы, затем - специальные дошкольные учреждения). 2, Исследование началось с изучения учащихся 1-хклассов 7-8 лет (без дошкольной подготовки и обучения в приготовительном классе). Анализ первых же результатов обследования показал, что в состоянии речи и ряда других функций в данных возрастных группах существенных различий не обнаружилось. Следовательно, возникла необходимость изучения младшего (6-летнего) возраста. Предварительный анализ показал, что одинаковость проявления речевой сформированности и других исследуемых функций определялась в различных группах рамках двух критических возрастных показателей: б - 8 лет. Это допускало проведение обследования как б, так и 7 - 8-летних детей с помощью одной методики. Такой подход позволил окончательно определить роль возрастного фактора в выявляемых речевых группах. Всего из НО детей было: 6-летних - 16 чел., 7-летних - 58, 8-летних - 36.
|
Ш. Срок пребывания детей в организованном коллективе (в детском саду или школе). К моменту обследования в организованном коллективе от I года до 2 лет находилось 47 детей (из НО У; 63 ребенка к моменту обследования только что поступили в детский коллектив из семьи.
IVУсловия речевого общения ребенка в семье со взрослыми и сверстниками: из НО человек удовлетворительные отмечались у 57 детей (постоянное общение родителей с ребенком, общение ребенка со старшими, младшими и сверстниками); неудовлетворительные - у 53 (отсутствие внимания родителей и окружающих к речевым контактам с ребенком).
V. Речевая характеристика детей. Нарушения речи были отмечены у всех ПО человек. При первичном обследовании создавалось впечатление, что у большинства детей имело место недоразвитие речи и лишь в незначительном количестве были отмечены только нарушения звукопроизношения.
VI.Психолого-педагогическая характеристика детей (по наблюдениям за ними, беседам о тифлопедагогами, учителями и воспитателями). Ярко выраженные контактность, активность, самостоятельность и выполнение заданий, положительные мотивация и интерес к игровой и учебной деятельности отмечались у 17 детей В меньшей степени они проявляются у 40 детей и на низком уровне представлены у 53 детей.
|
VII. Состояние соматического а нервно-психического здоровья к началу обследования.
1. В целях получения объективных сведений из исследования была исключена работа с детьми с умственной отсталостью, о нарушениями слуха, с грубыми нарушениями опорно-двигательного и артикуляционного аппарата,
2• Состояние соматического здоровья у 47 детей было в норме, у 63 детей отмечалась физическая ослабленность в результате перенесенных инфекционных заболеваний.
3. Контингент обследуемых детей имел ряд индивидуальных особенностей. Некоторые из них расценивались как проявление эмбриопатии или как мелкие диспластические признаки (например, своеобразное строение верхней челюсти, незначительные прогнатии и т.д.). Кроме того, в медицинских картах отдельных детей отмечались заболевания нервной системы: арахноидит, эпилепсия, судороги неясной этиологии, астенический синдром и другие.
Психоневрологами у некоторых детей были обнаружены нистагм, •гиперкинезы, неравномерность рефлексов и другая неврологическая микросимптоматика; у 9-и детей имела место задержка темпа психического развития.
VIII. Данные по соcтоянию зрения были взяты из медицинских карт (острота зрения, время его утраты или снижения, возможные причины зрительного дефекта). Эти данные были приведены в соответствии с общепринятой классификацией и инструкцией о приеме детей в специальные детские учреждения (1974),
|
Из ПО обследуемых тотально слепых было 6 чел., паршаль-но слепых с сохранением форменного зрения (острота зрения 0,01 - 0,04) - 16 чел., слабовидящих с остротой зрения на лучше видящем глазу (о коррекцией) 0,06 - 0,2 - 68 чел, и остротой зрения 0,3 и выше (до 0,4) - 18 чел.х
В исследовании решался принципиальный вопрос о формировании речи и ее нарушениях в условиях зрительного дефекта. Отправным моментом такой позиции были данные литературы, свидетельствующие о том, что кал у слепых, так и слабовидящих детей одинаково множественны нарушения речи (О.Л.&иьшва, 1971; СЛ.Коробко, 1973i Н.А.Крылова, 1974; Р.Е.Левина, 1975; М.Е.Хватиев, 1938; С.В.Яхонтова, IS59).
Объяснением этому может служить следующее. В самый ранний период формирования дифференцированного зрительного восприятия и развития предметной деятельности любая степень понижения остроты зрения чаще всего оказывается не обнаруженной. Вследствие этого рано нарушается процесс общения ребенка с окружающим миром, то есть снижаются информативные связи. Помимо прочего, это вызывает отставание слабовидящих детей в психическом развитии и речевой деятельности. Коррекция зрения, как правило, осуществляется в более поздние периоды, когда отмечается уже отставание в речевом развитии.
дифференциация испытуемых слепых и слабовидящих детей осуществлялась по речевым признакам. Благодаря этому била получена возможность производить дальнейшее обследование с помощью единой методики, но при учете использования детьми специфических способов восприятия (осязательно-слуховое и кинестетическое или применение остаточного зрения).
Степень остроты зрения более всего учитывалась при последующем дифференцированном построении коррекционной работы.
По времени утраты зрения или его снижения разделение было таково: врожденный зрительный дефект - 107 (из ПО детей);
В выборке отсутствовали частично зрячие дети со светоощущением, не было также и тех, кто обучается в специальных учреждениях, имея остаточное зрение на лучше видящем глазу с коррекцией 0,5 и выше. Изучение историй болезни показало, что у всего контингента исследуемых детей нарушение зрения - врожденное или приобретенное - произошло в первые месяцы их жизни. Это позволяет считать, что их зрительные представления не сохранились и не могли влиять (до коррекции зрения) на ход психического развития, т.е. дети длительное время не пользовались прошлым зрительным опытом рано приобретенный зрительный дефект - 3 чел.
По причинам зрительного дефекта дети распределялись следующим образом: заболевание ШС - 50 чел*; общие заболевания -46 чел.; травш - 2 чел,; не установленные причины. - 12 чел.