Для работников отделов логистики с позиции конкурентоспособности часто требуется оценить характер поставок своей продукции с точки зрения их равномерности и ритмичности [1, 4].
Равномерность поставки – это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.
Ритмичность поставки – это соблюдение временных и количественных параметров поставки, обусловленных договором, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.
Пример 3. Перед предприятием встал вопрос оценки системы управления распределением готовой продукции для последующего сравнения с конкурентом. Согласно договору предприятие должно к десятому числу каждого месяца поставлять клиенту 125 единиц. Сотрудники отдела логистики получили задание по оценке поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Анализ динамики поставок выявил результаты, представленные в табл. 6.5.
Таблица 6.5
Динамика поставок
Месяц поставки | Объем поставки, ед. | Время задержки поставки, дн. |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь |
При этом известно, что коэффициент равномерности поставок главного конкурента равен 87%; коэффициент аритмичности – 0,55%; среднее время задержки поставок – 3 дня.
Решение. Произведем расчеты по формулам (6.2) – (6.7) источника [1].
ПСР = (120 + 130 + 115 + 120 + 105 + 110)/6 = 116,7≈ 117 ед.
σ6 = [(120-117)2 + (130-117)2 + … + (110-117)2]/ 6 =8 ед.
КВАР = (8*100)/ 117 = 6,84%.
КРАВН = 100 - 6,84 = 93,16 %.
Таким образом, в сравнении с главным конкурентом предприятие имеет более равномерные поставки в отношении объемов партии.
|
Коэффициент аритмичности по формуле (6.6):
КАР = |1-120/125| + |1-130/125| + … + |1-110/125| = 0,44%.
Согласно расчету видно, что в отношении ритмичности поставок предприятие также имеет преимущество перед главным конкурентом.
Среднее время задержки поставок по формуле (6.7):
ТЗСР = (4 + 2)/6 = 1 день.
Средняя длительность задержки поставок анализируемого предприятия меньше, чем у его основного конкурента.
Таким образом, расчеты показали, что предприятие в сравнении со своим конкурентом имеет преимущество по всем трем показателям поставок.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача. Два предприятия выпускают одинаковый товар и являются главными поставщиками для одного дистрибьютора. Договор поставки предприятий предусматривает равные отношения с дистрибьютором: поставка должна осуществляться не позднее десятого числа каждого месяца в количестве А штук (по студенческим подгруппам). Фактические результаты работы за последние четыре месяца представлены в нижеследующих таблицах 6.6.
Проанализируйте работу предприятий в отношении ритмичности и равномерности поставок, а также оцените среднее время задержки поставок за указанные периоды. Сравните исполнительность предприятий в отношении условий договора поставки.
Таблица 6.6
1-я студенческая подгруппа. А = 500 шт.
Месяц поставки | Предприятие № 1 | Предприятие № 2 | ||
Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | |
Январь | ||||
Февраль | F | |||
Март | F | |||
Апрель |
|
2-я студенческая подгруппа. А = 650 шт.
Месяц поставки | Предприятие № 1 | Предприятие № 2 | ||
Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | |
Январь | ||||
Февраль | F | |||
Март | F | |||
Апрель |
3-я студенческая подгруппа. А = 800 шт.
Месяц поставки | Предприятие № 1 | Предприятие № 2 | ||
Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | |
Январь | F | |||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | F |
4-я студенческая подгруппа. А = 950 шт.
Месяц поставки | Предприятие № 1 | Предприятие № 2 | ||
Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | Объем поставки, шт. | Время задержки поставки, дн. | |
Январь | F | |||
Февраль | F | |||
Март | ||||
Апрель |
F – последняя или предпоследняя цифра зачетки (по указанию преподавателя).
Перечень тем рефератов
1. Сетевая модель сбыта.
2. Основные формы организации распределительной логистики.
3. Операционная система распределительной логистики.
4. Схемы продвижения материалопотока.
5. Виды и свойства логистических цепей.
6. Целевые рынки.
7. Модели рынков.
8. Сегментирование рынка.
9. Равновесие на рынке материалопотока.
10. Функции спроса и предложения.
11. Ключевые факторы развития сбытовых процессов.
12. Специфика объектов, субъектов и функционального обеспечения сбытовой логистики.
|
13. Значимость распределительного канала и его характеристики.
14. Роль посредников в сбытовых процессах микро- и макроуровней.
15. Критерии выбора посредника.
16. Классификация затрат логистической сбытовой цепи и ее эффективность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Муров В.М., Нордин В.В. Логистика: Учеб. пособие. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2015.
2. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – 5-е и последующие издания. – М.: Дашков и Ко, 284 с., темы 12.
3. Логистика в примерах и задачах: учеб. пособие// В.С. Лукинский и др. – М.: Финансы и статистика, 2007. -288 с., гл. 4, 5.
4. Просветов Г.И. Математические методы в логистике: Задачи и решения: Учебно-практ. пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. - 304 с., гл.16, 38.
9. Практические методы управления качеством и повышение качества управления: учеб. - практ. пособие/ В.В. Нордин и др. – Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2014. – 222 с., разделы 3, 4.
10. Неруш Ю.М., Неруш А.Ю. Практикум по логистике: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 304 с., темы 1, 10.
11. Логистика: тренинг и практикум: учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 448 с., раздел 3.
СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
Занятия 11-12 (4 часа)
ЗАНЯТИЕ № 11
Цель занятия: научить студентоввыбирать форму организации склада, определять его месторасположение и рассчитывать технологические зоны склада.
План
1. Обсуждение типовых проблем и задач складской логистики.
2. Решение учебных задач по определению места расположения склада, его формы организации и расчету технологических зон.
3.Выдача заданий для самостоятельной работы.