Когда следует использовать голубой цвет? 47 глава




Теперь они оба начинают плясать под удары трещотки шамана. Шаман подражает каждому движению и жесту паци­ента. Почувствовав, что входит в особое состояние сознания, шаман упирается в тело пациента, пока не ощутит, что принял на себя все, что было необходимо для пациента, — в той степени, в какой нагрузка посильна и безопасна. Если все ' сделано правильно, шаман почувствует волны боли, перекаты­вающиеся через него. В этом случае он убегает в уединенное место, останавливается и протягивает руки вперед. Изо всех сил он изображает «отбрасывание прочь» агрессивной болезненной силы, которая ранее вредила пациенту, а теперь лежит на нем. С криками и движениями рук шаман отбрасывает вредоносную силу далеко за горизонт — так далеко, насколько может.

Это может занять несколько минут и более. Когда шаман чувствует, что боль и страдание покинули его, — процесс ■окончен. Шаман ощущает себя чистым и расслабленным. Он возвращается к пациенту, и они снова обмениваются одеждой. Шаман заканчивает работу пением песни силы в дыму костра (тде обычно горит дикий шалфей или кедровая ветка).

Один из вариантов этой техники может быть применен при обучении группы. Сначала группа уединяется в безлюдном месте. Пациент садится в центре круга, а остальные расспраши­вают его о заболевании. Каждый участник задает только один вопрос: о том, как пациент переживает душевную боль или соматическую болезнь, как она возникла, что ему хочется и не

хочется в связи с этим — любой вопрос, который поможет ему собрать нужную информацию, чтобы почувствовать себя паци­ентом. Нежелательно, чтобы в этом упражнении кто-то взял на -себя слишком много силы, вредящей пациенту, особенно если он еще не слишком опытен. Описанная процедура позволяет каждому принять на себя лишь малую часть вредной агрессив­ной силы, чтобы не навредить себе. Тем, кто еще не чувствует в себе достаточно силы, лучше пока просто наблюдать.

Затем пациента просят сплясать, как ему захочется. Члены группы трясут трещотками и бьют в барабан, согласуя свой темп с пляской. Желающих просят подражать пляске пациента, тан­цуя рядом с ним, при этом следует подражать всем движениям пациента.

Когда танцор почувствует, что в достаточной степени стал пациентом, он должен быстро коснуться его, «снять» часть агрессивной силы и отбежать прочь на несколько сотен метров, стать лицом к безлюдному месту и отбросить от себя силу, как было описано ранее.

После того, как все желающие танцоры проделали это и почувствовали себя очищенными, они возвращаются в группу и обнимают пациента. Держась за руки, все образуют крут силы. Пациент тоже включен в этот круг. Группа поет песню силы (впоследствии можно совершить путешествие для возвращения животного силы пациента).

Эта техника имеет близкое сходство со многими техниками психотерапии и служит замечательной иллюстрацией того, как шаманские приемы предвосхищают методы психотерапии, лишь недавно разработанные в европейской культуре.

И, наконец, видеть означает постигать бессознательный фон, контекст любого события и ситуации, понимая вещи такими, каковы они есть в своей всеобщности.

Существуют три разные формы шаманского видения.

Первая представляет собой спонтанную уверенность, инту­итивно и внезапно возникшее знание о действительной природе вещей. Проявлением этого может служить, например, появляю­щееся у нас ни на чем не основанное убеждение о другом человеке (например, что он в глубине души очень несчастен). Эту форму шаманского видения можно было бы назвать острой интуицией, и она, вероятно, является наиболее доступной. Ее можно развивать, сформулировав в нужной ситуации прямой вопрос, остановив мир и став предельно открытым к тому, что произведет на свет бессознательное.

Вторая форма видения — восприятие спонтанного образа, который обычно имеет большое значение и раскрывает бессо­знательный фон (ее можно назвать также образованием души предметов).

Замечательным примером такого видения может служить сверхпсихотерапевтическое видение доном Хуаном нечто важ­ного в прошлом Карлоса Кастанеды. Дон Хуан использует все возможные средства, чтобы Карлос сам увидел это, но безус­пешно. Дон Хуан сбит с толку. Карлос печалится по поводу своей неудачи и неожиданно начинает говорить о собственном детстве. Дон Хуан пристально смотрит на него, и Карлос ощущает тепло в области живота; тогда дон Хуан говорит: «Возможно, это оттого, что ты вспомнил свое детское обеща­ние» (в этот момент дон Хуан увидел, что Карлос, еще ребенком, дал какое-то обещание). Но Карлос не может вспомнить, он вообще плохо понимает, чего от него добиваются; дон Хуан продолжает настаивать, говоря, что видит плачущего мальчика, испуганного малыша, который сейчас плачет. Вдруг на Карлоса обрушиваются образы из его прошлого, и -он узнает этого плачущего мальчика — мальчик все еще плачет, потому что Карлос дал ему обещание и это обещание до сих пор живо.

В данной истории хорошо прослеживаются условия, необ­ходимые для этой формы видения: во-первых, состояние эмо­циональной нестабильности («что-то не так»); во-вторых, «зату­манивание» (посредством расфокусировки глаз) сознательного восприятия и создание за счет этого «дыры» — отверстия для бессознательного образа; и, в-третьих, наличие в собственном опыте тождественного тому, что переживает пациент.

Последняя форма видения есть восприятие, которое проис­ходит с помощью физических ощущений, а не визуальных образов.

Примером является визит Карлоса к шаману Сакатеке. Когда он пришел к нему, Сакатека немедленно почувствовал что-то неладное. Он начал танцевать вокруг Карлоса, чтобы увидеть, что это могло быть. Прикрыв глаза, он постукивал правой ногой по левой и медленно поднимал правую руку с открытой ладонью перпендикулярно земле, направив палец в сторону Карлоса. В этот момент Карлос ощутил беспокойство и тревогу. Разоча­рованный и удивленный своей реакцией, Карлос повернулся и ушел, не говоря ни слова. Интуиция не подвела Сакатеку: Карлос приходил не в поисках дружбы, а с тем, чтобы «заполу­чить мысли».

Сакатека, как и дон Хуан до этого, расфокусировал свое зрение. Затем, чтобы еще больше снизить уровень сознатель­ного вмешательства, начал использовать ритмическое постуки­вание ногой. Таким образом он смог почувствовать бессозна­тельную картину происходящего. Действительно, ритмические действия во всем мире являются средством достижения особых состояний сознания для того, чтобы испытать состояние про­рицателя. Однако в конце концов именно благодаря движению

своей руки Сакатека смог увидеть. Это знание было бессозна­тельно подхвачено Карлосом, который в ужасе ушел.

Психотерапевт может испытать этот способ видения (хотя и в измененной форме), обратив внимание на свои физические реакции в присутствии другого человека. Если эмоция группи­руется на другом человеке и ее осознание подавлено, то легко можно определить физические симптомы, касающиеся этой эмоции. Так как эмоции заразительны, то наши тела реагируют на них и дают нам ключевую информацию о том, что происхо­дит в нашем собственном бессознательном или в бессознатель­ном кого-то, кто нам близок. Иногда кажется, что интенсивная эмоция хочет выйти на поверхность, и она выплескивается у того человека, который осознает ее в большей степени либо менее всего ей сопротивляется.

Например, иногда мы испытываем сексуальное чувство к кому-то, хотя на самом деле у нас нет сексуального влечения к этому человеку. Внезапное иррациональное чувство желания указывает на тот факт, что в сознательном отношении пропу­щено нечто, что имеет место быть, какое-то иное чувство, которое у одного или обоих участников не выражено. И тогда инстинкт компенсирует утрату чувства в таком сознательном отношении. Если мы не знаем данной фундаментальной пси­хологической реальности, то мы, вероятнее всего, сфокусиру­емся на сексуальном опыте и упустим реальное чувство1.

В заключение хотим еще раз напомнить, что новый шаман, изучая основные принципы, методы и космологию шаманизма, обретает личное 'знание и силу путем шаманской практики и путешествий. Когда это знание обретено, шаман становится руководителем других людей. Например, человек из его племе­ни может увидеть сон или иметь видение и попросить шамана истолковать их значение. Шаман всегда объяснит ему в доступ­ной форме смысл произошедшего. При этом шаман непремен­но старается разгадать смысл собственных откровений; как будто это части великой загадочной картинки. И он всегда помнит: чтобы достичь высшей степени познания загадки мира, обычно требуются долгие годы шаманского опыта, и даже мастер-шаман не надеется закончить разгадку за одну челове­ческую жизнь. ■

Характерно, что истинный мастер-шаман никогда не ведет себя вызывающе по отношению к чужому знанию и мастерству (хотя более мелкий и менее способный шаман может и делать

1 Чувства, переживаемые нами телесно как сексуальные, не всегда, между прочим, могут оказываться положительными. С равным успехом можно бессо­знательно сердиться на человека и тут же испытывать физическое ачеченне к нему; или испытывать одновременно и желание, и гнев.

это).. Мастер-шаман всегда старается включить даже самый необычный опыт в свою космогонию, основанную на собствен­ных путешествиях.

Шаман — это эмпирик. Одно из определений эмпиризма звучит так: «Практика, придающая большое значению опыту, особенно опыту чувств». И никогда мастер-шаман не назовет пережитое вами фантазией или галлюцинацией. Этим шама­низм коренным образом отличается от науки. Однако и мастера науки, и мастера шаманизма схожи в своем благоговении перед сложностью и великолепием Мироздания и Природы; и тот и другой понимают, что за всю свою жизнь они могут осознать лишь ничтожную долю происходящего; оба исследуют тайны мира и оба считают, что многие процессы скрыты от обычного взгляда; преимущественно ни тот ни другой не позволяют по­литическим и религиозным догмам вмешиваться в их поиски (недаром Галилея обвинили именно в колдовстве).

В прошлом целые общины сновидели вместе, садясь кругом и раскачиваясь в такт, пока шаманы камлали со своими пред­ками. Пока шло исцеление одного индивида, целая культура получала доступ к неведомому и обновлялась. По мнению многих исследователей, занимающихся ритуальными транс-„формациями, культуры будущего для выживания должны бу-(Дут вновь восстановить и изобрести свои собственные методы жизни в мифе. Наверное, они будут различны, но наверняка у них будут и общие элементы. Так, люди во всем мире одинаково чувствуют, что жизнь чего-то стоит лишь в том случае, если они сотрудничают, давал возможность войти в свой человеческий мир Тайне окружающего мира.

Поэтому приведем напоследок упражнение, которое, воз­можно, поможет интегрировать в самые разнообразные соци-,альные группы необычное видение, которое дарует шаманизм.

Упражнение «Пути сердца»

Войдите в особое состояние сознания.

Выберите одну из групп, в которой вы состоите, и спросите себя, какие у вас чувства, мысли и настроения относительно йтой группы.. Сплетничаете ли вы о своих друзьях по группе?.. Что вы говорите о других?..

Призраки — это образы людей, о которых вы сплетничаете, но которых никто из вас не представляет конкретно... Вообра­зите ревность... властность... честолюбие... Как выглядит ваш призрак?... Постарайтесь быть похожим на него внешне... Когда вы бываете одержимы этим духом?..

Какие относящиеся к этому духу конфликты пытаются про­явиться в вашей группе?.. Вообразите, что вы... или кто-то еще... играет роль этого духа во время встречи... Что происходит?.. Удивлены ли люди?.. Счастливы?.. Рассержены?.. Представьте угрожающий дух во всей полноте...

Теперь... в качестве созидательной возможности... подумай­те... можете ли вы считать, что у вашей группы другой дух... возможно мифологическая фигура... которая старается пробу­дить людей... Каким вы представляете себе этого духа?..

Вообразите собрание вашей группы... Подумайте о том, как это будет выглядеть... если присутствуют оба духа: дух сплетен и дух, желающий пробудить людей... По крайней мере проведите беседу об этих духах... Еще лучше, постарайтесь станцевать... как это могли сделать они... Экспериментируйте... представляя, как они могли бы двигаться... и говорить... или разыграйте маленькую пьесу... Если вы делаете это в группе, попросите других присоеди­ниться к вам... хотя бы в воображении... когда вы начинаете этот танец... Кто-то может танцевать в роли одного духа... кто-товролн другого... и духи могут взаимодействовать, конфликтовать и играть друг с другом...

Вспомните своих любимых учителей... Какие мужчины и женщины сыграли в прошлом для вас роль духа?.. Кто нарушил покой вашего старого мировоззрения и помог вам стать под­линным?.. Каковы были их задачи в жизни?.. Как далеко они продвинулись в их решении?.. Что сделали вы для завершения их дела?..

Попробуйте выбрать для почитания одного из учителей... и пофантазируйте о нем как о наследнике других учителей... Какой дух... или легендарные учителя могли стоять за ним?..

Теперь оглянитесь назад... на историю своей жизни... и посмотрите на своих учителей и их духовную родословную... Этот обзор поможет связать вас не только с учителями, но и с самим собой... как с человеком, имеющим невероятное про­шлое... Выберите момент и поэкспериментируйте с почитанием своего учителя... родословной... и даже самого себя..._

Опишите свой жизненный путь вплоть до данного момента... Постарайтесь почувствовать его... Делает ли он вас счастливым или нет?..

Шаманы считают, что если вы счастливы на своем пути, — это путь сердца... если же нет — это путь, лишенный сердца...

Обратите внимание на место, где вы живете... подходящее ли это место?.. Представьте себе... если возможно... как использовать ваш теперешний путь для личностного роста... Не прилагайте усилий, просто помотрите, насколько легко это получается...

Если это неверный путь или если вам нужна помощь, чтобы отбросить некоторые из неподходящих элементов вашего пути,

обдумайте следующее. Вообразите, что вы стары, мудры и добросердечны... Дайте себе совет относительно прохождения своего пути... Может быть, вы слишком много занимаетесь чем-то одним... и недостаточно другим?...Почувствуйте и вооб­разите безболезненный «добрый» способ оставить ваш путь, если он лишен сердца...

Некоторые персонажи вашего внутреннего мира могут со­противляться пути сердца... так как вы сами один из этих персонажей, вернитесь к своей личной истории и обратите внимание на изменение, которое должно произойти в вашей идентификации... чтобы идти по пути сердца...

Сторонние наблюдатели также иногда сопротивляются ва­шему переходу на путь сердца... Представьте себе их... Вообра­зите изменения, какие, по вашему мнению, должны произойти в мире в результате изменений, которые произойдут с вами... Какое важное значение мог бы иметь ваш путь для других?.. Вообразите этих людей и мысленно обсудите это с ними...

Вступите на путь сердца... Представьте себе хотя бы на секунду, что вы свободны... ни к чему не привязаны... и сми­ренно следуете велениям жизни... Представьте, что у вас хватает мужества изменяться... и что сейчас вы этим и занимаетесь... вообразите, что вы на пути сердца... Расскажите об этом группе.

 


ГЛАВА 13 Энергоинформационные диагностика и лечение в особых состояниях сознания

Новое — это хорошо забытое старое.

Народная мудрость

...Когда бы врата восприятия очищены были,

Открылось бы все человеку до глубины...

Уильям Блейк

В настоящее время многие опытные, авторитетные медики и психологи апробируют и начинают включать в свою практику методы, связанные с энергоинформационной диагностикой и терапией. По их мнению, такой союз позволяет, с одной сто­роны, существенно повысить эффективность традиционных психотерапевтических приемов, а с другой — выявить и приме­нить абсолютно новые возможности регуляции психического состояния человека. Особенно хорошие результаты получаются при сочетанием использовании энергоинформационных мето­дов в психотерапии, ориентированной на работу в особых состояниях сознания, поэтому естественно, что мы не можем обойти стороной это направление.

Не касаясь теоретического аспекта данного вопроса (что уже блестяще выполнил в своей книге Л. П. Гримак), мы лишь вкрат­це укажем на несколько общих-черт в явлениях особых состо­яний сознания и биополевых энерговоздействий.

Доказано, что слово и образ обладают не только психиче­ской, но и пространственно-временной плоскостью энергети­ческого действия. С этой точки зрения, человек, констатирую­щий словесно или переживающий свое счастье или несчастье, тем самым в значительной мере предопределяет свое состояние. С точки зрения биоэнергетики, суть подобного явления лежит не просто в том, что человек внушает себе определенное умо­настроение; по мере того как человек формулирует свое состо­яние, он определенным образом влияет на окружающее про­странство и «перестраивает» его энергетическое содержание. Таким образом, к земным делам непроизвольно привлекаются природные силы, и потому люди с давних времен предпочитают

обращаться со словом (именем) и образом очень бережно и об­думанно1.

Во многих священных текстах содержится масса указаний на чрезвычайно тесную взаимосвязь энергоинформационных про­цессов и особых состояний сознания. Более того, особые состоя­ния сознания вообще рассматриваются как непосредственное проявление психической энергии человека. При этом рекомен­дуемый диапазон применения особых состояний сознания значи­тельно шире того объема показаний, который считается обще­принятым на сегодняшний день.

Кроме того, предполагающееся биоэнерготерапией высвобож­дение резервных сил человека посредством восстановления функ­ции его энергоинформационных систем невозможно без ре­шения внутриличностных конфликтов и создания адекватного поведения. Всеобъемлющая связь его мозга со всем организмом, огромная эмоциональная энергия вместе со всеми системами реального физического поля биологического объекта (РФПБО) образуют тот мощнейший аппарат, скрытые возможности ко­торого и проявляются то в виде чудес, то в виде трагедий — в зависимости от личности и сознания человека.

В настоящее время понимание существенной общности про­цессов особых состояний сознания и энерготерапии начинает находить и чисто практическое проявление. В научной литературе появились первые сообщения об одновременном применении этих методов. Своеобразием комплексного подхода отличаются, например, сеансы гипнобиоэнерготерапии Л. В. Серебрянниковой. Результаты ее исследований говорят о том, что действенность традиционных форм психотерапии существенно повышается при условии предварительной коррекции РФПБО пациента перед началом основного психотерапевтического курса.

Рассмотренные нами два вида терапии настолько тесно связаны друг с другом, что полное понимание этой связи

1 На этом принципе основывается действие так называемой вербальной ыагии, существовавшей во вес времена и дошедшей до наших дней. У менее развитых народов она еше не выступала самостоятельно, а лишь примешива­лась к тем или иным колдовским действиям. Но у народов более развитых именно словесно-образная магия играет доминирующую роль в виде колдов­ских заклинаний, заговоров, нашептываний. При этом значение словесно-об­разных воздействий в истории колдовства настолько велико, что многие ис­следователи склонны приписывать им самостоятельную и главную роль в развитии магии вообще. Данный вид воздействия применялся не только по отношению к человеку, но и в тех видах магии, которые были призваны оказывать влияние на различные аспекты окружающей среды (промысловой, Мегерологической магии). Это с несомненностью свидетельствует о том, что слово и образ всегда рассматривались как энергетические регуляторы разнона­правленного действия. В дальнейшем, говоря об аутогенных особых состояниях сознания, мы еще коснемся этого вопроса.

доступно только специалисту, имеющему опыт сочетанного их применения. Более того, дифференцированность такого рода лечебных воздействий возрастает, если их сочетать еще и с приемами акупунктуры и акупрессуры (точечного массажа), для чего необходимы познания в рефлексотерапии. Акупрессура — это лишь одна из сторон биоэнерготерапии, и, чем раньше это начинает понимать психотерапевт, тем более эффективной ста­новится его работа и тем больше времени и сил экономит он сам.

Обозначим сферу достаточно успешного применения био­энергетики в сочетании с психотерапией:

1) диагностика причин, вызвавших нервно-психическое или психосоматическое заболевание; определение функциональной патологии невротического генеза;

2) коррекция биоэнергетического статуса при низких степе­нях восприимчивости пациентов к особым состояниям созна­ния, которая очень часто не только повышает внушаемость, но и, по сути дела, вводит их в особое состояние сознания;

3) повышение низкой исходной чувствительности пациента к энерготерапевтическим процедурам даже в поверхностных степенях особых состояний сознания;

4) прочное закрепление биоэнерготерапевтического эффек­та путем последующего погружения пациента в особое состоя­ние сознания и проведения соответствующего словесного вну­шения.

Повысить степень восприимчивости к особым состояниям сознания у некоторых людей нередко удается с помощью аку­прессуры. При этом исходят из того, что с позиций рефлексо­терапии механизм нарушения выхода в такое особое состояние сознания, как гипноз, в значительной мере идентичен механиз­му расстройства сна. Согласно представлениям древневосточ­ной медицины причинами этих расстройств могут быть:

пустота чи сердца и селезенки (нормализуется путем воздей­ствия на точки пи-шу, синь-шу, инь-бай);

дисгармония между сердцем и почками (нормализуется се-дативным воздействием на точки синь-шу, шень-шу, тай-си);

нарушение огня печени (то же — на точки гань-шу, дань-шу, вань-гу);

расстройство функций желудка (то же — на точки вэй-шу, цзу-сань-ли).

Как показывает опыт, больные неврозами часто оказывают­ся маловосприимчивыми к особым состояниям сознания. Ведь согласно воззрениям биоэнергетики невротик — это почти здоровый человек с ослабленной или разбалансированной энер­гетической системой. Следовательно, корректировка и приве­дение в нормальное состояние энергетического статуса пациен-

та, купируя проявления невроза, тем самым повышают его восприимчивость к особым состояниям сознания.

Как известно, наиболее частыми симптомами при неврозах бывают различного рода фобии, явления субъективного дис­комфорта, психического напряжения и т. п. Коррекция энерге­тики в первом же сеансе снимает все эти невротические прояв­ления и не только устраняет повышенную возбудимость, но и, как правило, вызывает выраженную релаксацию и сонливость, которую легко перевести в особое состояние сознания.

Как мы уже отмечали, слабая восприимчивость к особым состояниям сознания характерна и для детей младшего возрас­та, поскольку они мало способны сосредоточить внимание, обладают повышенной возбудимостью и большой лабильнос­тью нервной системы. Поэтому в тех не столь уж частых случаях, когда ребенка необходимо ввести в особое состояние созна­ния, эта задача оказывается практически невыполнимой. Пред­варительная коррекция энергетической системы ребенка быва­ет достаточной, чтобы гипнотизирование стало возможным. Довольно часто нам встречались случаи, когда само энерговоз­действие оказывало мощное гипногенное влияние и ребенок самостоятельно засыпал на том месте, где проводилась про­цедура.

В практике психотерапевта нередко возникают ситуации, когда даже высокогапнабельные люди теряют эту способность. Обычно это бывает вызвано болевыми ощущениями (вследствие ушиба, ожога, зубной патологии), сильным зудом и т. д. В таких случаях биоэнергетические воздействия направляются на устранение по­добных первичных «помех».

Коррекция РФПБО в целях повышения восприимчивости к особым состояниям сознания представляет собой упрощенный вариант общепринятого способа нормализации энергетическо­го статуса человека, который состоит в следующем. Предвари­тельно определяют форму энергетической оболочки, ее толщи­ну, возможные дефекты. В обязательном порядке проверяют «открытость» точек — приемников пространственной энергии, расположенных на своде черепа (бай-хуэй, цянь-дин и шень-тин). Если их функции недостаточны, выявляют наличие энер­гетических лучей, исходящих из указанных точек (тактильно или визуально при удачном освещении). В случае их отсутствия Делают пальцевой массаж точек до восстановления нормального энергетического потока. Затем проводят контроль энергетиче­ских центров (чакр), оценивают их симметричность, размеры, напряженность, наличие лучей и производят коррекцию выяв­ленных нарушений.

Если размеры и плотность РФПБО недостаточны, необхо­димо повысить уровень энергии в организме, введя ее через

чакру «солнечного сплетения». Далее следует проверить и при необходимости восстановить проводимость энергетических ка­налов между чакрами. Для этого ладонь левой руки располагают • над точкой бай-хуэй, а правой рукой с вытянутыми пальцами - поочередно совершают колебательные движения над каждой из чакр, начиная с копчиковой. При-,нормальной проводимости каналов между чакрами левая рука ощущает малейшие движе­ния правой. Если же они улавливаются слабо, необходимо произвести несколько энергичных движений правой рукой сни­зу вверх (от копчиковой чакры до аджны) и сверху вниз. После нескольких таких манипуляций левая рука начинает ощущать малейшие движения правой возле любой из чакр.

В конце коррекции с уровня копчиковой чакры правой

рукой делают резкое движение вниз в направлении к земле. Тем

самым муладхара «заземляется» и создается та естественная ее

связь с землей, которая обеспечивает нормальный энергообмен

,в организме.

Сочетанное применение психотерапии в особых состояниях сознания и биоэнергетики, о котором говорилось ранее, пред­усматривает и противоположный вариант: психотерапевтиче­ские интервенции предшествуют энергетическим.

Чувствительность людей к биоэнергетическим воздействиям различается в очень широких пределах, что тоже оказывает влия­ние на эффективность лечения. Так, низкая чувствительность пациента к компонентам РФПБО существенно снижает результа­ты биоэнергетической терапии, особенно ее первых сеансов. Когда пациент ощущает тепло или движение энергетических волн внутри организма, он подсознательно привлекает к участию в процедуре лечения и свою психическую сферу, тем самым усили­вая и закрепляя его полезный эффект. Отсутствие каких-либо ощущений во время энергокоррекции вызывает недоверие к действиям врача, а порой ироническую улыбку. В самом деле, ручные манипуляции врача, не сопровождающиеся никакими сиюминутными ощущениями у пациента, очень напоминают ему поющего артиста на экране телевизора с выключенным звуком. Понятно, что такого рода ситуация не способствует быстрому проявлению лечебного эффекта. А ведь он обнаружится лишь через несколько сеансов, и в течение всего этого времени такой больной не сможет быть союзником врача.

Очень высокие пороги чувствительности к биоэнергетиче­ским воздействиям встречаются обычно у людей, давно и в больших количествах принимающих какие-либо лекарственные препараты, а также у пациентов с психикой, чересчур «загру­женной» жизненными проблемами и потому испытывающих тотальное мышечное напряжение, через которое пробиться каким-либо слабым сигналам практически не удается.

Наконец, существует группа людей, у которых высокие пороги энергетической чувствительности обусловлены их гене­тическими особенностями. Для всех больных, пользующихся биоэнергетическим лечением вообще, а для лиц со сниженной энергетической чувствительностью в особенности, целесооб­разно проводить некоторую предварительную подготовку. Она состоит в том, чтобы за два-три дня до первого лечебного сеанса пациент постарался соблюдать общепринятый режим труда и отдыха, избегать многолюдных собраний и неприятных встреч, ограничить до приемлемого минимума потребление фармако­логических препаратов, а также возбуждающих напитков, в том числе крепкого чая и кофе. Очень полезно для усиления энер­гетической чувствительности выдержать в течение трех-четырех дней вегетарианскую диету или один-два дня поголодать. Спе­циальные же психотерапевтические сеансы, направленные на выработку общей мышечной релаксации, активацию внутрен­него внимания, уменьшение психического напряжения, позво­ляют заметно снизить пороги чувствительности к составляю­щим биоэнергетического поля и тем самым усиливают общий лечебный эффект.

Четвертый вариант сочетанного использования особых со­стояний сознания в психотерапии и биоэнергетики, как указы­валось ранее, предусматривает применение гипноза для закрепле­ния лечебных результатов, полученных при коррекции РФПБО. У психотерапевта, применяющего энергетические методы лече­ния, такого рода сочетание складывается естественным образом, само собой. Коррекция энергетического статуса почти у каждого пациента вызывает состояние выраженной расслабленности, а то и сонливости. Врач при этом чуть ли не автоматически произносит пару привычных для него усыпляющих фраз, и больной погружа­ется в сон. Далее делаются внушения, направленные на прочную фиксацию положительных результатов энергокоррекции, и дают­ся общепринятые в психотерапии установки на постгипнотиче-ский период. В данном варианте энергетическая коррекция явля­ется лишь одним из компонентов сеанса психотерапии.

А теперь рассмотрим основные понятия и навыки, необхо­димые для энергоинформационных диагностики и лечения, сочетанных с психотерапевтическим влиянием в особых состо­яниях сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: