Когда следует использовать голубой цвет? 50 глава




тельный характер и лишь способствуют более реальному про­явлению его мысли.

В пользу этого положения свидетельствуют случаи, когда 1 психотерапевт-энерготерапевт при лечении пациента сидит на­против него неподвижно, закрыв глаза, и все необходимые лечебные действия выполняет мысленно, находясь в особом состоянии сознания. Терапевтический эффект при этом бывает таким же, как и при ручной коррекции РФПБО. Но, конечно же, внешние действия помогают мысли, образу более рельефно и непосредственно проявиться.

Из всего сказанного следует весьма существенный вывод: первым и основным условием любой лечебной манипуляции должно быть наличие четкого субъективного представления о том, с какими морфологическими особенностями РФПБО при­ходится в данном случае иметь дело и что с ними в конечном счете должно произойти в результате проводимой работы. При этом способы ручных манипуляций по устранению энергети­ческих плюс-образований могут быть различными.

Наиболее распространенный способ локального воздейст­вия на РФПБО — снятие сигнала заболевания. Применяется он в тех случаях, когда энергетические «выросты» еще не до­стигают слишком больших размеров. При этом пациент распо­лагается между рукой экранирующей и рабочей рукой, которая должна находиться над энергетическим выступом. Психотера­певт, убедившись, что между его руками установилась нормаль­ная энергетическая связь, рабочей рукой, пальцы которой об­разуют «чашечку*, круговыми, «наматывающими» движениями собирает над очагом болезни патогенные энергетические обра­зования и, почувствовав их на пальцах, осторожно, продолжая совершать те же вращательные движения, отводит руку в сто­рону и там сбрасывает патогенный сигнал (одним из описанных ранее способов). Процедура продолжается до тех пор, пока болезнетворный субстрат не будет удален полностью (но не более десяти минут). Обычно через какое-то время (сутки-двое) на месте удаленного сигнала образуется новый, но, как правило, он значительно короче первоначального и менее «концентри­рованный». С каждым сеансом процесс восстановления сигнала болезни замедляется, и в какое-то время состояние РФПБО нормализуется, а симптомы болезни исчезают.

В некоторых случаях сигнал заболевания снимают' двумя руками, производя слегка расставленными пальцами сгребаю­щие движения сверху вниз, и соответствующим образом сбра­сывают их. Эти движения также делают до полного удаления болезнетворных образований. Следует отметить, что в случаях, когда сигнал упорно возвращался на место, авторы старинных руководств рекомендовали поставить на пол миску с водой

и сбрасывать в нее удаляемые сигналы. После этой процедуры возвращения сигналов не наблюдалось.

При энергетической коррекции в особых состояниях со­знания можно применять эриксоновскую технику снятия и «уведения» сигналов заболеваний через некоторые части тела пациента. Классическим примером такого приема является снятие патологических сигналов сердца. «Чашечкой» пальцев рабочей руки над областью сердца производят круговые дви­жения (по часовой стрелке). Затем собранные патологические сигналы «уводят» на левое плечо, проводят по руке и выводят через мизинец наружу, где их сбрасывают. Так же могут выво­диться через любую руку сигналы заболеваний головы или шеи, а сигналы заболеваний груди и брюшной полости — через ногу.

Наконец, еще один способ устранения болезнетворного энергетического образования состоит в том, чтобы вогнать его в энергетическую оболочку и равномерно «распределить» в ней. Применение этого способа целесообразно, когда болезнь про­является длинными, в несколько метров, энергетическими лу­чами, отделить которые от основной оболочки очень трудно. В таких случаях ищут конец луча и вдавливающими движения­ми медленно вводят его в толщу энергетической оболочки, а вход «опечатывают» движением щепоти рабочей руки, описы­вающей восьмерку (знак бесконечности). Этот прием часто приводит практически к немедленному выздоровлению. После­дующие закрепительные сеансы делают излечение окончатель­ным и стойким.

Региональные минус-дефекты РФПБО заполняются энер­гией с помощью рабочей руки психотерапевта, находящейся на некотором расстоянии. Еще раз подчеркнем, что настоящее целительство начинается тогда, когда человек приобретает уме­ние подключаться к невидимым пространственным источникам энергии и пропускать их через себя на больного. Человек, способный это делать, никогда не истощается, и, чем дольше он лечит, тем концентрированнее становится его энергия. Спе­циалист при этом на время как бы отказывается от себя, - предоставив высшим силам свободно действовать через него. После лечения психотерапевт должен забыть о пациенте и воспринимать его как постороннего человека, не имеющего к нему никакого отношения.

Локальную, местную энергоподпитку пациента также следу­ет проводить, используя пространственную энергию. Для этого левая рука служит в качестве конденсатора энергии, правая (щепоть) — излучателя. В более спокойном режиме работы раскрытую кисть правой руки можно держать параллельно поверхности тела пациента над больным местом. В этом случае

энергоизлучение идет преимущественно через середину ладони. Мощный поток энергии создастся при использовании в про­цессе излучения двух рук. Для этого кисти располагаются па­раллельно друг другу, а концы пальцев направлены к больному месту пациента.

Местная энергоподпитка может проводиться и контактным путем посредством наложения одной или двух рук, проведения массирующих движений (поглаживания, разминания и т. п.), дуновений, а также прикладывания различного рода материаль­ных носителей энергии (кусочков ткани, амулетов и пр.). У ок­культистов прошлого процедуры лечения посредством нало­жения рук (руки) были разработаны достаточно подробно и применялись весьма широко. Считалось, что возложение рук насыщает организм энергией и укрепляет функции того органа, на который оказывается воздействие. При этом наложение ладони оказывает успокаивающее действие, а прикосновение пальцами — возбуждающее, и тем более сильное, чем больше они расставлены.

Возложение руки делается непосредственно поверх одежды или одеяла, если больной находится в постели. В старых ру­ководствах указывалось, что есть три органа — мозг, сердце и солнечное сплетение, — на которые возлагать руки не следует: энергия этих органов слишком тонка, и более грубое излуче­ние рук может осложнить их функцию. Возложение рук не может быть продолжительным. При лечении органов верхней половины туловища контакт не должен превышать трех ми­нут, нижней — пяти минут. При всех воздействиях и приемах наложения рук основное правило состоит в том, что экрани­рующая рука лежит на соседнем органе или на ближайшем нервном сплетении.

Оккультисты прошлого применяли еще и лечебные дунове­ния (теплые и холодные). Теплое дуновение делалось выдыха­нием воздуха с близкого расстояния, похожим на согревание рук на морозе, и применялось при ожогах, воспалениях, миг­рени, когда энергию и сам болезненный процесс, необходимо рассредоточить. Холодное дуновение тоже делалось с близкого расстояния, но резко, быстро, вследствие чего оно приобретало охлаждающий характер. Применялось при головных болях, лихорадочных состояниях, судорогах.

Существовал и такой метод локального воздействия на РФПБО, как прогревание путем обдувания теплым выдыхае­мым воздухом. Обычно это делалось через одежду или специ­альные чистые фланелевые кусочки ткани. Целитель при этом вбирал в себя побольше воздуха и затем, приложив к больному месту кусочек ткани и прижав к ней губы, медленно выдыхал этот воздух. Такая процедура повторялась несколько раз. Про-

гревание обдуванием считалось одним из самых активных спо­собов* восстановления жизнедеятельности тканей, когда все другие способы оказывались неэффективными или же надо было быстро достичь положительных результатов лечения. На­родной целительской практикой установлено, что поддержанию в организме пациента высокого биоэнергетического уровня между очередными сеансами в большой степени способствуют так называемые носители энергии («энергетические посредни­ки»). Давно было замечено, что излучения человеческой энер­гии могут быть введены («наслоены») в определенные предметы или вещества и, будучи приложены к телу больного, оказывают лечебное действие. Лучшими аккумуляторами такой энергии являются, как показал опыт, вода, бумага, полотно, волосы, верблюжья шерсть. Из современных продуктов лучшим «носи­телем энергии» служит сухой чай, который длительное время сохраняет ее после соответствующего «облучения» и легко от­дает как при местном применении (в виде небольшого марле­вого узелка с сухим чаем), так и при внутреннем употреблении после заварки. Оздоровительно-стимулирующий эффект такого напитка бывает поразительным.

«Дай испить живой воды от твоего изголовья», — было сказано в одной древней рукописи, и, пожалуй, с тех давних времен люди знали о двух способах обогащения воды психиче­ской энергией человека: один, когда вода «намагничивалась» пассами, другой, естественный, когда вода ставилась у изголо­вья спящего человека. Первый способ применялся при лечении некоторых недомоганий, второй —для общего поддержания сил и жизненного тонуса. Такую воду пили или ею окропляли ^человека. Аналогичным образом могли обогащаться энергией ткани, предметы одежды. Известен, к примеру, существовав­ший у оккультистов обычай посылать ученику в подарок одежду со своего плеча: она при этом не столько выполняла свое пря­мое назначение, сколько служила дополнительным источником энергии и информации. Такого рода подарок нередко свиде­тельствовал о признании достижений ученика и служил необ­ходимым активатором его способностей.

Приверженцы агни-йоги также признавали «заговор воды», но речь шла о силе действия на воду не ритма слов, а взгляда, то есть информационного аспекта мысли. Считалось, что по­добное воздействие может иметь как положительное, так и отрицательное значение и что такому же влиянию подвергаются все предметы, с которыми целитель имеет дело. Его психическая энергия, наслоенная на предмете, нередко не стирается ни при Каких условиях. Поэтому вполне допускалась возможность со­здания специального аппарата, способного накапливать психи­ческую энергию.

В прежние времена различного рода энергетические «по­средники», «носители» пересылались по почте на большие расстояния даже таким больным, которые вообще никогда не встречались со своим целителем, и тем не менее положитель­ные результаты подобного лечения во многих случаях имелись налицо. С течением времени эманация РФПБО этих «носите­лей» ослабевала, они теряли былую целебную силу и, в свою очередь, вбирали в себя эманации того организма, с которым находились в соприкосновении. В таких случаях их обязатель­но сжигали и заменяли новыми, полученными из того же источника.

Обработка больного органа энергетическим лучом, модули­рованным соответствующими образными и словесными посыл­ками, может рассматриваться как наиболее специфический вид энергоинформационного лечения. Сам способ такого воздейст­вия, по словам С. А. Вронского, напоминает процесс гипноти­ческого внушения, только оно делается не самому больному, а его нездоровому органу или части тела. И это утверждение в значительной степени справедливо: ведь посылаемый на орган энергетический луч модулируется здоровым образом этого ор­гана, а также словесным приказом «выздороветь». Следователь­но, данный вид лечения может быть назван «психотерапией органов». Некоторые целители даже «разговаривают» с клетка­ми больного органа, подчиняя их своей воле.

Как известно,, прикосновением или легкими пассами при целенаправленном процессе мышления можно избавить боль­ного от многих недугов и болезней, облегчить его состояние даже при необратимых органических изменениях, купируя не­выносимые боли и на какой-то срок продлевая ему жизнь.

Самым действенным фактором в энергоинформационном лечении выступают сила и концентрация мышления целителя, его образная связь с больным органом или частью тела. По отношению к клеткам больного органа можно использовать как просьбу, так и приказ. И самое удивительное, что они подчи­няются в равной степени и просьбе, и приказу в силу действия подсознательного разума. Часто больному органу достаточно дать первоначальный импульс, чтобы запущенный им гистохи­мический механизм начал действовать самостоятельно, совер­шая исцеление уже самопроизвольно. Поглощение больным органом волн биоэнергии целителя находится в прямой зави­симости от тяжести заболевания. Если больной ощущает прежде всего не тепло, а холод, это означает, что пораженный орган в начале лечебного сеанса оказывает сопротивление либо актив­ное, либо совершенно пассивное.

Опытным путем выявлено наиболее благоприятное время для воздействия принятой энергии на организм: первые два-три

часа после сеанса. Вот почему больному рекомендуется именно в это время находиться в покое, лучше всего в лежачем поло­жении, возможно, с последующим сном.

Необходимость повторения сеансов, циклов и курсов лече­ния зависит от характера и тяжести заболевания и поведения больного. Очень важно при этом то чувство, которое испыты­вает больной по отношению к своему врачу или целителю и, наоборот, врач по отношению к больному. У этих чувств весьма большой диапазон: от ощущений чисто физического характера до переживаний эмоциональных или даже духов­ных, от симпатии и притягательности до антипатии и отвра­щения, от ощущения усталости до состояния благостности, от чувства страха и боязни до сильного желания быть вместе с данным человеком.

Судить о времени прекращения лечения легко, больной сам все реже настаивает на близких сроках встречи, и постепенно такие встречи становятся все более редкими, а затем прекраща­ются. Это значит, что пациент полностью выздоровел и вошел в нормальную жизненную колею.

Эта особенность была замечена первыми магнетизерами, еще только осваивавшими лечение посредством обогащения организма «флюидом», открытым Ф. Месмером. Она особенно выделялась на фоне растущего внутреннего расположения боль­ного к своему врачу, которое формировалось в процессе «маг-1 нетического» лечения (трансфера). И важнейшим признаком выздоровления было ослабление такого, иногда чрезмерного, расположения, возвращение пациента к обычному официаль­ному стилю взаимоотношений. Один из авторов того времени писал в связи с этим: «Влечение больного к магнетизеру исся­кает вместе с породившим его недугом... Пока больной чувст­вует, что магнетизер ему необходим, что он приносит ему облегчение, больного влечет к магнетизеру властное чувство. Как только больной выздоравливает, он отделяется от магнети­зера, и привязанность такого рода уступает место чувству при­знательности, но чаше — равнодушию, а порой и неблагодар­ности».

Попутно стоит отметить и некоторые другие положения, почерпнутые из тех же источников и важные для «технологии» энергоинформационного лечения. Так, в работах французских авторов А. де Пюисегюра и Делеза, опубликованных еще сто семьдесят лет назад, отмечалось, что действие «флюида» на пациента значительно повышается, если оно сопровождается проявлением доброты и внимания со стороны врача. Этими авторами было сформулировано определенное правило, вобрав­шее в себя опыт лечебной практики. Магнетизер требовал от больного, а также от его родных и близких, чтобы даже при

появлении тревожных симптомов курс лечения не прерывался вплоть до выздоровления. Обязательство принималось не менее чем на шесть месяцев, в действительности же лечение продол­жалось гораздо дольше (сегодня это известно как проблема сеттинга в современной психотерапии).

( Такого рода правило, естественно, было принято лишь после осознания того факта, что достичь выздоровления можно толь­ко ценой длительного лечения с чередою успехов и неудач, то есть в результате процесса, в котором врач играет роль своеоб­разного «энергетического катализатора». При этом утвержда­лось, что магнетизер, не имеющий возможности или желания уделить достаточно времени для того, чтобы довести магнети­ческий курс до завершения, ни в коем случае не должен за него браться. «Ибо больному, уже испытавшему целительное дейст­вие магнетизера, внезапное прекращение сеансов всегда при­носит вред».

Здесь была замечена очень важная клиническая закономер­ность. Суть ее в том, что многие хронические заболевания протекают на фоне относительной адаптации организма к дан­ному патологическому процессу, течение которого происхо­дит в замедленном темпе. Единичные сеансы биоэнерготера­пии нарушают сложившееся равновесие, но недостаточны для купирования болезни, которая в этом случае может обо­стриться.

Таким образом, наиболее общие положения, которые доста­точно эффективно работают при лечении любых заболеваний, можно сформулировать в двух основополагающих пунктах:

1) устранение патологического сигнала с энергетической оболочки, чем предотвращается дальнейшее развитие соответ­ствующего патологического процесса;

2) коррекция конструктивных образований РФПБО пациен­та, что согласует деятельность функциональных систем орга­низма, повышая его общую сопротивляемость (резистентностъ) и приспособительные качества (адаптивность).

Вместе с тем функциональные особенности физиологиче­ских систем, деятельность которых нарушена болезненным процессом, часто требуют своеобразного подхода к реализации указанных основополагающих пунктов. Поэтому при определе­нии специфики лечебных энергоинформационных действий следует учитывать также и своеобразие функциональных систем организма.

Что касается непосредственно заболеваний нервной систе­мы и психосоматических расстройств, то в лечебной практике энерготерапевта-психотерапевта чаще всего приходится иметь дело с функциональными заболеваниями и различного рода моносимптоматикой (головными болями, нервными тиками

и пр-)- Нередко удается эффективно помогать и больным с та­кими нарушениями, которые предполагают определенную сте­пень органических изменений (эпилепсия, невриты, радикули­ты, остаточные явления закрытых травм головного мозга и т. п.).

Большая группа функциональных расстройств нервной дея­тельности, известная под названием неврозов, является резуль­татом общих структурных нарушений энергетической оболочки. Задача лечения таких расстройств сводится лишь к тому, чтобы восстановить нормальную архитектонику РФПБО и действен­ность энергетических каналов, а также закрепить результаты лечения на длительное время.

Кроме того, больному неврозом следует «открыть глаза», если его «луч зрения» функционирует недостаточно. Для этого рабочая рука психотерапевта вступает в контакт с биополем глаза пациента и, совершая «бросковое» движение вдоль оси зрения, восстанав­ливает эту биополевую пространственную конструкцию. После этого устраняются дефекты биополя, восстанавливается его сим­метричность относительно вертикальной оси тела, производится энергетическая подпитка основных центров и всей биополевой оболочки в целом.

При таких системных неврозах, как заикания, тики, ночное недержание мочи, к общим нарушениям РФПБО присоединя­ются специфические локальные «сигналы заболевания» (энер­гетические лучи, выходящие из мышц, продуцирующих речь, в первом случае; формирующие нервные тики — во втором; из области мочевого пузыря — в третьем). Принцип лечения при всех вариантах подобных нарушений состоит в том, чтобы в первых сеансах энергокоррекции убрать «сигналы болезни», а в последующих — повысить общий уровень энергетики орга­низма, восстановить устойчивость нервной системы.

При отсутствии осложняющих обстоятельств (постоянной психотравмирующей ситуации, геопатогенных аномалий и пр.) функциональные заболевания нервной системы полностью из­лечиваются в течение трех-семи сеансов энергокоррекции.

Один из весьма распространенных моносимптомов при за­болеваниях центральной нервной системы — головная боль. В наиболее простых случаях она может быть реакцией на эмо­циональное или физическое напряжение, следствием влия­ния электромагнитных полей техногенного характера, потоков электромагнитных квантов космопланетарного происхождения, а также других изменений параметров внешней среды, вызыва­ющих метеопатии. Часто головная боль является одним из симптомов какого-нибудь заболевания, тогда, естественно, ле­чение направляется на устранение основной патологии.

Симптоматическое энерголечение при головной боли со­стоит в том, чтобы снять сигналы, продуцирующие боль. Спе-

циалисты применяют для этого различные приемы. Обычно, стоя за спиной больного, психотерапевт-энерготерапевт рас­полагает пальцы рук надо лбом сидящего пациента и, совер­шая полусогнутыми пальцами круговые движения, «собирает» патологические сигналы, отводит их к затылку, а затем спус­кает вниз по позвоночнику и «снимает». Этот процесс должен охватывать всю сферу РФПБО над головой и совершаться до тех пор, пока пальцы рук перестанут ощущать инородные энергетические фрагменты внутри оболочки. Такие манипуля­ции обычно проводятся при головных болях, именуемых миг­ренью и обусловленных изменением тонуса сосудов мозга. После двух-трех сеансов.чисто «симптоматического» лечения начинают применять все более интенсивные общеукрепляю­щие процедуры.

Для повышенного внутричерепного давления характерен сигнал, локализующийся в верхней части лба. Его необходимо «увести» рабочей рукой по средней линии головы, а затем спустить вдоль позвоночника до крестца и здесь «снять». Такая манипуляция повторяется несколько раз.

При невралгиях, а также остаточных явлениях локальных органических изменений различного характера (посттравма­тических, воспалительных и пр.) после снятия «сигналов забо­левания» необходимо систематически проводить интенсивное воздействие энергетическим лучом на больное место для сти­муляции процессов рассасывания продуктивных образований. При этом очень важна модуляция луча соответствующими мыслеобразами.

И в заключение отметим, что специальные лечебно-оздоро­вительные сеансы, предусматривающие дистанционное гипно-биоэнерговоздействие, проводятся в двух вариантах: в одном из них эти сеансы включают в период краткосрочного (двухднев­ного) контакта с пациентами, в другом — строятся только в виде пролонгированного курса (десятидневного, с тридцати минут­ными дистанционными сессиями).

Цели такого рода коррекционных воздействий могут быть разнообразными: активизация и закрепление положительных результатов сеансов, совершенствование биоэнергетических воз­можностей пациента; пересмотр отношения к себе и к окружа­ющим и отказ от углубленного ухода в болезнь; формирование способностей к саморегуляции. Установлено, что в этих сеансах дистанционное воздействие оказывает на пациентов более мяг­кое влияние, чем контактная коррекция. Это можно объяснить тем, что излишек получаемой в сеансе энергии имеет возмож­ность постепенно распределиться из энергетического центра — солнечного сплетения — по всему организму. Снижение в это время интенсивности гипнотического воздействия способству-

ет произвольной активизации психических функций (памяти, внимания) и двигательной сферы.

На наш взгляд, дистанционная энергетическая поддержка после различного рода психотерапевтических процедур — от­дельный самостоятельный раздел биоэнерготерапии, заслужи­вающий первоочередного и самого внимательного изучения. Большой смысл такой поддержки состоит в том, что, представ­ляя своего рода пролонгированную коррекцию, она не позво­ляет пациентам подавить сформированную ранее лечебную установку и потерять контакт с психотерапевтом. Даже элементарный вариант такой поддержки представляет собой ощутимую психологическую помощь больному.

 


ГЛАВА 14 Аутогенные особые состояния сознания

Однажды один посточный мудрец Ход­жа Насреддин пришел в селение, где жила женщина, считавшая себя намно­го мудрее его. Чтобы доказать это ок­ружающим, она решила загадать ему загадку — подойдя к нему и держа в сложенных ладонях птицу, она спроси­ла: «Скажи, как ты думаешь, птица б моих руках жива или мертва?». Это был хитрый вопрос, так как если бы он сказал, что птица жива, женщина чуть сильнее сжала бы ладони и птица за­дохнулась; а если бы он ответил, что птица мертва, она бы раскрыла ладони и выпустила птицу на волю. Но На-средднн ей ответил: «Все в твоих руках...»

Сирийская притча

...Пути Господни не отмечены в картах,

На них не бывает ГАИ.

И можно верить обществу.

Можно верить Судьбе.

Но если ты хочешь узнать Закон,

То ты заметишь его в себе.

Б. Гребенщиков

Исторически сложилось, что аутогенные особые состояния сознания нельзя рассматривать вне категории таких аутосуггес-тивных текстов, как заговоры и молитвы. В них закреплены результаты того невидимого многовекового эксперимента вы­работки универсальных механизмов вербальной суггести, кото­рые, хотя и являются иногда латентными для лиц, использую­щих данный жанр в своей практике, позволяют и поныне устанавливать глубокий-контакт слова с личностью, ничуть не хуже «научных» формул помогая достигать психотерапевтиче­ского эффекта в особых состояниях сознания. Так, Л. П. Гримак в книге, посвященной аутокоммуникации в психологии актив­ности, пишет:.«Конечно, в коррекции трудных состояний, а тем более функциональных заболеваний основная роль должна принадлежать врачу, но многие стороны своего состояния, как известно, может скорректировать сам индивидуум. Для этого он

предварительно должен многое выяснить, уточнить в Порядке обшения. Многое можно взять и многому научиться в, казалось бы, совсем забытых областях» (1991).

ЗАГОВОРЫИ МОЛИТВЫ

Заговоры, по мнению известнейшего исследователя мифо-поэзиса славян А. Н. Афанасьева, «это обломки языческих молений. В заговорах делается обращение к божествам света; тот, кто произносит их, умывается росою и становится на восток солнца красного. Силою заговоров знахари и знахарки уничто­жают кручину, прогоняют болезнь, изменяют злобу на любовь, усмиряют несчастную любовь, ревность и гнев, вызывают со­чувствие и прочее. Колдуны и ведьмы собирают таинственные чудодейственные травы и коренья, приготовляют целебные мази и снадобья; в сказках они являются владетелями живой и мертвой воды, ковра-самолета, чудесных коней. Все рассказан­ные нами преданья и поверья очень ясно указывают, что некогда колдуны и ведьмы, и именно в язычестве, имели значение не только благотворное, но и богослужебное, то есть, по преданиям и поверьям, — они являются служителями богов светлых, чистых... Имена ведуна и ведьмы связаны со словами вещать, предвещать, заговаривать. Такая связь основанием сво­им имеет языческие религиозные убеждения, некогда жившие в славянине: богослужение его главным образом выражалось в мольбе и предвещаниях, которые сопровождали собой и жер­твоприношения, и гадания, и очищения, и игрища. Остатки этих старинных молений и предвещаний уцелели в заговорах, заклятиях, загадках и некоторых народных обрядовых песнях. Священное значение речи, обращенной к божеству или пове-дающей волю божества, требовало выражения торжественного, стройного; с другой стороны, все народы, на первоначальных ' (лладенческих ступенях своего развития, любят песенный склад речи, который звучнее, приятнее говорит слуху и скорее запе­чатлевается в памяти. Первая молитва у всякого народа была и первым песнопением; в заговорах и заклятиях до сих пор замечается метр и народная рифма; то же должно сказать о загадках и некоторых старинных пословицах и поговорках» (1851).

Заговор был необходимой принадлежностью быта Руси XVII и XVIII столетий: «Исторические показания свидетельствуют о том, что, с одной стороны, за заговором признавали спаситель­ную силу, избавляющую от болезни, неудачи и беды, и прибе­гали к нему в различных жизненных случаях; с другой стороны, заговор считали опасным, еретическим орудием, так как он

ног погубить человека, и поэтому настаивали на уничтожении его в лице его знающих. Но какой бы ни был заговор, его заучивали и употребляли как во спасение, так и на погибель... Таким образом, и положительная, и отрицательная стороны ' заговора вызывали желание обладать им; желание это приводи­ли в исполнение, вследствие чего заговор был хорошо знаком всем слоям общества; все сословия признавали его значение и не относились к нему безразлично» (Елеонс,кая, 1994).

По данным С. А. Токарева, в этнографической литературе описано огромное множество магических обрядов, известных восточнославянским народам, которые, «как правило, сопро­вождаются словесными формулами — заговорами. Последние имеют очень существенное значение, порой даже основное. По-видимому, есть заговоры, которые считались действитель­ными сами по себе, без всякого обряда («вербальная магия»)» (1957). Такое выделение их в особый тип оправдывается тем, что, no-первых, очень многие заговоры записаны исследовате­лями без всякого упоминания б сопровождающих их (или сопровождаемых ими) обрядах, которых, может быть, и дейст­вительно нет; во-вторых, тем, что лечебные заговоры, видимо, имели сбои собственные корни в лечебной реальной практике. Отдача приказания при помощи слов, действие внушением, психологическое воздействие врача (или знахаря) на больного, несомненно, влияющее на ход болезни, — все это не могло не порождать веры в силу человеческого слова.

На наш взгляд, заговоры (как и впоследствии молитвы) служили и служат религиозно структурированной формой ауто-и гетеросугтесгии и контрсуггестии — средств саморегуляции в обычном и особых состояниях сознания. Несомненно, что многие тексты заговоров обладают энергоинформационным потенциалом1; однако так же несомненно и то, что они служат опорными мнемоническими формулами быстрого погружения человека в особые состояния сознания и эффективного психо­физиологического воздействия на него в этом состоянии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: