тельный характер и лишь способствуют более реальному проявлению его мысли.
В пользу этого положения свидетельствуют случаи, когда 1 психотерапевт-энерготерапевт при лечении пациента сидит напротив него неподвижно, закрыв глаза, и все необходимые лечебные действия выполняет мысленно, находясь в особом состоянии сознания. Терапевтический эффект при этом бывает таким же, как и при ручной коррекции РФПБО. Но, конечно же, внешние действия помогают мысли, образу более рельефно и непосредственно проявиться.
Из всего сказанного следует весьма существенный вывод: первым и основным условием любой лечебной манипуляции должно быть наличие четкого субъективного представления о том, с какими морфологическими особенностями РФПБО приходится в данном случае иметь дело и что с ними в конечном счете должно произойти в результате проводимой работы. При этом способы ручных манипуляций по устранению энергетических плюс-образований могут быть различными.
Наиболее распространенный способ локального воздействия на РФПБО — снятие сигнала заболевания. Применяется он в тех случаях, когда энергетические «выросты» еще не достигают слишком больших размеров. При этом пациент располагается между рукой экранирующей и рабочей рукой, которая должна находиться над энергетическим выступом. Психотерапевт, убедившись, что между его руками установилась нормальная энергетическая связь, рабочей рукой, пальцы которой образуют «чашечку*, круговыми, «наматывающими» движениями собирает над очагом болезни патогенные энергетические образования и, почувствовав их на пальцах, осторожно, продолжая совершать те же вращательные движения, отводит руку в сторону и там сбрасывает патогенный сигнал (одним из описанных ранее способов). Процедура продолжается до тех пор, пока болезнетворный субстрат не будет удален полностью (но не более десяти минут). Обычно через какое-то время (сутки-двое) на месте удаленного сигнала образуется новый, но, как правило, он значительно короче первоначального и менее «концентрированный». С каждым сеансом процесс восстановления сигнала болезни замедляется, и в какое-то время состояние РФПБО нормализуется, а симптомы болезни исчезают.
|
В некоторых случаях сигнал заболевания снимают' двумя руками, производя слегка расставленными пальцами сгребающие движения сверху вниз, и соответствующим образом сбрасывают их. Эти движения также делают до полного удаления болезнетворных образований. Следует отметить, что в случаях, когда сигнал упорно возвращался на место, авторы старинных руководств рекомендовали поставить на пол миску с водой
и сбрасывать в нее удаляемые сигналы. После этой процедуры возвращения сигналов не наблюдалось.
При энергетической коррекции в особых состояниях сознания можно применять эриксоновскую технику снятия и «уведения» сигналов заболеваний через некоторые части тела пациента. Классическим примером такого приема является снятие патологических сигналов сердца. «Чашечкой» пальцев рабочей руки над областью сердца производят круговые движения (по часовой стрелке). Затем собранные патологические сигналы «уводят» на левое плечо, проводят по руке и выводят через мизинец наружу, где их сбрасывают. Так же могут выводиться через любую руку сигналы заболеваний головы или шеи, а сигналы заболеваний груди и брюшной полости — через ногу.
|
Наконец, еще один способ устранения болезнетворного энергетического образования состоит в том, чтобы вогнать его в энергетическую оболочку и равномерно «распределить» в ней. Применение этого способа целесообразно, когда болезнь проявляется длинными, в несколько метров, энергетическими лучами, отделить которые от основной оболочки очень трудно. В таких случаях ищут конец луча и вдавливающими движениями медленно вводят его в толщу энергетической оболочки, а вход «опечатывают» движением щепоти рабочей руки, описывающей восьмерку (знак бесконечности). Этот прием часто приводит практически к немедленному выздоровлению. Последующие закрепительные сеансы делают излечение окончательным и стойким.
Региональные минус-дефекты РФПБО заполняются энергией с помощью рабочей руки психотерапевта, находящейся на некотором расстоянии. Еще раз подчеркнем, что настоящее целительство начинается тогда, когда человек приобретает умение подключаться к невидимым пространственным источникам энергии и пропускать их через себя на больного. Человек, способный это делать, никогда не истощается, и, чем дольше он лечит, тем концентрированнее становится его энергия. Специалист при этом на время как бы отказывается от себя, - предоставив высшим силам свободно действовать через него. После лечения психотерапевт должен забыть о пациенте и воспринимать его как постороннего человека, не имеющего к нему никакого отношения.
|
Локальную, местную энергоподпитку пациента также следует проводить, используя пространственную энергию. Для этого левая рука служит в качестве конденсатора энергии, правая (щепоть) — излучателя. В более спокойном режиме работы раскрытую кисть правой руки можно держать параллельно поверхности тела пациента над больным местом. В этом случае
энергоизлучение идет преимущественно через середину ладони. Мощный поток энергии создастся при использовании в процессе излучения двух рук. Для этого кисти располагаются параллельно друг другу, а концы пальцев направлены к больному месту пациента.
Местная энергоподпитка может проводиться и контактным путем посредством наложения одной или двух рук, проведения массирующих движений (поглаживания, разминания и т. п.), дуновений, а также прикладывания различного рода материальных носителей энергии (кусочков ткани, амулетов и пр.). У оккультистов прошлого процедуры лечения посредством наложения рук (руки) были разработаны достаточно подробно и применялись весьма широко. Считалось, что возложение рук насыщает организм энергией и укрепляет функции того органа, на который оказывается воздействие. При этом наложение ладони оказывает успокаивающее действие, а прикосновение пальцами — возбуждающее, и тем более сильное, чем больше они расставлены.
Возложение руки делается непосредственно поверх одежды или одеяла, если больной находится в постели. В старых руководствах указывалось, что есть три органа — мозг, сердце и солнечное сплетение, — на которые возлагать руки не следует: энергия этих органов слишком тонка, и более грубое излучение рук может осложнить их функцию. Возложение рук не может быть продолжительным. При лечении органов верхней половины туловища контакт не должен превышать трех минут, нижней — пяти минут. При всех воздействиях и приемах наложения рук основное правило состоит в том, что экранирующая рука лежит на соседнем органе или на ближайшем нервном сплетении.
Оккультисты прошлого применяли еще и лечебные дуновения (теплые и холодные). Теплое дуновение делалось выдыханием воздуха с близкого расстояния, похожим на согревание рук на морозе, и применялось при ожогах, воспалениях, мигрени, когда энергию и сам болезненный процесс, необходимо рассредоточить. Холодное дуновение тоже делалось с близкого расстояния, но резко, быстро, вследствие чего оно приобретало охлаждающий характер. Применялось при головных болях, лихорадочных состояниях, судорогах.
Существовал и такой метод локального воздействия на РФПБО, как прогревание путем обдувания теплым выдыхаемым воздухом. Обычно это делалось через одежду или специальные чистые фланелевые кусочки ткани. Целитель при этом вбирал в себя побольше воздуха и затем, приложив к больному месту кусочек ткани и прижав к ней губы, медленно выдыхал этот воздух. Такая процедура повторялась несколько раз. Про-
гревание обдуванием считалось одним из самых активных способов* восстановления жизнедеятельности тканей, когда все другие способы оказывались неэффективными или же надо было быстро достичь положительных результатов лечения. Народной целительской практикой установлено, что поддержанию в организме пациента высокого биоэнергетического уровня между очередными сеансами в большой степени способствуют так называемые носители энергии («энергетические посредники»). Давно было замечено, что излучения человеческой энергии могут быть введены («наслоены») в определенные предметы или вещества и, будучи приложены к телу больного, оказывают лечебное действие. Лучшими аккумуляторами такой энергии являются, как показал опыт, вода, бумага, полотно, волосы, верблюжья шерсть. Из современных продуктов лучшим «носителем энергии» служит сухой чай, который длительное время сохраняет ее после соответствующего «облучения» и легко отдает как при местном применении (в виде небольшого марлевого узелка с сухим чаем), так и при внутреннем употреблении после заварки. Оздоровительно-стимулирующий эффект такого напитка бывает поразительным.
«Дай испить живой воды от твоего изголовья», — было сказано в одной древней рукописи, и, пожалуй, с тех давних времен люди знали о двух способах обогащения воды психической энергией человека: один, когда вода «намагничивалась» пассами, другой, естественный, когда вода ставилась у изголовья спящего человека. Первый способ применялся при лечении некоторых недомоганий, второй —для общего поддержания сил и жизненного тонуса. Такую воду пили или ею окропляли ^человека. Аналогичным образом могли обогащаться энергией ткани, предметы одежды. Известен, к примеру, существовавший у оккультистов обычай посылать ученику в подарок одежду со своего плеча: она при этом не столько выполняла свое прямое назначение, сколько служила дополнительным источником энергии и информации. Такого рода подарок нередко свидетельствовал о признании достижений ученика и служил необходимым активатором его способностей.
Приверженцы агни-йоги также признавали «заговор воды», но речь шла о силе действия на воду не ритма слов, а взгляда, то есть информационного аспекта мысли. Считалось, что подобное воздействие может иметь как положительное, так и отрицательное значение и что такому же влиянию подвергаются все предметы, с которыми целитель имеет дело. Его психическая энергия, наслоенная на предмете, нередко не стирается ни при Каких условиях. Поэтому вполне допускалась возможность создания специального аппарата, способного накапливать психическую энергию.
В прежние времена различного рода энергетические «посредники», «носители» пересылались по почте на большие расстояния даже таким больным, которые вообще никогда не встречались со своим целителем, и тем не менее положительные результаты подобного лечения во многих случаях имелись налицо. С течением времени эманация РФПБО этих «носителей» ослабевала, они теряли былую целебную силу и, в свою очередь, вбирали в себя эманации того организма, с которым находились в соприкосновении. В таких случаях их обязательно сжигали и заменяли новыми, полученными из того же источника.
Обработка больного органа энергетическим лучом, модулированным соответствующими образными и словесными посылками, может рассматриваться как наиболее специфический вид энергоинформационного лечения. Сам способ такого воздействия, по словам С. А. Вронского, напоминает процесс гипнотического внушения, только оно делается не самому больному, а его нездоровому органу или части тела. И это утверждение в значительной степени справедливо: ведь посылаемый на орган энергетический луч модулируется здоровым образом этого органа, а также словесным приказом «выздороветь». Следовательно, данный вид лечения может быть назван «психотерапией органов». Некоторые целители даже «разговаривают» с клетками больного органа, подчиняя их своей воле.
Как известно,, прикосновением или легкими пассами при целенаправленном процессе мышления можно избавить больного от многих недугов и болезней, облегчить его состояние даже при необратимых органических изменениях, купируя невыносимые боли и на какой-то срок продлевая ему жизнь.
Самым действенным фактором в энергоинформационном лечении выступают сила и концентрация мышления целителя, его образная связь с больным органом или частью тела. По отношению к клеткам больного органа можно использовать как просьбу, так и приказ. И самое удивительное, что они подчиняются в равной степени и просьбе, и приказу в силу действия подсознательного разума. Часто больному органу достаточно дать первоначальный импульс, чтобы запущенный им гистохимический механизм начал действовать самостоятельно, совершая исцеление уже самопроизвольно. Поглощение больным органом волн биоэнергии целителя находится в прямой зависимости от тяжести заболевания. Если больной ощущает прежде всего не тепло, а холод, это означает, что пораженный орган в начале лечебного сеанса оказывает сопротивление либо активное, либо совершенно пассивное.
Опытным путем выявлено наиболее благоприятное время для воздействия принятой энергии на организм: первые два-три
часа после сеанса. Вот почему больному рекомендуется именно в это время находиться в покое, лучше всего в лежачем положении, возможно, с последующим сном.
Необходимость повторения сеансов, циклов и курсов лечения зависит от характера и тяжести заболевания и поведения больного. Очень важно при этом то чувство, которое испытывает больной по отношению к своему врачу или целителю и, наоборот, врач по отношению к больному. У этих чувств весьма большой диапазон: от ощущений чисто физического характера до переживаний эмоциональных или даже духовных, от симпатии и притягательности до антипатии и отвращения, от ощущения усталости до состояния благостности, от чувства страха и боязни до сильного желания быть вместе с данным человеком.
Судить о времени прекращения лечения легко, больной сам все реже настаивает на близких сроках встречи, и постепенно такие встречи становятся все более редкими, а затем прекращаются. Это значит, что пациент полностью выздоровел и вошел в нормальную жизненную колею.
Эта особенность была замечена первыми магнетизерами, еще только осваивавшими лечение посредством обогащения организма «флюидом», открытым Ф. Месмером. Она особенно выделялась на фоне растущего внутреннего расположения больного к своему врачу, которое формировалось в процессе «маг-1 нетического» лечения (трансфера). И важнейшим признаком выздоровления было ослабление такого, иногда чрезмерного, расположения, возвращение пациента к обычному официальному стилю взаимоотношений. Один из авторов того времени писал в связи с этим: «Влечение больного к магнетизеру иссякает вместе с породившим его недугом... Пока больной чувствует, что магнетизер ему необходим, что он приносит ему облегчение, больного влечет к магнетизеру властное чувство. Как только больной выздоравливает, он отделяется от магнетизера, и привязанность такого рода уступает место чувству признательности, но чаше — равнодушию, а порой и неблагодарности».
Попутно стоит отметить и некоторые другие положения, почерпнутые из тех же источников и важные для «технологии» энергоинформационного лечения. Так, в работах французских авторов А. де Пюисегюра и Делеза, опубликованных еще сто семьдесят лет назад, отмечалось, что действие «флюида» на пациента значительно повышается, если оно сопровождается проявлением доброты и внимания со стороны врача. Этими авторами было сформулировано определенное правило, вобравшее в себя опыт лечебной практики. Магнетизер требовал от больного, а также от его родных и близких, чтобы даже при
появлении тревожных симптомов курс лечения не прерывался вплоть до выздоровления. Обязательство принималось не менее чем на шесть месяцев, в действительности же лечение продолжалось гораздо дольше (сегодня это известно как проблема сеттинга в современной психотерапии).
( Такого рода правило, естественно, было принято лишь после осознания того факта, что достичь выздоровления можно только ценой длительного лечения с чередою успехов и неудач, то есть в результате процесса, в котором врач играет роль своеобразного «энергетического катализатора». При этом утверждалось, что магнетизер, не имеющий возможности или желания уделить достаточно времени для того, чтобы довести магнетический курс до завершения, ни в коем случае не должен за него браться. «Ибо больному, уже испытавшему целительное действие магнетизера, внезапное прекращение сеансов всегда приносит вред».
Здесь была замечена очень важная клиническая закономерность. Суть ее в том, что многие хронические заболевания протекают на фоне относительной адаптации организма к данному патологическому процессу, течение которого происходит в замедленном темпе. Единичные сеансы биоэнерготерапии нарушают сложившееся равновесие, но недостаточны для купирования болезни, которая в этом случае может обостриться.
Таким образом, наиболее общие положения, которые достаточно эффективно работают при лечении любых заболеваний, можно сформулировать в двух основополагающих пунктах:
1) устранение патологического сигнала с энергетической оболочки, чем предотвращается дальнейшее развитие соответствующего патологического процесса;
2) коррекция конструктивных образований РФПБО пациента, что согласует деятельность функциональных систем организма, повышая его общую сопротивляемость (резистентностъ) и приспособительные качества (адаптивность).
Вместе с тем функциональные особенности физиологических систем, деятельность которых нарушена болезненным процессом, часто требуют своеобразного подхода к реализации указанных основополагающих пунктов. Поэтому при определении специфики лечебных энергоинформационных действий следует учитывать также и своеобразие функциональных систем организма.
Что касается непосредственно заболеваний нервной системы и психосоматических расстройств, то в лечебной практике энерготерапевта-психотерапевта чаще всего приходится иметь дело с функциональными заболеваниями и различного рода моносимптоматикой (головными болями, нервными тиками
и пр-)- Нередко удается эффективно помогать и больным с такими нарушениями, которые предполагают определенную степень органических изменений (эпилепсия, невриты, радикулиты, остаточные явления закрытых травм головного мозга и т. п.).
Большая группа функциональных расстройств нервной деятельности, известная под названием неврозов, является результатом общих структурных нарушений энергетической оболочки. Задача лечения таких расстройств сводится лишь к тому, чтобы восстановить нормальную архитектонику РФПБО и действенность энергетических каналов, а также закрепить результаты лечения на длительное время.
Кроме того, больному неврозом следует «открыть глаза», если его «луч зрения» функционирует недостаточно. Для этого рабочая рука психотерапевта вступает в контакт с биополем глаза пациента и, совершая «бросковое» движение вдоль оси зрения, восстанавливает эту биополевую пространственную конструкцию. После этого устраняются дефекты биополя, восстанавливается его симметричность относительно вертикальной оси тела, производится энергетическая подпитка основных центров и всей биополевой оболочки в целом.
При таких системных неврозах, как заикания, тики, ночное недержание мочи, к общим нарушениям РФПБО присоединяются специфические локальные «сигналы заболевания» (энергетические лучи, выходящие из мышц, продуцирующих речь, в первом случае; формирующие нервные тики — во втором; из области мочевого пузыря — в третьем). Принцип лечения при всех вариантах подобных нарушений состоит в том, чтобы в первых сеансах энергокоррекции убрать «сигналы болезни», а в последующих — повысить общий уровень энергетики организма, восстановить устойчивость нервной системы.
При отсутствии осложняющих обстоятельств (постоянной психотравмирующей ситуации, геопатогенных аномалий и пр.) функциональные заболевания нервной системы полностью излечиваются в течение трех-семи сеансов энергокоррекции.
Один из весьма распространенных моносимптомов при заболеваниях центральной нервной системы — головная боль. В наиболее простых случаях она может быть реакцией на эмоциональное или физическое напряжение, следствием влияния электромагнитных полей техногенного характера, потоков электромагнитных квантов космопланетарного происхождения, а также других изменений параметров внешней среды, вызывающих метеопатии. Часто головная боль является одним из симптомов какого-нибудь заболевания, тогда, естественно, лечение направляется на устранение основной патологии.
Симптоматическое энерголечение при головной боли состоит в том, чтобы снять сигналы, продуцирующие боль. Спе-
циалисты применяют для этого различные приемы. Обычно, стоя за спиной больного, психотерапевт-энерготерапевт располагает пальцы рук надо лбом сидящего пациента и, совершая полусогнутыми пальцами круговые движения, «собирает» патологические сигналы, отводит их к затылку, а затем спускает вниз по позвоночнику и «снимает». Этот процесс должен охватывать всю сферу РФПБО над головой и совершаться до тех пор, пока пальцы рук перестанут ощущать инородные энергетические фрагменты внутри оболочки. Такие манипуляции обычно проводятся при головных болях, именуемых мигренью и обусловленных изменением тонуса сосудов мозга. После двух-трех сеансов.чисто «симптоматического» лечения начинают применять все более интенсивные общеукрепляющие процедуры.
Для повышенного внутричерепного давления характерен сигнал, локализующийся в верхней части лба. Его необходимо «увести» рабочей рукой по средней линии головы, а затем спустить вдоль позвоночника до крестца и здесь «снять». Такая манипуляция повторяется несколько раз.
При невралгиях, а также остаточных явлениях локальных органических изменений различного характера (посттравматических, воспалительных и пр.) после снятия «сигналов заболевания» необходимо систематически проводить интенсивное воздействие энергетическим лучом на больное место для стимуляции процессов рассасывания продуктивных образований. При этом очень важна модуляция луча соответствующими мыслеобразами.
И в заключение отметим, что специальные лечебно-оздоровительные сеансы, предусматривающие дистанционное гипно-биоэнерговоздействие, проводятся в двух вариантах: в одном из них эти сеансы включают в период краткосрочного (двухдневного) контакта с пациентами, в другом — строятся только в виде пролонгированного курса (десятидневного, с тридцати минутными дистанционными сессиями).
Цели такого рода коррекционных воздействий могут быть разнообразными: активизация и закрепление положительных результатов сеансов, совершенствование биоэнергетических возможностей пациента; пересмотр отношения к себе и к окружающим и отказ от углубленного ухода в болезнь; формирование способностей к саморегуляции. Установлено, что в этих сеансах дистанционное воздействие оказывает на пациентов более мягкое влияние, чем контактная коррекция. Это можно объяснить тем, что излишек получаемой в сеансе энергии имеет возможность постепенно распределиться из энергетического центра — солнечного сплетения — по всему организму. Снижение в это время интенсивности гипнотического воздействия способству-
ет произвольной активизации психических функций (памяти, внимания) и двигательной сферы.
На наш взгляд, дистанционная энергетическая поддержка после различного рода психотерапевтических процедур — отдельный самостоятельный раздел биоэнерготерапии, заслуживающий первоочередного и самого внимательного изучения. Большой смысл такой поддержки состоит в том, что, представляя своего рода пролонгированную коррекцию, она не позволяет пациентам подавить сформированную ранее лечебную установку и потерять контакт с психотерапевтом. Даже элементарный вариант такой поддержки представляет собой ощутимую психологическую помощь больному.
ГЛАВА 14 Аутогенные особые состояния сознания
Однажды один посточный мудрец Ходжа Насреддин пришел в селение, где жила женщина, считавшая себя намного мудрее его. Чтобы доказать это окружающим, она решила загадать ему загадку — подойдя к нему и держа в сложенных ладонях птицу, она спросила: «Скажи, как ты думаешь, птица б моих руках жива или мертва?». Это был хитрый вопрос, так как если бы он сказал, что птица жива, женщина чуть сильнее сжала бы ладони и птица задохнулась; а если бы он ответил, что птица мертва, она бы раскрыла ладони и выпустила птицу на волю. Но На-средднн ей ответил: «Все в твоих руках...»
Сирийская притча
...Пути Господни не отмечены в картах,
На них не бывает ГАИ.
И можно верить обществу.
Можно верить Судьбе.
Но если ты хочешь узнать Закон,
То ты заметишь его в себе.
Б. Гребенщиков
Исторически сложилось, что аутогенные особые состояния сознания нельзя рассматривать вне категории таких аутосуггес-тивных текстов, как заговоры и молитвы. В них закреплены результаты того невидимого многовекового эксперимента выработки универсальных механизмов вербальной суггести, которые, хотя и являются иногда латентными для лиц, использующих данный жанр в своей практике, позволяют и поныне устанавливать глубокий-контакт слова с личностью, ничуть не хуже «научных» формул помогая достигать психотерапевтического эффекта в особых состояниях сознания. Так, Л. П. Гримак в книге, посвященной аутокоммуникации в психологии активности, пишет:.«Конечно, в коррекции трудных состояний, а тем более функциональных заболеваний основная роль должна принадлежать врачу, но многие стороны своего состояния, как известно, может скорректировать сам индивидуум. Для этого он
предварительно должен многое выяснить, уточнить в Порядке обшения. Многое можно взять и многому научиться в, казалось бы, совсем забытых областях» (1991).
ЗАГОВОРЫИ МОЛИТВЫ
Заговоры, по мнению известнейшего исследователя мифо-поэзиса славян А. Н. Афанасьева, «это обломки языческих молений. В заговорах делается обращение к божествам света; тот, кто произносит их, умывается росою и становится на восток солнца красного. Силою заговоров знахари и знахарки уничтожают кручину, прогоняют болезнь, изменяют злобу на любовь, усмиряют несчастную любовь, ревность и гнев, вызывают сочувствие и прочее. Колдуны и ведьмы собирают таинственные чудодейственные травы и коренья, приготовляют целебные мази и снадобья; в сказках они являются владетелями живой и мертвой воды, ковра-самолета, чудесных коней. Все рассказанные нами преданья и поверья очень ясно указывают, что некогда колдуны и ведьмы, и именно в язычестве, имели значение не только благотворное, но и богослужебное, то есть, по преданиям и поверьям, — они являются служителями богов светлых, чистых... Имена ведуна и ведьмы связаны со словами вещать, предвещать, заговаривать. Такая связь основанием своим имеет языческие религиозные убеждения, некогда жившие в славянине: богослужение его главным образом выражалось в мольбе и предвещаниях, которые сопровождали собой и жертвоприношения, и гадания, и очищения, и игрища. Остатки этих старинных молений и предвещаний уцелели в заговорах, заклятиях, загадках и некоторых народных обрядовых песнях. Священное значение речи, обращенной к божеству или пове-дающей волю божества, требовало выражения торжественного, стройного; с другой стороны, все народы, на первоначальных ' (лладенческих ступенях своего развития, любят песенный склад речи, который звучнее, приятнее говорит слуху и скорее запечатлевается в памяти. Первая молитва у всякого народа была и первым песнопением; в заговорах и заклятиях до сих пор замечается метр и народная рифма; то же должно сказать о загадках и некоторых старинных пословицах и поговорках» (1851).
Заговор был необходимой принадлежностью быта Руси XVII и XVIII столетий: «Исторические показания свидетельствуют о том, что, с одной стороны, за заговором признавали спасительную силу, избавляющую от болезни, неудачи и беды, и прибегали к нему в различных жизненных случаях; с другой стороны, заговор считали опасным, еретическим орудием, так как он
ног погубить человека, и поэтому настаивали на уничтожении его в лице его знающих. Но какой бы ни был заговор, его заучивали и употребляли как во спасение, так и на погибель... Таким образом, и положительная, и отрицательная стороны ' заговора вызывали желание обладать им; желание это приводили в исполнение, вследствие чего заговор был хорошо знаком всем слоям общества; все сословия признавали его значение и не относились к нему безразлично» (Елеонс,кая, 1994).
По данным С. А. Токарева, в этнографической литературе описано огромное множество магических обрядов, известных восточнославянским народам, которые, «как правило, сопровождаются словесными формулами — заговорами. Последние имеют очень существенное значение, порой даже основное. По-видимому, есть заговоры, которые считались действительными сами по себе, без всякого обряда («вербальная магия»)» (1957). Такое выделение их в особый тип оправдывается тем, что, no-первых, очень многие заговоры записаны исследователями без всякого упоминания б сопровождающих их (или сопровождаемых ими) обрядах, которых, может быть, и действительно нет; во-вторых, тем, что лечебные заговоры, видимо, имели сбои собственные корни в лечебной реальной практике. Отдача приказания при помощи слов, действие внушением, психологическое воздействие врача (или знахаря) на больного, несомненно, влияющее на ход болезни, — все это не могло не порождать веры в силу человеческого слова.
На наш взгляд, заговоры (как и впоследствии молитвы) служили и служат религиозно структурированной формой ауто-и гетеросугтесгии и контрсуггестии — средств саморегуляции в обычном и особых состояниях сознания. Несомненно, что многие тексты заговоров обладают энергоинформационным потенциалом1; однако так же несомненно и то, что они служат опорными мнемоническими формулами быстрого погружения человека в особые состояния сознания и эффективного психофизиологического воздействия на него в этом состоянии.