Ученый успел написать предисловие к тринадцатому изданию своей книги, вышедшей в 1970 году. В нем И. Шульц с тревогой отмечал: «Широкое распространение метода привело к тому, что, к сожалению, к нему «примазались» и шарлатаны: один священник обещает детям легкие пути к самообладанию,
различные «институты психологии» рассылают проспекты, отмечая мимоходом, что их руководители имеют ученые степени и звания, и тому подобное. Даже коллеги издают без конца «Сборники упражнений» для самостоятельных занятий без врачебного контроля». Между тем почти за 40 лет до этого в предисловии к первому изданию своей известной книги И. Шульц пис&ч: «Настоятельно предупреждаем читателей, не имеющих отношения к медицине, о недопустимости использования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля, так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осуществлять под медицинским наблюдением». Умер И. Шульц в 1970 году в возрасте 86 лет. В СССР аутогенная тренировка систематически стала изучаться примерно с середины 50-х годов. Этому методу посвящены монографии А. С. Ромена (1970), А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой (1980), В. С. Лобзина и М. М. Решетникова (1986) и др.
Аутогенная тренировка, предложенная И. Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов1, опыт исследования ощущений людей, погружае-
1 Йога (в переводе с санскриту — соединение, связь) — система методов, ^нормировавшихся в среде индуизма и буддизма, направленных на достижение особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмощюнально-вегетативцой сферой. Классическая йога включает восемь ступеней, описанных Патавджали (II век до н.э.).
|
Яма — этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению» (воздержание от проявлений зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, нсстяжатсльство, контроль над чувствами и желаниями и т. п.).
Нияма — свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов; подчеркивается важность воздержания и умеренности во всем.
Асана и пранаяма составляют так называемую хатха-йогу, целью которой является совершенствование тела и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов в организме человека постоянно циркулирует по каналам-меридианам энергия прана, формой которой является взаимодействие двух противоположностей — ха в Индии или ян в Китае (положительная сила, энергия Солнца) и тха в Индии или инь в Китае (отрицательная сила, >нергия Луны). Задача хатха-йоги состоит как раз в гармонизации этих двух начал с помощью асан (специальных поз, пребывание в которых приводит к.рекра-шению борьбы между противоположностями, и пранаямы (управления жизненной энергией посредством контроля дыхания).
Пратьяхара — самоуглубление, отречение от чувств. Вивекананда (I9U) выделяет два этапа: «выключение чувств» (позволение мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль) и «растворение мыслей о теле» (йог представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность»).
|
мых в гипноз, практика использования самовнушения нансий-ской школой психотерапевтов (Э. Куэ, К. Бодуэна), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Е. Джекобсона), а также рациональная психотерапия (П. Дюбуа).
Одной из основных заслуг И. Шульца является то, что он освободил учение йоги от распространенной интерпретации и от налета мистицизма.
Предложенная И. Шульцем методика аутогенной тренировки, в отличие от ее многочисленных модификаций, называется классической и имеет две ступени: первую, или начальную (АТ-1), и вторую, или высшую (АТ-2).
Техника АТ-1
Перед началом тренировки с пациентом проводят беседу, объясняя в доступной форме физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам И. Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные, функции организма. Умело проведенная беседа, сопровождаемая демонстрацией эффективности отдельных упражнений, а также людей, добившихся путем тренировки позитивных результатов, способствуют успеху дальнейшего лечения. В беседе подчеркивают, что мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения. Полезно с самого начала ознакомить пациента с планом тренировок.
|
Сеансы самовнушения проводятся 3—4 раза в день. Первые три месяца длительность каждого сеанса — не более 1—3 минут, затем время их несколько увеличивается (АТ-2), но не превышает 30 минут. На всем протяжении лечения тренировки должны проходить под наблюдением психотерапевта. С этой целью не менее одного раза в неделю проводят сеансы групповой тренировки. На первом этапе лечения необходимо овладеть шестью упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10—15 дней. После -этого наступает второй этап лечения (АТ-2), который длится на менее шести месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9—12 месяцев.
Дхарана — концентрация внимания на определенном объекте (например, кончике носа), вчувствование в нега.
Дхиана — медитация; концентрация на отвлеченных идеях.
Самадхк — озарение, состояние осознания (или постижения) Истины.
Сеансы проводят лежа или сидя в позе «кучера»: голова склоняется вперед, кисти и предплечья — на коленях, ноги удобно расставлены.
Упражнение I — вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «Моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «Я спокоен» (1 раз). После 4—6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».
Упражнение 2 — вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «Тело тяжелое» (1 раз); «Моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».
В дальнейшем первое и второе упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.
Упражнение 3— регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5—6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Рекомендуется предварительно научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности. Запрещается сильно замедлять ритм сердца!
Упражнение 4 — регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последнюю фразу повторяют 5—6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».
Упражнение 5— влияние на органы брюшной полости. Пациенту предварительно разъясняют локализацию и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1—4, а затем мысленно 5—6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое... оно излучает тепло». Упражнение 6 — вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1—5. Затем 5—6 раз пациент мысленно повторяет: «Мой лоб прохладен».
По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теплое... Лоб прохладный».
После выполнения упражнения рекомендуется спокойно, отдыхать в течение 1—2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (два-три резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза».
Приведенные шесть упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегетовисцеральные функции организма.
Техника АТ-2
К высшей ступени аутогенной тренировки И. Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.
В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.
Упражнение 1— медитация на цвете. После исполнения шести упражнений, низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины... зеленый луг... синий цветок. Во время упражнений нужно стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.
Упражнение повторяют до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.
Упражнение 2 — медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в направленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет — ощущения. Например, фиолетовый — чувство покоя, черный — печаль, тревога и т. д.
Упражнение 3 — медитация на образе. Цель упражнения — научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это могут быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.
Упражнение 4 — медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т. п. Образные эквиваленты подобных абстрактных
понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у других — с морем, у третьих — с бескрайней степью.
Упражнение 5— медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. И. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.
Упражнение 6— медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом — на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».
Упражнение 7 — «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, человек сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?».
В. Лутэ, соавтор И. Шульца по шеститомному руководству «Аутогенная терапия» (1969), предлагает после аутогенной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по И. Шуль-цу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.
Упражнения по аутогенной модификации включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнениям по методу X. Клейнзорге — Г. Клюмбиеса) и формулы-намерения. Пациент не просто задает себе вопрос, как в седьмом упражнении АТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. Например: «Я не принимаю ни одной капли алкоголя, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах» в ситуации приглашения выпить или: «Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» — при энурезе и т. п.
Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию.
При аутогенном отреагировании (по В. Лутэ) пациент, например, с неврозом, задаст себе вопрос: «В чем причина моего заболевания?». Ответ он получает в визуализированных образах, которые потом интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмируюших причин: вначале вскрываются «поверхностные», а в конце — «глубокие» элементы причины заболевания.
Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и к выздоровлению больного. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной "аффективной реакцией (аутокатарсисом).
Модификацией описанной методики В. Луга является «Аутогенная терапия памяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986).
Авторы считают, что в ряде случаев болезненные переживания и невротические нарушения связаны с прошлым пациента, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают рассказывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее: представлением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и прибегать к утешению. Отреагирование болезненных воспоминаний приводит к их нейтрализации и улучшает состояние больного.
В настоящее время появилось большое количество модификаций методики И. -Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.
Модификация X. Клейнзорге — Г. Клюмбиеса
В 1965 году на русский язык была переведена монография Х.^, Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации», где изложены основные положения методики «направленной тренировки органов».
Авторы рекомендуют формировать специальные лечебные группы по сходным психосоматическим синдромам (стенокардия, бронхиальная астма, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта и т. д.).
В отличие от классической методики И. Шульца, авторы большое значение придают синдромологически ориентированным узкоспециализированным комплексам тренировки. Они выделяют следующие группы комплексов.
«Покой» (соответствует первому стандартному упражнению АТ-1 по И. Шульцу). Группа упражнений направлена на достижение «телесного покоя». Используется методика прогресси-
рующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные нарушения, расстройства сна.
«Сосуды». Образные представления акцентируются на ощущении тепла. Показания: нарушения периферического кровообращения, артериальная гипертензия.
«Сердце». При выполнении упражнения целенаправленно вы1 зываются ощущения тепла в левой руке, а затем в области сердца. Возможен следующий вариант самовнушения: «Мое сердце бьется спокойно и равномерно. Я едва чувствую свое сердце, приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди. Сосуды левой руки расширяются. Через сердце струится тепло. Совершенно самостоятельно, совершенно спокойно работает мое сердце». Показания: стенокардия, функциональная неврогенная аритмия.
«Легкие». Тренировка направлена прежде всего на ритмизацию дыхания. Это обеспечивается мысленным счетом временных интервалов фаз вдоха, паузы и выдоха. Авторы рекомендуют следующую формулу самовнушения: «Я совершенно спокоен, совершенно спокоен. Легко и свободно струится воздух, прохладный и освежающий воздух. Дышится совершенно спокойно, без моего участия, самопроизвольно. Так прекрасно струится воздух, свободно, свободно и легко. Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен». Показания: бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные нарушения ритма дыхания.
«Живот». Произвольное самовнушение тепла в отдельных органах брюшной полости — в области желудка, печени, кишечника. Перед упражнением больному нужно подробно объяснить анатомическое расположение органов в брюшной полости. Показания: хронические гастриты и гепатиты, спастические колиты, дискинезии желчного пузыря и т. д.
«Голова». Упражнение является модификацией шестого стандартного упражнения по И. Шульцу. Формула самовнушения может быть несколько расширена: «Я совершенно спокоен... Моя голова свободная и легкая... Лоб приятно прохладен. Я чувствую, как прохлада окутывает всю голову... Голова становится легкой... думается легко... Я могу сосредоточиться на каждой мысли...» Иногда ощущение прохлады в области лба усиливает головные боли, головокружение. В этих случаях авторы рекомендуют самовнушение тепла в области лба. Показания: вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера.
Психотоническая тренировка по К. И. Мировскому — А. Н. Шогаму
Обычно аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном итоге — на транквилизирующий эффект.
Методика К. И. Мировского и А. Н. Шогама рассчитана на противоположный, стимулирующий эффект. Тренировка начинается непосредственно со специализированных мобилизующих (активизирующих) упражнений. Релаксирующий этап тренировки резко сокращен или совсем исключен. Авторы предлагают формулы самовнушения примерно такого содержания: «Плечи и спину охватывает легкое познабливание, будто приятный освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. Я — как стальная пружина. Все готово к борьбе!». Такой мобилизующей формуле предшествует формула покоя: «Я совершенно спокоен. Ничто и никто не отвлекает. Я совершенно спокоен». Показания: гило-стеническая форма астении, артериальная гипотензия.
Введение в методику аутогенной тренировки тонизирующих упражнений послужило основой для применения ее в спортивной практике, на производстве.
Появились такие понятия, как «психомышечная тренировка» (ПМТ), «психогенная саморегуляция» (ПСР), «психорегулирующая тренировка» (ПРТ), «психофизическая тренировка» (ПФТ), «эмоционально-волевая подготовка» (ЭВП), «психосоматическая гимнастика» (ПСГ) и т. д.
Психомышечная тренировка по А. В. Алексееву (1979)
В ее основе лежат следующие элементы:
умение расслабиться;
способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения;
умение удерживать внимание на избранном объекте;
умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.
Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще применяют в спортивной практике.
Вначале достигается последовательное расслабление различных групп мышц, начиная с рук. На вдохе мышцы медленно напрягаются. Затем следует задержка дыхания, во время которой мышечное напряжение удерживается. На выдохе мышцы быстро расслабляются. Это упражнение сопровождается словесной формулой: «Мои руки... (вдох)... расслабляются (выдох), мои руки... (вдох)... теплеют (выдох)». Таким образом, уже на первом занятии тренировка в мышечной релаксации объединяется с тренировкой вызывания ощущения тепла.
После освоения упражнения для рук тренирующийся переходит к мышцам лица, шеи, ног, туловища.
. Следующее упражнение заключается в тренировке общей релаксации всего тела. Формула самовнушения: «Я... (вдох)... расслабляюсь и успокаиваюсь (выдох)».
Занятия завершаются формулами: «Состояние глубокого покоя», «Весь мой организм отдыхает», «Я отдохнул и успокоился», «Самочувствие хорошее». Основная цель упражнения состоит в развитии способности входить в состояние контролируемой дремоты и одновременно концентрировать внимание на заданном ощущении.
После освоения начальных упражнений ПМТ спортсмены овладевают приемами самовнушения, направленного на преодоление чувства предстартового волнения, чувства боли при травме, обучаются приемам аутоактивизации, тонизации и мобилизации в нужный момент своих психических и физических возможностей.
При подготовке к предстоящим соревнованиям используются образные представления: «боевой» готовности; идеального выполнения упражнения; ситуации, в которой выступление было удачным. Сходные упражнения применяются и при психогенной саморегуляции на производстве и в экстремальных условиях (А. С. Ромен, 1986; X. М. Алиев, 1990; Н. А. Лайша, 1990 и др.).
Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь
Сочетанное применение аутогенной тренировки (AT) и биологической обратной связи (БОС) является одним из перспективных направлений в психотерапии, о чем свидетельствует большое число работ у нас и за рубежом (В. Лобзин, М. Решетников, 1986; Ж. Сюрвит и др., 1982; Э. Лакруа, 1983 и др.). Особенно эффективно сочетание AT с биологически обратной связью при лечении психосоматических заболеваний.
Любое эмоциональное состояние, психическое напряжение проявляются в изменениях показателей вегетовисцеральных функций организма. Волнение, страх, тревога сопровождаются ускорением пульса, повышением артериального давления, изменением температуры тела, напряжением поперечно-поло-еатой мускулатуры. Утомлению, астении обычно сопутствует артериальная гипоксемия; раздражительной слабости — нарушение ритма дыхания и т. п.
Стоит у больного неврозом или психогенной депрессией затронуть в беседе так называемый «больной пункт», как тут же выявляются яркая игра вазомоторов лица, груди, гипергидроз, тахикардия. Факт изменения вегетовисцеральных функций ор-
ганизма при определенных эмоциональных состояниях известен давно. Эта зависимость висцеральных и психических функций является предметом серьезных клинических исследований •(кстати, именно на этой зависимости основан «детектор лжи»).
Понятие биологической обратной связи применимо только в тех случаях, когда информация о состоянии физиологических функций предъявляется тому же субъекту, который генерирует данную физиологическую информацию.
Другими словами, говорить о биологической обратной связи можно, только изучая взаимосвязь физиологических и психических функций у одного и того же человека.
Научившись регистрировать тончайшие изменения физиологических процессов и используя обратную связь, можно в конечном итоге научиться самому управлять непроизвольными физиологическими процессами.
На этом принципе основана методика аутогенной тренировки в сочетании с БОС.
В. С. Лобзин и М. М. Решетников (1986) рекомендуют применять AT в сочетании с БОС в четыре этапа:
Первый этап. Проводится обучение базисным упражнениям АТ-1 с применением специальной аппаратуры для определения и регистрации динамики физиологических процессов во время сеанса. С этой целью могут использоваться оксигемограф, пневмограф, аппараты для регистрации артериального давления, электроокулограммы (ЭОГ)1, электромиограммы (ЭМГ)2, электроэнцефалограммы (ЭЭГ)3 и др. На практике обычно достаточно одного из этих приборов.
Второй этап. С учетом информации, получаемой от приборов, переходят к замене сигналов обратной связи собственными ощущениями пациента. Например, снижение артериального давления, урежение пульса и дыхания сопровождаются каким-то ощущением, сугубо индивидуальным для данного субъекта. Затем в процессе аутогенной тренировки, производя самовнушение только этого ощущения, можно добиться снижения АД, урежения пульса и дыхания. Еще более сложные сочетания различных оттенков ощущений могут возникнуть при анализе ЭЭГ.
1 Электроокулограмма — графическое изображение потенциала движений глаз, включающее в себя измерение объема и характера активности окологлазных мышц.
2 Злектромиограмма — графическая запись мышечного потенциала, включающая в себя данные об объеме и характеристике мышечной активности того участка тела, на котором проводится измерение.
3 Электроэнцефалограмма — графическая запись электрических потенциалов мозга (В/с), осуществляемая с помощью электродов, помещенных на кожные покровы головы.
Третий этап. Происходит усвоение приемов саморегуляции. Приборы применяют только для контрольных замеров.
Четвертый этап. Лечебные приемы саморегуляции проводятся только под контролем собственных ощущений.
Сочетанное применение ОБС и лечебных методов, базирующихся на самовнушении, несомненно, является перспективным и нуждается в дальнейшем изучении.
■ АУТОГИПНОЗ
Аутогипнозом называется особое состояние сознания, вызываемое субъектом по собственной инициативе. По мнению Л. Шертока (1972), аутогипноз может использоваться для упрочения эффекта симптоматического лечения, прежде всего осуществляемого с помощью гетерогипноза (гипнотизирования врачом). Обучение аутогипнозу можно проводить двумя способами: при особом состоянии сознания в присутствии психотерапевта и самостоятельно.
Примером обучения аутогипнозу в присутствии психотерапевта является методика, описанная А. Вайтценхоффером (1957).
После введения пациента в глубокое особое состояние сознания психотерапевт производит постгипнотическое внушение следующего характера: «В дальнейшем каждый раз, когда вы захотите достичь особого состояния сознания, даже более глубокого, чем настоящее, вы сможете добиться этого. Вам надо только удобно устроиться и расслабиться, сделав несколько глубоких вдохов. Вы постараетесь расслабиться, как это было сейчас, когда мы работали с вами. Когда вы расслабитесь, скажите себе мысленно, что вы сейчас войдете в глубокое особое состояние сознания, затем сделайте три глубоких вдоха, и, как только сделаете третий вдох, вы достигнете глубокого особого состояния сознания. В это время вы будете в состоянии думать и сохранять полный контроль над собой. Вы можете делать себе любое внушение в то время, пока будете находиться в этом состоянии. Чтобы проснуться, вам достаточно сказать себе, что вы просыпаетесь. Затем вы сосчитаете до трех и при счете «три» окончательно проснетесь.
Если в то время, пока вы загипнотизированы, возникнет критическая ситуация, вы мгновенно автоматически проснетесь, чтобы принять все необходимые меры. Каждый раз, когда вы себя загипнотизируете, вы сможете слышать и выполнять все мои внушения, даже если они будут противоречить некоторым из тех, которые вы сделали себе сами. Но вы не будете слушать никого другого и ни от кого не примете внушения, если, конечно, прежде us решили по-иному. Вы не будете использовать аутогипноз без
достаточных на то основании и не станете никогда злоупотреблять им. Эти внушения будут действовать до тех пор, пока я их не изменю или не отменю. Никто другой не сможет изменить их или отменить, даже вы сами».
Еще одну инструкцию по самообучению аутогипнозу приводит Р. Родос (1952):
«Первая стадия аутогипноза — это «закрытие глаз». Так я обозначаю состояние, при котором, будучи бодрствующим, вы не сможете открыть глаза. Этого можно достичь, устроившись в удобном кресле в тихой комнате. Затем вы сделаете следующее.
Скажите «раз» и подумайте: «Мои веки становятся очень тяжелыми». Думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнитесь ею, пока вы о ней думаете. Отгоняйте всякую другую мысль, например такую: «Интересно, удастся ли это?». Сосредоточьтесь на одной мысли: «Мои веки становятся очень, очень тяжелыми». Если у вас будет только эта единственная мысль, если вы сосредоточитесь на ней, проникнетесь ею и поверите в нее в то время, пока вы о ней думаете, ваши веки начнут тяжелеть. Не ждите, чтобы они стали очень тяжелыми; когда они начнут тяжелеть, переходите ко второй фазе.
Скажите «два» и подумайте: «Мои веки теперь очень тяжелые, они сами смыкаются». Как и в первой фазе, думайте только об этом, сконцентрируйтесь на этой мысли, верьте в нее. Не закрывайте глаза насильно и не старайтесь держать их открытыми, но сосредоточьтесь на единственной мысли: «Мои веки сейчас такие тяжелые, что сами закрываются», ив то же время, пока вы повторяете эту единственную мысль, пусть ваши веки действуют самостоятельно. Если вы действительно сосредоточитесь на этой мысли, исключив все другие, если вы проникнетесь ею и будете верить в нее, пока вы о ней думаете, ваши ыаза медленно закроются. Когда веки сомкнутся, оставьте их в этом состоянии.
Скажите «три» и подумайте: «Мои веки крепко сомкнуты, я не могу открыть глаза, несмотря на все усилия». Как и прежде, мысленно повторяйте это, думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнетесь ею и верьте в нее. Но вместе с тем попытайтесь открыть глаза; вы заметите, что не можете этого сделать, пока не скажете глазам «Откройтесь», и только тогда они мгновенно откроются. Не отчаивайтесь, если первые попытки аутогипноза окажутся неудачными. Чаще всего при обучении аутогипнозу первые две или три попытки заканчиваются неудачей, поскольку обычно еще отсутствует умение сосредоточиться только на одной мысли, исключив все остальные. Неудача вовсе не свидетельствует о недостаточных умственных способу ностях. Скорее, наоборот: у интеллектуально развитых людей обычно возникает несколько мыслей одновременно, отмечается их