Когда возникают эмоции или болезненные воспоминания, не позволяйте им овладеть собою. Снабжайте их лаконичными пометками, такими, как «чувство уныния», «воспоминание», «чувство раздражения*, опять «воспоминание, воспоминание». Эти воспоминания и чувства будут постепенно слабеть, и, что более важно, вы начнете отождествлять себя с Объективным Наблюдателем и Свидетелем, а не с человеком, который подвержен этим мыслям и чувствам. При правильном выполнении это упражнение может стать важным средством оздоровления, используемым в тех случаях, когда вам очень «не по себе». Этот вид медитации вы можете практиковать во время любого другого занятия, например, за мытьем посуды.
Несколько часов осознания
Выделите несколько часов, когда вы можете быть одни. Беритесь в это время только за простые дела, такие, как уборка в доме, работа в саду, приготовление пищи, стирка. Работайте медленно (в половину своей обычной скорости или еще медленнее), с полным осознанием каждого- шага работы. «Сейчас я чищу морковку,-теперь промываю ее, выключаю воду, сейчас думаю о засухе в Сахаре, теперь нарезаю морковку» и т. д., отмечая при этом каждую постороннюю мысль, пришедшую в голову.
Вы можете не торопясь принять ванну, отправиться на прогулку или совершить медленную трапезу — но все это должно происходить с полным осознанием. И при этом неукоснительно помечайте каждую мысль, пришедшую в голову. Это — наиболее мощное из всех средств овладения искусством самонаблюдения.
Медитативная направленность на осознанное сосредоточение легла в основу найкан-терапии1 — медитативной формы психотерапии, целью которой является вызывание экзистенциального сознания вины и одновременно осознания того, что человек может получить любовь и поддержку других, несмотря на собственное несовершенство. Найкан-терапия разработана в Японии священником и бывшим коммерсантом Ишимом Йошимото.
|
По прибытии в найкан-центр пациент получает от психотерапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии II прослушивает короткую магнитофонную запись-инструкцию. Через 30 минут он начинает применять найкан, сидя в углу (или лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках, однако ему запрещено лежать (из опасения, что он заснет).
От пациента (найканша) требуется в основном поразмышлять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психотерапевту («сенсею»). Первая задача — поразмышлять о том, как он вел себя в младших классах по отношению к матери и что чувствовал при этом. О том, что сделала для него мать (20 процентов времени медитации), какие услуги оказал ей он (20 процентов), какие доставил огорчения и заботы (60 процентов). Все это делается для того, чтобы вызвать в памяти события того времени и свое поведение тогда. Через час или два появляется психотерапевт, совершает поклон перед ширмой, открывает ее, кланяется еще раз и спрашивает пациента,
1 «Найкан» (япоиск.) — саморефлексия, самонаблюдение.
о чем тот думал. Пациент рассказывает, что получал и что давал взамен, какие доставлял заботы. В заключение он получает задание вспомнить о себе в более старшем возрасте (ко*-гда он учился в старших классах) и о своих отношениях с матерью в тот период. Если не возникает вопросов, разговор завершается поклонами и психотерапевт дает пациенту1 возможность размышлять дальше.
|
В ходе каждого разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента, называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова поддержки вроде: «Пожалуйста, поразмышляйте глубоко».
Обычно предметом рефлексии становятся трехлетние временные промежутки (у пациентов старшего возраста — пяти-и десятилетние, вплоть до настоящего времени).
Затем объектом медитаций становится отец — опять же начиная с раннего школьного возраста пациента и до сегодняшнего дня. Подобным же образом размышляют о сиблин-гах, дядях и тетях, учителях, соучениках, начальниках, коллегах, супругах, детях и других референтных в жизни найканша лицах. Могут также задаваться специальные темы, такие, как ложь, воровство, нарушения дисциплины, азартные игры и выпивка.
Обычно наикан-медитация длится в течение недели каждый день с 5 до 21 часа.
Часто техники медитации бывают связаны с такими понятиями, как янтры и мантры.
Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в виде наскальных рисунков. В последующем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональные переживания. Сначала это были изображения реальных образов (людей, зверей, деревьев), а потом — их символов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.
Известно, что изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое состояние человека. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопления и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наоборот, S-образная кривая называется линией грации и формирует чувство гармонии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные — твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с космической бесконечностью и абсолютной гармонией. Разное, психическое воздействие оказывают фигуры симметричные и не-
|
симметричные, уравновешенные и неуравновешенные. Многие фигуры, известные нам как геометрические, считаются священными почти во всех религиях и являются основными элементами в изображении так называемых чакр в системе лайя-йоги (о них пойдет речь чуть позже).
Кроме того, концентрация внимания на фигуре со сбалансированным центром (уравновешенной фигуре) вызывает у человека чувство успокоения, а концентрация на несбалансированной фигуре — чувство дискомфорта, напряжения.
Эффект воздействия формы на психическое состояние человека лежит в основе практики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях — янтрах.
Медитация на янтрах
Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг, треугольник, прямоугольник, звезду и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь зафиксировать те специфические эмоциональные состояния, которые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере тренировки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.
Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Считается, что основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное-и суггестивное воздействие человеческой речи определяется не только содержанием информации, но и выразительностью, громкостью, музыкальностью произнесенных слов.
Как мы уже отмечали, слова, смысл которых конкретен (блеск, свет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его психологическое воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человеке вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.
Медитация «Лотос с тысячью лепестков»
На Востоке цветок лотоса символизирует всеобщую связь явлений и предметов во Вселенной. Работа с этим образом позволит преодолеть эти ограничения.
671
Расслабьтесь, войдите в медитативное состояние. Выберите слово, образ или идею, которые будут служить центром лотоса. Сначала лучше использовать слова, имеющие положительное значение: «счастье», «покой», «любовь», «друг», «свобода» и т. п., что послужит формированию благоприятного состояния.
Повторите про себя выбранное слово. При этом у вас неизбежно возникнет определенная ассоциация. Представьте возникшие в силу ассоциации слово, идею или образ как один из лепестков, прикрепленных к центральному слову. Примерно семь секунд посмотрите на связь, существующую между ними... Не следует слишком напрягаться, стараясь понять смысл этой связи... Она может стать моментально ясной... а может остаться и непонятной...
В любом случае вернитесь к центральному слову и ждите следующей ассоциации.
Согласно психолингвистике на эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, как монотонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимулируют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «красный» почти во всех европейских языках.
Общеизвестно, что все звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные подраделяются на твердые и мягкие. Гласные получаются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Последние принято называть формантными тонами. Самый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».
Поэтому при воздействии словом важно не только его смысловое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвердить простым экспериментом. Предложите испытуемому назвать воображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одинаковые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно для самой маленькой фигуры выбирается название «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» вызывает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доминирование звуковой сим-
672
волики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые1.
В связи с этим считаем нужным вспомнить концепцию В. В. Налимова (19S9) о континуальных потоках сознания (континуальном смысловом содержании речи). Исходя из нее, можно говорить, что во время медитации происходит разрыв содержательных связей в структуре мышления (так же, как в просоночном состоянии). Первоначально в сознании всплывают не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При глубокой медитации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом они распадаются. При еще более глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остаются лишь краткие, ритмизированные звукосочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».
Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных слов широко распространено в практике народной медицины, культовых обрядов, присуще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бессмысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смысловая нагрузка, не информация, а звукосочетание.
Речь освобождается от понятийного содержания при выраженных аффектах (крик, рев). Наоборот, в восклицаниях (ах! ох! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления о каком-то эмоциональном состоянии.
У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны конкретные эмоции. Если вы произнесете такое восклицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответствующее эмоциональное состояние. Интересно, что аналогичные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом влиянии звукосочетаний на психику человека и заложена тайна воздействия мантр.
1 Подобную мотивированность акустико-артикуляционных признаков языкового знака свойствами предмета или значения убедительно демонстрируют работы А, П. Журавлева (1974), Р. Якобсона (1983, 1985), С. В. Воронина (1982), И. И. Валуйцевой (1990), Вяч. Вс. Иванова (1976, 1977), Н. А. Кожевниковой (1983), А. В. Пузырсва (1995), Г. Н. Ивановой-Лукьяновой (1966), М- В. Панова (1966, 1979), О. А. Шулеповой (1991) и др.
Медитация с мантрой
По определению мантра — это духовно заряженное слово или фраза на санскрите1, такие, например, как Ом (АУМ)2 или Ом Мани Падме Хум, которые произносятся вновь и вновь в ритме дыхания. (Одно повторение на выдохе, другое — про себя — на вдохе.) По преданию, мантры были получены из космоса мудрецами сотни и сотни лет назад; полагают, что они вызывают вибрации, пронизывающие и очищающие ум и тело. Разумеется, не только санскритские слова могут использоваться в качестве мантр, но и слова других языков, особенно имена божеств (например: Харе Рама или Иегова Элогим).
Вы можете либо нараспев произносить фразу вслух, либо повторять ее неслышно, про себя. Сохраняйте ритм своей мантры и, как и в других медитативных техниках, отмечайте любые посторонние мысли и образы. Мягко освобождайтесь от них и возвращайтесь к своему заданию.
Повторение мантры — это полезная медитативная практика для начинающих, и особенно для людей, которые склонны к бесконечному прокручиванию в голове каких-то мыслей. Она помогает прояснить ум и занять позицию Свидетеля и Объективного Наблюдателя. Как и в результате уже обсуждавшихся нами ранее медитативных практик, возникают расслабление и другие полезные физиологические эффекты — уменьшается реакция на стресс, снижаются частота пульса и артериальное давление, более редким становится дыхание, уменьшаются головные боли и боли в спине. Однако на некотором этапе мантра может стать препятствием к дальнейшему продвижению в медитации, поскольку у вас может возникнуть зависимость от нее (привязанность, как сказал бы буддист). Если такое произойдет, то вам, возможно, стоит поблагодарить мантру за помощь,
1 Название санскрита — sam-skita — обозначает «составленный», «сложенный» язык, доведенный до формального совершенства. По мнению многих исследователей, основной его целью являлась идеальная запись сакральных текстов. Нужно признать, что эта задача была решена древнеиндийскими грамматистами довольно удачно. Так, еще В. Гумбольдт в статье «Характер языка и характер народа» признавал: *Что касается греческого и латинского, то они обязаны своим первоначальным устройством удачному выражению каждой мысли в древнеиндийском». С другой стороны, американский ученый Рик Бригтс назвал санскрит языком, идеально пригодным для изучения проблем искусственного интеллекта: не утратив своей выразительности, санскрит в результате специальной обработки обрел ясность и четкость математического характера, словом, все то, что требуется для компьютера.
2 Великий слог Ом — маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «великий», «бнджа» — «семя, источник, причина». «Маха-бнджа» — слог Ом яапяется источником всех мантр, самой главной мантрой.
674
которую она вам оказала, после чего отойти и продолжить свой путь, избрав другой метод медитации.
В этом отношении хороший пример представляет широко распространенная в США в 60—70-х годах методика медитации, завезенная в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и получившая название трансцендентальной медитации.
Трансцендентальная медитация — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шан-карачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Цель исповедующего такой путь — объединение ума ищущего с бесконечным сознанием. Начальным этапом этого считается освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий человека.
Технику трансцендентальной медитации составляют приемы концентрации внимания (практика дхианы). Ее первичный курс обучения не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие заниматься трансцендентальной медитацией приходят для «посвя-щения», принося с собой определенный набор предметов1. 8 последующем трансцендентальная медитация проводится регулярно два раза в день по 20 минут. Человек (ученик) медитирует, непрерывно повторяя мантру (обычно санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Самое важное для него — не касаться интеллектуальной области вообще, не думать; кроме того, рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания: при отвлечении от мантры ему советуют мягко возвратить свой ум к мантре, то есть пассивная концентрация считается предпочтительнее активной (Роббинс, Фишер, 1972). В связи с этим ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем.
Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких состояний мысли, пока она не достигнет своего источника, — вот основные этапы, которые проходит занимающийся трансцендентальной медитацией. При последовательной тренировке ученик довольно быстро выходит на особый уровень сознания — состояние трансцендентальной медитации, которое описывается как «состояние полного удовлетворения, блажен-
1 Фактически «посвящение» является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и обожествление через приношения гуру. Таким образом ученик входит в индуистскую религиозную обрядность.
ства, абсолютного осознания сущего». В последующем перед ним ставится цель — использовать трансцендентальную медитацию как средство управления чувствами и умом при сохранении активного образа жизни. Достигается это путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.
Поскольку эффекты медитации у не овладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, ему следует заниматься регулярно. При этом достижение более высоких ступеней трансцендентальной медитации (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния «единства») возможно лишь после нескольких лет упражнений и требует использования более сложных приемов, однако в обычных публикациях по трансцендентальной медитации об этих приемах даются только отрывочные сведения.
В западной психотерапии трансцендентальная медитация использовалась как один из методов психической саморегуляции для снятия тревоги и напряжения, для достижения большей личностной гармонии. Действительно, многочисленные объективные исследования выявили ее положительное влияние на нормализации обмена веществ, снижение частоты дыхания, сердечного ритма и артериального давления; помимо этого, в отличие от ряда других методов медитации, трансцендентальная медитация сопровождается релаксацией с преобладанием когнитивных, а не соматических эффектов и тем самым показана как весьма ценный метод лечения при симптомах когнитивной тревоги (например, в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание). Но после почти -десятилетнего бума интерес к ней стал резко снижаться, а в 1978 году Федеральный суд США вынес решение, согласно которому она объявлялась религиозным течением и поэтому не должна была преподаваться в общественных учебных заведениях. В значительной степени это было связано с тем, что общественностью был осознан далеко не безразличный характер отношения трансцендентальной медитации к идеологическим манипуляциям.
Существует также множество широко разрекламированных медитативных групп, готовых прислать вам, как утверждается, предназначенную лично для вас уникальную мантру. Однако на самом деле это не обязательно, чтобы мантра была индивидуальной, притом она довольно дорого стоит. Известные, всеми признанные учителя дают мантры бесплатно. Не кажется убедительным и предположение, что тайная мантра, используемая вами одним, может оказаться более действенной, нежели хорошо известная древняя мантра, которая уже послужила миллионам людей.
676
Кроме того, мантры можно придумывать самому1. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и придумайте словосочетание, соответствующее вашему душевному состоянию в данный момент. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.
Непрерывная концентрация на мантре является исключительно трудным процессом. Поэтому для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие понятийного смысла, но способные создавать определенный психический фон. В древней практике лайя-йоги используются звуки санскритского языка, смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:
1) анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;
2) енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг,- зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, ченг, шенг;
3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.
Каждую мантру нужно тренировать отдельно в течение продолжительного времени. Достаточно выбрать две-три мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует заполнению сознания нейтральным содержанием, освобождающим его от следов предшествующей психической деятельности, и вхождению в транс.
Хорошо соединяет медитацию с мантрой и медитацию с яптрой медитация на музыке. Ведь музыку можно слушать по-разному: внимательно, краем уха, сидя, лежа и т. д. Однако при желании это можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Такое восприятие музыки отличается от общепринятого и особенно — от традиционного европейского. Оно основывается на простой
1 Здесь важно отмстить, что русский язык и ведийские языки являются генетически родственными языками, что отмечается многими лингвистами. Так, Т. Я. Елизаренко пишет: «По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, так и большей близостью Русской (славянской) мпфо-поэтической традиции и шшо-нракской» (1989).
Й77
истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими
аналогами.
Медитация на музыке
Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация позволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропорции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.
Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуйте с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-
1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмеримой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению
(1 + V5"): 2 = 1,6180339...
Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две неравные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Очевидно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).
Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творчества (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-
ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмическую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.
Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэтому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как первая мелодия хорошо освоена.
Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.
На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:
сходные по звучанию части, их границы, временные пропорции по сравнению со всей длительностью произведения;
вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;
конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;
сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;
количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;
самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;
такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);
679
возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).
Медитация «Кто я?»
Вначале выполните упражнение по разотождествлению. Затем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»
Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профессия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален вчера? Кто такой Я, который два часа назад был сердит, а теперь нежен? Кто такой Я, который наблюдает за этим меняющимся настроением? Кто такой Я, который видит сны, когда засыпает тело? Кто такой Я, который говорит: «У меня есть тело, но я — это не мое тело»? Кто такой Я, который говорит: «Я не знаю!»?
Медитация на собственном теле
Займите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... MOHi| руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они расслаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бедра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше расслабляюсь...»