Кроме того, сознание теснейшим образом связано с речью и без нее в своих высших формах не существует. В отличие от других познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти), сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность осознаваемого, то есть его словесно-понятийная означенность (семио-тичность), нацеленность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой (семиосферой).
Другое свойство сознания состоит в его интенциональности (направленности): в нем отражаются не все (и не случайные), а только основные, сущностные характеристики объектов, событий и явлений, то есть то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них объектов и явлений. При этом сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса объектов.
Третья характеристика человеческого сознания — его способность к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть и у многих высших животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает другим представителям своего вида не столько сообщения о собственных внутренних состояниях (именно это является главным во взаимодействии животных), сколько то, что знает, видит, пони-
1 Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
722
мает, представляет, то есть объективную информацию об окружающем мире.
|
С этим связано и наличие в человеческом сознании интеллектуальных схем (определенных когнитивных структур, в соответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о самом себе). Такие схемы включают понятия, логические операции, правила, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное, совершая процесс абстрагирования (отвлекаясь от всего второстепенного) и сосредоточивая сознание на самом существенном. Откладываясь в общественной лексике и семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Такая система значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Это служит основанием говорить о том, что без языка сознание человека немыслимо.
Однако сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В этом случае оно базируется на использовании второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания служат искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
|
Таким образом, понятно, что сознание человека могло возникнуть и развиваться в общественный период его существования, поэтому история становления сознания, вероятно, не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые принято относить к истории человеческого сообщества. В отечественной психологии принято считать, что главным условием возникновения и развития человеческого сознания являлась совместная продуктивная, опосредованная словом орудийная деятельность людей, то есть такая деятельность, которая требовала общения и кооперации людей друг с другом. Подобный вид деятельности предполагал создание продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества, поэтому индивидуальное сознание на заре истории человечества, вероятно, выступало как необходимое условие организации коллективной деятельности: ведь для того, чтобы людям вместе заниматься каким-то делом, каждый из них
7??
должен ясно представлять себе цель совместной работы, причем эта цель должна была быть означенной, то есть определенной и выраженной в слове1.
По-видимому, в онтогенезе точно так же возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится слово, которое вначале служит средством общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
|
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (социализации путем интериоризации).
Г. К. Ушаков выделяет пять этапов (периодов) формирования человеческого сознания:
1) бодрствующее сознание (у детей до 1 года),
2) предметное сознание (от 1 года до 3 лет),
3) индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет),
4) коллективное сознание (от 9 до 16 лет),
5) рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание (у молодых людей от 16 до 22 лет).
Этап бодрствующего сознания характеризуется первыми реакциями ребенка на внешний мир и изменения внутреннего состояния организма. Предметное сознание проявляется в известной активности отражения, то есть в дифференцированном выборе отражаемых объектов. Индивидуальное сознание характеризуется выделением себя из объектов внешнего мира. Этап развития коллективного сознания — формирование взаимоотношений между личностью и коллективом (семья, школа). Социальное сен знание — это осознание своей социальной роли в обществе.
' Возможность речевого общения с другими людьми в ходе совместной деятельности вела и к формированию аутокоммуникации — внутреннего диалога с самим собой, что, по мысли М. М. Бахтина, является основным механиз-. мом сознания: «где начинается сознание, там начинается и диалог* (1979).
724
Особенно важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, оп-редмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, предсташтения и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов, именно как воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека было направлено на внешний мир. Человек осознавал, что находилось вне его благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств воспринимал этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появилась рефлексивная способность, то есть осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим развивался язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова наполняются все более глубоким смыслом и наконец с развитием научного знания трансформируются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Совершенно естественно, что каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников и с изменением условий существования людей меняется и их сознание'. Таким образом, филогенез его развития можно представить в историческо-диалектическом ракурсе. То же самое
1 В русском языке есть дна различных слова — «сознание» п «совесть», происходящие от квазисинонимичных слов «знать» и «ведать». Слово «сознание» было введено Карамзиным как калька при переводе латинского conscien-cia. В дальнейшем синонимичные слова «сознание» и «совесть» приобрели различные значения: в первом выделяется скорее познавательный аспект («сознание»), а во втором — чувства и переживания. В большинстве европейских языков такое различие отсутствует, и можно предположить, что в какой-то мере пафос французского Просвещения, связанный с представлением о том, что человеку достаточно объяснить этические нормы, чтобы он принял их и им следовал, обусловлен неразведением сознания и совести (знания и чувства).
70е,
справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания еще обозначают как историческое.
На данном историческом этапе сознание людей все еще продолжает развиваться, причем, по мнению многих исследователей, это развитие идет с известным ускорением, вызванным темпами духов?гого и научно-технического прогресса.
В структуру сознания, выделяемую в общей психологии, входят:
1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, память, мышление и воображение);
2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира);
3) способность обеспечить целеполагающую деятельность (волевую, целенаправленную, критически оцениваемую);
4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).
В психиатрии в структуру сознания включают:
1) сознание собственного Я (аутопсихическая ориентировка) — сознание частей своего тела, их взаимосвязи («схема тела»), расположения своего тела в пространстве и осознание себя как личности с ее многообразными формами взаимоотношений с обществом;
2) сознание предметного мира (аллопсихическая ориентировка) — правильное отражение объектов внешнего мира и их взаимосвязи, правильное отражение пространственно-временных категорий (оценка пространства, истекшего отрезка времени, отдаленности прошедших событий, оценка во времени предстоящих действий, их закономерной последовательности и т. п.).
Взаимосвязь между двумя указанными формами сознания складывается в процессе их выделения, то есть дифференциации и усложнения. Этот процесс весьма длительный. Он охватывает в среднем первые 20—25 лет жизни человека (Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко и др., 1989).
Существуют следующие свойства сознания.
1. Ясность сознания (критерии ясного сознания) — возможность четко выделить объекты внешнего мира и их взаимосвязь между собой, наличие самосознания, сохранность способности запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, адекватность эмоциональных реакций, способность осуществлять целенаправленную деятельность (отдавать отчет своим действиям и руководить ими).
2. Объем сознания — количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем осоз-
726
наваемых в данный момент собственных переживаний и окружающей обстановки.
3. Содержание сознания — характер ассоциаций, возникающих в данной ситуации, являющихся, с одной стороны, результатом отражения объективной реальности, с другой — результатом взаимосвязи с прошлым опытом субъекта (содержание мыслей, переживаний и т. д.).
4. Непрерывность сознания — способность осознания взаимосвязи между настоящим, прошедшим и ближайшей перспективой (единство переживаний прошлого, настоящего и будущего).
Физиологические варианты измененного сознания: при утомлении, в состоянии сна, аффективное сужение сознания.
Утомление — состояние, вызванное интеллектуальной или физической перегрузкой, вынужденной бессонницей. Для него характерны снижение уровня бодрствования, четкости и чувственной живости восприятия окружающего (контуры теряют свою четкость; появляются иллюзорные восприятия), ослабление внимания (привлекаемости, концентрации и устойчивости); ухудшение запоминания и воспроизведения, снижение силы и диф-ференцированности эмоциональных реакций, темпа мышления.
Аффективно-суженное сознание (физиологический аффект) — кратковременная бурная реакция на эмоционально значимое для человека воздействие, характеризующаяся сужением объема сознания, концентрацией представлений на аффектогенной ситуации, наличием аффективно вызванных иллюзорных обманов восприятий, выраженными мимическими, иногда двигательными и вегетативными реакциями (аффект гнева, ярости, исступленной злобы и др.). У детей младшего возраста аффективно-суженное сознание возникает как реакция протеста и проявляется в выраженном двигательном беспокойстве (ребенок падает на пол, беспорядочно размахивает руками, бьется головой о пол, громко плачет). Весьма частой формой является аффект страха, возникающий при угрожающей ситуации (например, при нападении животных и др.).
Расстроенное сознание — это такое патологическое состояние, при котором нарушаются правильное отражение в сознании человека объектов внешнего мира (аллопсихическая дезориентировка), собственного Я (аутопсихическая дезориентировка), а также предметно-личностные и пространственно-временные отношения (явления деперсонализации и дереализации), возможность сопоставить факты в их последовательности и взаимосвязи (сужение объема сознания и нарушение его непрерывности). Степень выраженности нарушений отдельных структурных компонентов сознания может быть различной, в связи с чем в клинической практике можно наблюдать множество форм нарушения сознания, проявляющихся в синдромах различной степени сложности.
727
Расстройства сознания можно классифицировать следующим образом.
1. Непсихотические формы
Обнибуляция — легкое затемнение сознания при сохранении всех видов ориентировки и способности осуществлять привычные действия; при этом возникают затруднения в осмыслении сложности ситуации, смысла происходящего, в том числе содержания чужой речи. Обнибуляция наблюдается при органических поражениях мозга, состояниях выраженной астении.
Обморок — кратковременное полное выключение сознания, вызванное внезапной анемией мозга различного генеза.
Оглушенность — характеризуется стойким ослаблением психических функций без возникновения качественно новых продуктивных симптомов, резким повышением порога восприятия во всех анализаторах, нарушением синтеза.
Сопор — полное выключение сознания с сохранением оборонительных реакций и других безусловных реакций.
Кома — полное выключение сознания, сопровождающееся утратой безусловных рефлексов, в том числе оборонительных реакций, и появлением патологических рефлексов (хоботкового, хватательного и т. д.)-
^. Психотические формы (синдромы помрачения сознания)
Синдром деперсонализации и дереализации характеризуется нарушением самосознания и сознания окружающего. Нарушение самосознания может проявляться в чувстве отчужденности либо измененное™ своего тела (соматическая деперсонализация) или же различных свойств своей личности (психическая деперсонализация). Как правило, явления деперсонализации сочетаются с утратой чувства реальности окружающего, симптомом «уже виденного» и «никогда не виденного» (дереализация). Для детей младшего возраста деперсонализационные расстройства совершенно нетипичны, они начинают в рудиментарной форме проявляться у подростков и более выражены уже в юношеском возрасте.
Растерянность — остро возникающее нарушение самосознания, сознания окружающего мира и взаимосвязи между всем происходящим, в том числе отношения собственного Я к окружающему миру. Больные утрачивают понимание происходящего, лицо выражает недоумение (аффект недоумения), речь вопрошающая, в поведении обнаруживается беспомощность, нерешительность.
728
Онейроидный синдром (сновидное нарушение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, «перенесением в мир грез», переживаемых в форме иллюзий или галлюцинаций. Больные считают, что им «специально показывают кадры из их жизни» (бред, инсценировки), выглядят отрешенными, почти неподвижно лежат в постели, на вопросы отвечают «как сквозь сон».
Синдром астенической спутанности — проявляется мерцанием глубины нарушения сознания, быстрым истощением психической деятельности, резким углублением помрачения сознания к вечеру. Больные в начале беседы могут четко отвечать на вопросы, затем речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков и, как правило, в ночное время сменяется делирием.
Делириозный синдром (сноподобное помрачение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, наплывом ярких зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в резком двигательном возбуждении, ярких эмоциональных переживаниях (страхе), выраженных вегетативных реакциях. Делириозный синдром занимает первое место по частоте среди синдромов нарушенного сознания у детей и подростков и наблюдается при заболеваниях экзогенной природы (острых инфекциях, интоксикациях, травмах головы). Делириозные переживания у детей отражают их запас представлений, черпаемый из сказок, как правило, устрашающего содержания, в связи с чем дети переживают страх, в ужасе прячутся от галлюцинаторных образов, зовут родных. Воспоминание о пережитом в делирии остается надолго, но эмоциональная реакция страха быстро сглаживается.
Аментивный синдром — состояние глубокого помрачения сознания с резким угнетением психической активности, отсутствием реакций на обычные раздражители, их возникновением только на сильные воздействия (укол, яркий свет, громкий оклик), фрагментарностью восприятий, невозможностью осмыслить ситуацию, резким двигательным возбуждением, последующей амнезией пережитого. Наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и других экзогенных заболеваниях.
Сумеречное состояние сознания — характеризуется резким сужением объема сознания, наплывом представлений, не связанных с реальностью, переживаниями угрожающих жизни ситуаций, двигательным возбуждением. Характер контакта с окружающими и упорядоченности поведения зависит от степени оглушенности. Пережитое в сумеречном состоянии почти полностью амнезиру-ется. Клинические проявления сумеречных состояний весьма многообразны, среди них выделяют следующие основные формы.
729
Транс — длительное сумеречное состояние, характеризуется сохранением автоматизированных действий (амбулаторный автоматизм), в том числе передвижений на транспорте.
Сомнамбулизм — сумеречное состояние, развивающееся во время сна. Больные совершают целый ряд автоматических действий (перекладывают вещи, выходят на улицу, влезают на заборы и т. д.). Указанные состояния наблюдаются при эпилепсии, особенно в подростковом и юношеском возрасте, а также при неврозах.
Истерические сумеречные состояния — психогенно обусловленные нарушения сознания с отражением фабулы пережитого в поведении больного, с его гиперболизацией и театральностью.
Пуэрияизм — психогенно возникающее сумеречное состояние, характеризующееся «возрастным регрессом личности», в связи с чем отмечаются детские черты поведения, изменение самосознания в соответствии с переживаемым возрастом (лепечущая речь, иногда ползание вместо ходьбы и т. д.) при одновременной демонстрации навыков взрослого человека (курение, письмо и др.).
Псевдодеменция — сумеречное состояние сознания с нелепыми формами поведения и яркой, гиперболизированной демонстрацией слабоумия. Наиболее очерченной формой псевдодеменции является Ганзеровский синдром — сумеречное состояние, при котором больные отвечают не по существу заданного вопроса («мимо-речь», «мимо-говорение»).
Патологический аффект — аффективно обусловленное сумеречное расстройство сознания, сопровождающееся разрушительными действиями и полной амнезией пережитого в болезненном состоянии.
Фугиформные реакции — психогенно обусловленное сумеречное состояние, выражающееся бессмысленным бегством. Фу-гиформные реакции могут возникать в подростковом возрасте.
Сумеречные состояния при экзогенно-органических заболеваниях имеют свои клинические особенности в зависимости от характера основного заболевания и степени его тяжести.
Приложение 2
Психологическая защита и копинг-механизмы
Представления о психологической защите первоначально сформировались в рамках психоанализа. Согласно разработанной 3. Фрейдом структуре личности психологическая защита рассматривалась как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я, а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты считались направленными на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляли собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается сохранить целостность и адаптивность личности. По мере развития психоаналитических идей эта концепция подвергалась определенным изменениям.
Так, концепция психологической защиты в Эго-психологии была представлена А. Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). С позиций этой концепции, если отношения между Я и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а Я лишь выполняет функцию наблюдателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных же отношениях между этими образованиями процесс взаимодействия между ними отражается Я гораздо менее определенно и начинает становиться обусловленным защитными мерами со стороны Я. Особенно значимо то, что были отмечены параллели между защитными мерами Я против внешней и внутренней опасности.
Согласно взглядам современного психоанализа (Ч. Бреннер, 1981) психологическая защита является определенным аспектом мышления, отражающим взаимосвязи между Я и Оно. В зависимости от особенностей конфликтной ситуации (различное размещение ее на оси «удовольствие — неудовольствие») Я может применять защитные механизмы как защиту при давлении влечений, так и для их удовлетворения. В защитных целях Я может использовать любую установку, восприятие, отвлечение внимания, смещение на побудители иного поведения, словом, вообще «все, что есть под рукой».
В основе других современных представлений о механизмах психологической защиты доминируют познавательные теории Гжеголовской (1981). Эти механизмы определяются как защитные переоценки (реинтерпретации), характеризующиеся изме-
нением значения факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей. В основе защитной деятельности, целью которой является снижение тревоги (психического дискомфорта) или повышение самооценки, лежит защита Я посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому сохраняется соответствие между имеющимися у больного представлениями об окружающем мире, себе и поступающей информацией.
В отечественной психологии и психотерапии понятие «психологическая защита» рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму (Ф. В. Бас-син и др., 1975). При этом имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на редукцию патогенного эмоционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психофизиологических нарушений.
Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп (Б. Д. Карвасарский и др., 1998).
Первую группу составляют защитные механизмы, которые не перерабатывают содержание того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.
Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это наименее дифференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым Я, истерическими чертами характера, у детей.
Перцептивная защита (автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией).
Подавление — более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффекто-генных импульсов и конфликтов.
Блокирование — задержка, торможение (обычно временное) эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу.
Отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование болезненной реальности, фактов.
Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека.
712
Рационализация проявляется в псевдообъяснении больным собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков, интерпретации по-своему различных личностных черт (например, агрессивности как активности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т. д.) с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим отрицательным переживаниям.
Интеллектуализация — контроль над эмоциями и импульсами путем размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания. Характерным признаком является «объективное» отношение к ситуации, чрезмерно рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.
Изоляция состоит в интеллектуально-эмоциональной диссоциации, отделении эмоции от конкретного психического содержания, в результате чего представление или эмоции вытесняются либо эмоция связывается с другим, менее значимым представлением и тем самым достигается снижение эмоционального напряжения.
Формирование реакции характеризуется совладением с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством замены их на противоположные (например, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение человека послушного и уступчивого).
Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть направлены негативные чувства, заменяется более безопасным (например, сдерживаемая агрессия человека в отношении авторитетного лица перемещается на друтих, зависимых от него людей).
Проекция — приписывание человеком непризнаваемых собственных мыслей, чувств и мотивов другим людям.
Идентификация — в отличие от механизма смещения, человек отождествляет себя с более сильной личностью, в частности имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этим человеком чувств страха или любви.
Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.
Реализация в действии (acting out) — аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Этот механизм может составлять основу развития психологической зависимости от алкоголя, наркотиков и лекарств, а также суицидальных попыток, гиперфагии, агрессии и др.
Соматизация тревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в психовегетативных и конверсионных син-
дромах путем трансформации психоэмоционального напряжения сенсорно-моторными актами.
Сублимация — процесс преобразования энергии инстинктивных влечений в социально приемлемую активность.
К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологической защиты манипулятивного типа.
Регрессия — возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшить тревогу и уйти от требований реальной действительности.