Когда следует использовать голубой цвет? 60 глава




Кроме того, сознание теснейшим образом связано с речью и без нее в своих высших формах не существует. В отличие от других познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти), сознательное отражение характеризуется рядом спе­цифических свойств. Одно из них — осмысленность осознава­емого, то есть его словесно-понятийная означенность (семио-тичность), нацеленность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой (семиосферой).

Другое свойство сознания состоит в его интенциональности (направленности): в нем отражаются не все (и не случайные), а только основные, сущностные характеристики объектов, событий и явлений, то есть то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них объектов и явлений. При этом сознание почти всегда связано с употреблением для обозна­чения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса объектов.

Третья характеристика человеческого сознания — его спо­собность к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других зна­ковых систем. Коммуникативные возможности есть и у мно­гих высших животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает другим предста­вителям своего вида не столько сообщения о собственных внутренних состояниях (именно это является главным во вза­имодействии животных), сколько то, что знает, видит, пони-

1 Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

722

мает, представляет, то есть объективную информацию об ок­ружающем мире.

С этим связано и наличие в человеческом сознании интел­лектуальных схем (определенных когнитивных структур, в со­ответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о самом себе). Такие схемы включают понятия, логические операции, правила, используемые людьми для приведения имеющейся у них ин­формации в определенный порядок, включая отбор, класси­фикацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, лю­ди выделяют в сообщаемом главное, совершая процесс абстраги­рования (отвлекаясь от всего второстепенного) и сосредоточивая сознание на самом существенном. Откладываясь в общественной лексике и семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Такая система значений состав­ляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взя­того человека. Это служит основанием говорить о том, что без языка сознание человека немыслимо.

Однако сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В этом случае оно базируется на использова­нии второй сигнальной системы, вызывающей и преобразую­щей соответствующие образы. Наиболее ярким примером об­разного человеческого сознания служат искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действи­тельности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Таким образом, понятно, что сознание человека могло воз­никнуть и развиваться в общественный период его существова­ния, поэтому история становления сознания, вероятно, не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые принято относить к истории человеческого сообщества. В оте­чественной психологии принято считать, что главным условием возникновения и развития человеческого сознания являлась совместная продуктивная, опосредованная словом орудийная дея­тельность людей, то есть такая деятельность, которая требовала общения и кооперации людей друг с другом. Подобный вид деятельности предполагал создание продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества, поэтому индивидуальное сознание на заре ис­тории человечества, вероятно, выступало как необходимое ус­ловие организации коллективной деятельности: ведь для того, чтобы людям вместе заниматься каким-то делом, каждый из них

7??

должен ясно представлять себе цель совместной работы, причем эта цель должна была быть означенной, то есть определенной и выраженной в слове1.

По-видимому, в онтогенезе точно так же возникает и начи­нает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и ак­тивное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове­ческого сознания его субъективным носителем становится сло­во, которое вначале служит средством общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и проис­ходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее зна­чение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Сле­довательно, вначале появляется коллективное, а затем индиви­дуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (социализации путем интериоризации).

Г. К. Ушаков выделяет пять этапов (периодов) формирова­ния человеческого сознания:

1) бодрствующее сознание (у детей до 1 года),

2) предметное сознание (от 1 года до 3 лет),

3) индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет),

4) коллективное сознание (от 9 до 16 лет),

5) рефлексивное, высшее общественное, социальное созна­ние (у молодых людей от 16 до 22 лет).

Этап бодрствующего сознания характеризуется первыми реак­циями ребенка на внешний мир и изменения внутреннего состо­яния организма. Предметное сознание проявляется в известной активности отражения, то есть в дифференцированном выборе отражаемых объектов. Индивидуальное сознание характеризует­ся выделением себя из объектов внешнего мира. Этап разви­тия коллективного сознания — формирование взаимоотношений между личностью и коллективом (семья, школа). Социальное сен знание — это осознание своей социальной роли в обществе.

' Возможность речевого общения с другими людьми в ходе совместной деятельности вела и к формированию аутокоммуникации — внутреннего диа­лога с самим собой, что, по мысли М. М. Бахтина, является основным механиз-. мом сознания: «где начинается сознание, там начинается и диалог* (1979).

724

Особенно важное значение для развития человеческого созна­ния имеет продуктивный, творческий характер человеческой де­ятельности. Сознание предполагает осознание человеком не толь­ко внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, оп-редмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, предсташтения и чувства людей материально воплощаются в пред­метах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов, именно как воплотивших в себе психологию их твор­цов, становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через вос­приятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека было направле­но на внешний мир. Человек осознавал, что находилось вне его благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств воспринимал этот мир как отделенный от него и суще­ствующий независимо от него. Позднее появилась рефлексив­ная способность, то есть осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова после­довательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и посте­пенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим развивался язык, используемый для обозначения добывае­мых знаний. Слова наполняются все более глубоким смыслом и наконец с развитием научного знания трансформируются в поня­тия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Совершенно естественно, что каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников и с изменением условий существования людей меняется и их сознание'. Таким образом, филогенез его развития можно пред­ставить в историческо-диалектическом ракурсе. То же самое

1 В русском языке есть дна различных слова — «сознание» п «совесть», происходящие от квазисинонимичных слов «знать» и «ведать». Слово «созна­ние» было введено Карамзиным как калька при переводе латинского conscien-cia. В дальнейшем синонимичные слова «сознание» и «совесть» приобрели различные значения: в первом выделяется скорее познавательный аспект («со­знание»), а во втором — чувства и переживания. В большинстве европейских языков такое различие отсутствует, и можно предположить, что в какой-то мере пафос французского Просвещения, связанный с представлением о том, что человеку достаточно объяснить этические нормы, чтобы он принял их и им следовал, обусловлен неразведением сознания и совести (знания и чувства).

70е,

справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в раз­витии сознания еще обозначают как историческое.

На данном историческом этапе сознание людей все еще про­должает развиваться, причем, по мнению многих исследователей, это развитие идет с известным ускорением, вызванным темпами духов?гого и научно-технического прогресса.

В структуру сознания, выделяемую в общей психологии, входят:

1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, вос­приятия, память, мышление и воображение);

2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира);

3) способность обеспечить целеполагающую деятельность (волевую, целенаправленную, критически оцениваемую);

4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).

В психиатрии в структуру сознания включают:

1) сознание собственного Я (аутопсихическая ориентиров­ка) — сознание частей своего тела, их взаимосвязи («схема тела»), расположения своего тела в пространстве и осознание себя как личности с ее многообразными формами взаимоотно­шений с обществом;

2) сознание предметного мира (аллопсихическая ориентиров­ка) — правильное отражение объектов внешнего мира и их взаимосвязи, правильное отражение пространственно-временных категорий (оценка пространства, истекшего отрезка времени, отдаленности прошедших событий, оценка во времени предстоя­щих действий, их закономерной последовательности и т. п.).

Взаимосвязь между двумя указанными формами сознания складывается в процессе их выделения, то есть дифференциации и усложнения. Этот процесс весьма длительный. Он охватывает в среднем первые 20—25 лет жизни человека (Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко и др., 1989).

Существуют следующие свойства сознания.

1. Ясность сознания (критерии ясного сознания) — возмож­ность четко выделить объекты внешнего мира и их взаимосвязь между собой, наличие самосознания, сохранность способности запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас зна­ний, адекватность эмоциональных реакций, способность осу­ществлять целенаправленную деятельность (отдавать отчет сво­им действиям и руководить ими).

2. Объем сознания — количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем осоз-

726

наваемых в данный момент собственных переживаний и окру­жающей обстановки.

3. Содержание сознания — характер ассоциаций, возникаю­щих в данной ситуации, являющихся, с одной стороны, резуль­татом отражения объективной реальности, с другой — резуль­татом взаимосвязи с прошлым опытом субъекта (содержание мыслей, переживаний и т. д.).

4. Непрерывность сознания — способность осознания взаимо­связи между настоящим, прошедшим и ближайшей перспективой (единство переживаний прошлого, настоящего и будущего).

Физиологические варианты измененного сознания: при утом­лении, в состоянии сна, аффективное сужение сознания.

Утомление — состояние, вызванное интеллектуальной или физической перегрузкой, вынужденной бессонницей. Для него характерны снижение уровня бодрствования, четкости и чувст­венной живости восприятия окружающего (контуры теряют свою четкость; появляются иллюзорные восприятия), ослабление вни­мания (привлекаемости, концентрации и устойчивости); ухудше­ние запоминания и воспроизведения, снижение силы и диф-ференцированности эмоциональных реакций, темпа мышления.

Аффективно-суженное сознание (физиологический аффект) — кратковременная бурная реакция на эмоционально значимое для человека воздействие, характеризующаяся сужением объема сознания, концентрацией представлений на аффектогенной ситуации, наличием аффективно вызванных иллюзорных обма­нов восприятий, выраженными мимическими, иногда двига­тельными и вегетативными реакциями (аффект гнева, ярости, исступленной злобы и др.). У детей младшего возраста аффек­тивно-суженное сознание возникает как реакция протеста и проявляется в выраженном двигательном беспокойстве (ребе­нок падает на пол, беспорядочно размахивает руками, бьется головой о пол, громко плачет). Весьма частой формой является аффект страха, возникающий при угрожающей ситуации (на­пример, при нападении животных и др.).

Расстроенное сознание — это такое патологическое состояние, при котором нарушаются правильное отражение в сознании че­ловека объектов внешнего мира (аллопсихическая дезориентиров­ка), собственного Я (аутопсихическая дезориентировка), а также предметно-личностные и пространственно-временные отноше­ния (явления деперсонализации и дереализации), возможность сопоставить факты в их последовательности и взаимосвязи (суже­ние объема сознания и нарушение его непрерывности). Степень выраженности нарушений отдельных структурных компонентов сознания может быть различной, в связи с чем в клинической практике можно наблюдать множество форм нарушения созна­ния, проявляющихся в синдромах различной степени сложности.

727

Расстройства сознания можно классифицировать следующим образом.

1. Непсихотические формы

Обнибуляция — легкое затемнение сознания при сохранении всех видов ориентировки и способности осуществлять привыч­ные действия; при этом возникают затруднения в осмыслении сложности ситуации, смысла происходящего, в том числе содер­жания чужой речи. Обнибуляция наблюдается при органических поражениях мозга, состояниях выраженной астении.

Обморок — кратковременное полное выключение сознания, вызванное внезапной анемией мозга различного генеза.

Оглушенность — характеризуется стойким ослаблением пси­хических функций без возникновения качественно новых про­дуктивных симптомов, резким повышением порога восприятия во всех анализаторах, нарушением синтеза.

Сопор — полное выключение сознания с сохранением обо­ронительных реакций и других безусловных реакций.

Кома — полное выключение сознания, сопровождающееся утратой безусловных рефлексов, в том числе оборонительных реакций, и появлением патологических рефлексов (хоботково­го, хватательного и т. д.)-

^. Психотические формы (синдромы помрачения сознания)

Синдром деперсонализации и дереализации характеризуется нарушением самосознания и сознания окружающего. Наруше­ние самосознания может проявляться в чувстве отчужденности либо измененное™ своего тела (соматическая деперсонализа­ция) или же различных свойств своей личности (психическая деперсонализация). Как правило, явления деперсонализации сочетаются с утратой чувства реальности окружающего, симп­томом «уже виденного» и «никогда не виденного» (дереали­зация). Для детей младшего возраста деперсонализационные расстройства совершенно нетипичны, они начинают в рудимен­тарной форме проявляться у подростков и более выражены уже в юношеском возрасте.

Растерянность — остро возникающее нарушение самосозна­ния, сознания окружающего мира и взаимосвязи между всем происходящим, в том числе отношения собственного Я к окру­жающему миру. Больные утрачивают понимание происходящего, лицо выражает недоумение (аффект недоумения), речь вопро­шающая, в поведении обнаруживается беспомощность, нереши­тельность.

728

Онейроидный синдром (сновидное нарушение сознания) — ха­рактеризуется аллопсихической дезориентировкой, «перенесе­нием в мир грез», переживаемых в форме иллюзий или галлю­цинаций. Больные считают, что им «специально показывают кадры из их жизни» (бред, инсценировки), выглядят отрешен­ными, почти неподвижно лежат в постели, на вопросы отвечают «как сквозь сон».

Синдром астенической спутанности — проявляется мерцани­ем глубины нарушения сознания, быстрым истощением психи­ческой деятельности, резким углублением помрачения созна­ния к вечеру. Больные в начале беседы могут четко отвечать на вопросы, затем речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков и, как правило, в ночное время сменяется делирием.

Делириозный синдром (сноподобное помрачение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, наплывом ярких зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в резком двигательном возбуждении, ярких эмоциональных переживаниях (страхе), выраженных вегетативных реакциях. Делириозный синдром занимает первое место по частоте среди синдромов нарушенно­го сознания у детей и подростков и наблюдается при заболева­ниях экзогенной природы (острых инфекциях, интоксикациях, травмах головы). Делириозные переживания у детей отражают их запас представлений, черпаемый из сказок, как правило, устрашающего содержания, в связи с чем дети переживают страх, в ужасе прячутся от галлюцинаторных образов, зовут родных. Воспоминание о пережитом в делирии остается надол­го, но эмоциональная реакция страха быстро сглаживается.

Аментивный синдром — состояние глубокого помрачения сознания с резким угнетением психической активности, отсут­ствием реакций на обычные раздражители, их возникновением только на сильные воздействия (укол, яркий свет, громкий оклик), фрагментарностью восприятий, невозможностью ос­мыслить ситуацию, резким двигательным возбуждением, по­следующей амнезией пережитого. Наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и других экзогенных заболеваниях.

Сумеречное состояние сознания — характеризуется резким су­жением объема сознания, наплывом представлений, не связанных с реальностью, переживаниями угрожающих жизни ситуаций, двигательным возбуждением. Характер контакта с окружающими и упорядоченности поведения зависит от степени оглушенности. Пережитое в сумеречном состоянии почти полностью амнезиру-ется. Клинические проявления сумеречных состояний весьма многообразны, среди них выделяют следующие основные формы.

729

Транс — длительное сумеречное состояние, характеризуется сохранением автоматизированных действий (амбулаторный ав­томатизм), в том числе передвижений на транспорте.

Сомнамбулизм — сумеречное состояние, развивающееся во время сна. Больные совершают целый ряд автоматических действий (перекладывают вещи, выходят на улицу, влезают на заборы и т. д.). Указанные состояния наблюдаются при эпилеп­сии, особенно в подростковом и юношеском возрасте, а также при неврозах.

Истерические сумеречные состояния — психогенно обуслов­ленные нарушения сознания с отражением фабулы пережитого в поведении больного, с его гиперболизацией и театральностью.

Пуэрияизм — психогенно возникающее сумеречное состоя­ние, характеризующееся «возрастным регрессом личности», в связи с чем отмечаются детские черты поведения, изменение самосознания в соответствии с переживаемым возрастом (ле­печущая речь, иногда ползание вместо ходьбы и т. д.) при одновременной демонстрации навыков взрослого человека (ку­рение, письмо и др.).

Псевдодеменция — сумеречное состояние сознания с нелепыми формами поведения и яркой, гиперболизированной демонстра­цией слабоумия. Наиболее очерченной формой псевдодеменции является Ганзеровский синдром — сумеречное состояние, при котором больные отвечают не по существу заданного вопроса («мимо-речь», «мимо-говорение»).

Патологический аффект — аффективно обусловленное суме­речное расстройство сознания, сопровождающееся разруши­тельными действиями и полной амнезией пережитого в болез­ненном состоянии.

Фугиформные реакции — психогенно обусловленное сумереч­ное состояние, выражающееся бессмысленным бегством. Фу-гиформные реакции могут возникать в подростковом возрасте.

Сумеречные состояния при экзогенно-органических заболеваниях имеют свои клинические особенности в зависимости от характе­ра основного заболевания и степени его тяжести.

Приложение 2

Психологическая защита и копинг-механизмы

Представления о психологической защите первоначально сформировались в рамках психоанализа. Согласно разработан­ной 3. Фрейдом структуре личности психологическая защита рассматривалась как бессознательные, приобретенные в про­цессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я, а также внешней действительностью. Механизмы психологической за­щиты считались направленными на уменьшение тревоги, вы­званной интрапсихическим конфликтом, и представляли собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается сохранить целостность и адаптивность личности. По мере развития психоаналитических идей эта концепция подвер­галась определенным изменениям.

Так, концепция психологической защиты в Эго-психологии была представлена А. Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). С позиций этой концепции, если отношения между Я и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятст­венно прокладывают себе дорогу наверх, а Я лишь выполняет функцию наблюдателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных же отношениях между этими образованиями процесс взаимодействия между ними отражает­ся Я гораздо менее определенно и начинает становиться обу­словленным защитными мерами со стороны Я. Особенно зна­чимо то, что были отмечены параллели между защитными мерами Я против внешней и внутренней опасности.

Согласно взглядам современного психоанализа (Ч. Бреннер, 1981) психологическая защита является определенным аспектом мышления, отражающим взаимосвязи между Я и Оно. В зависи­мости от особенностей конфликтной ситуации (различное разме­щение ее на оси «удовольствие — неудовольствие») Я может применять защитные механизмы как защиту при давлении влече­ний, так и для их удовлетворения. В защитных целях Я может использовать любую установку, восприятие, отвлечение внима­ния, смещение на побудители иного поведения, словом, вообще «все, что есть под рукой».

В основе других современных представлений о механизмах психологической защиты доминируют познавательные теории Гжеголовской (1981). Эти механизмы определяются как защит­ные переоценки (реинтерпретации), характеризующиеся изме-

нением значения факторов эмоциональной угрозы, собствен­ных черт и ценностей. В основе защитной деятельности, целью которой является снижение тревоги (психического дискомфор­та) или повышение самооценки, лежит защита Я посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому сохраняется соответствие между имеющимися у больного представлениями об окружающем мире, себе и по­ступающей информацией.

В отечественной психологии и психотерапии понятие «психо­логическая защита» рассматривается как важнейшая форма реа­гирования сознания индивида на психическую травму (Ф. В. Бас-син и др., 1975). При этом имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных пси­хологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на редукцию патогенного эмо­ционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психофизиологических нарушений.

Наиболее распространенные и важные механизмы психоло­гической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп (Б. Д. Карвасарский и др., 1998).

Первую группу составляют защитные механизмы, которые не перерабатывают содержание того, что подвергается вытесне­нию, подавлению, блокированию или отрицанию.

Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспо­минаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это наименее диф­ференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незре­лым Я, истерическими чертами характера, у детей.

Перцептивная защита (автоматические реакции невоспри­ятия при наличии болезненного расхождения между поступаю­щей и имеющейся информацией).

Подавление — более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффекто-генных импульсов и конфликтов.

Блокирование — задержка, торможение (обычно временное) эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу.

Отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, конфлик­тов, игнорирование болезненной реальности, фактов.

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека.

712

Рационализация проявляется в псевдообъяснении больным собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков, интерпретации по-своему различных личностных черт (напри­мер, агрессивности как активности, безразличия как независи­мости, скупости как бережливости и т. д.) с целью самооправ­дания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повыше­нию тревоги и другим отрицательным переживаниям.

Интеллектуализация — контроль над эмоциями и импульса­ми путем размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания. Характерным признаком яв­ляется «объективное» отношение к ситуации, чрезмерно рассу­дочный способ представления и попытки решения конфликт­ных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.

Изоляция состоит в интеллектуально-эмоциональной диссо­циации, отделении эмоции от конкретного психического содер­жания, в результате чего представление или эмоции вытесня­ются либо эмоция связывается с другим, менее значимым представлением и тем самым достигается снижение эмоцио­нального напряжения.

Формирование реакции характеризуется совладением с непри­емлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством замены их на противоположные (например, паци­ент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружаю­щим неосознанно принимает установку и поведение человека послушного и уступчивого).

Смещение проявляется в том, что реальный объект, на кото­рый могли быть направлены негативные чувства, заменяется более безопасным (например, сдерживаемая агрессия человека в отношении авторитетного лица перемещается на друтих, за­висимых от него людей).

Проекция — приписывание человеком непризнаваемых соб­ственных мыслей, чувств и мотивов другим людям.

Идентификация — в отличие от механизма смещения, человек отождествляет себя с более сильной личностью, в частности ими­тируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависи­мости от ассоциируемых с этим человеком чувств страха или любви.

Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.

Реализация в действии (acting out) — аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведе­ния. Этот механизм может составлять основу развития психо­логической зависимости от алкоголя, наркотиков и лекарств, а также суицидальных попыток, гиперфагии, агрессии и др.

Соматизация тревоги или какого-либо отрицательного аф­фекта проявляется в психовегетативных и конверсионных син-

дромах путем трансформации психоэмоционального напряже­ния сенсорно-моторными актами.

Сублимация — процесс преобразования энергии инстинктив­ных влечений в социально приемлемую активность.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психо­логической защиты манипулятивного типа.

Регрессия — возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспо­мощности, зависимости, детскости поведения с целью умень­шить тревогу и уйти от требований реальной действительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: