Как только вы почувствуете, что пора прервать медитацию, медленно вернитесь в обычное состояние.
Прислушайтесь к своему дыханию, охватите взором окружающие вас предметы. Насладитесь ощущением гармонии с самим собой и с окружающим вас миром.
Если в дальнейшем вы будете регулярно вызывать а памяти ощущение успокоения и гармонии, подаренное вам зеленым Цветом, его действие будет таким же эффективным.
5. Голубой цвет
Голубой цвет ассоциируется с состоянием полного покоя, поэтому он оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. При необходимости можно снизить давление, уменьшить частоту пульса и дыхания, чтобы восстановить организм и иметь возможность зарядить его новой энергией.
Корреспондирующие органы:
• нервы,
• гортань,
• область придатков,
• глаза,
• уши,
• нос.
В лечебной медитации голубой цвет:
• успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие,
• подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие,
• благотворно влияет при нервно-психических расстройствах, усталости и бессоннице.
Медитация
«Почувствовать облегчающую прохладу и освежиться»
После предварительной подготовки к медитации сфокусируйте свое внимание на голубом цвете, представив его в виде абсолютно чистого высокого неба. Пусть этот цвет прольется на вас в форме голубого луча.
Теперь сконцентрируйтесь на своей макушке. Глубоко вдохните и почувствуйте, как одновременно со вдохом голубой луч входит в вас через макушку.
Голубая энергия медленно растекается по вашему телу, и по мере ее продвижения исчезают нервозность и беспокойство. Замедляется ритм сердца, голубой цвет дарит вам равновесие и гармонию.
|
Голубые частицы проникают в каждую клетку вашего организма, и вы чувствуете, как утихает боль, как спадает напряжение, как прохладное дыхание голубого света освежает вас.
Попытайтесь на какое-то время удержать это состояние и прислушайтесь к себе, чтобы определить, в какие еще части вашего организма следует направить целительные.волны голубого цвета.
Теперь мысленно поблагодарите сначала голубой цвет за его живительную силу, а затем и внутренний источник, подаривший вам это ощущение.
Как только вы почувствуете, что пора прекратить медитацию, медленно вернитесь в обычное состояние.
Прислушайтесь к своему дыханию, охватите взором окружающие вас предметы. Насладитесь ощущением гармонии с самим собой и с окружающим вас миром.
Если в дальнейшем вы будете регулярно вызывать в памяти ощущение прохладной и освежающей энергии голубого цвета, его действие окажется таким же эффективным.
6. Синий цвет
Это темно-голубой цвет с небольшой добавкой красного.
Синий цвет обладает теми же свойствами, что и голубой. Следует отметить, что синий цвет можно выбрать для лечебной медитации в том случае, если вы хотите посредством более интенсивного оттенка усилить проникающую способность и свойства голубого цвета. Это особенно актуально для психосоматики, И поэтому синий цвет используется прежде всего против соматических недугов, возникающих на почве различных неврозов.
Корреспондирующие органы:
• органы дыхания,
• нервная система,
• щитовидная железа,
• миндалины,
|
• слепая кишка.
В лечебной медитации синий цвет:
• оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме,
• регулирует деятельность щитовидной железы,
• уменьшает воспалительные процессы в слепой кишке (при аппендиците) и миндалинах, способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению ран, оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях.
Медитация «Помочь себе вылечиться»
После подготовки к медитации сконцентрируйте свое внимание на синем цвете. Представьте, что сверху справа на вас направлен голубой луч, а сверху слева — красно-фиолетовый,
70Q
которые, проходя через вашу голову, сливаются в один синий луч.
Теперь сфокусируйтесь на своей макушке и почувствуйте, как мягкая и в то же время мощная энергия голубого луча начинает постепенно проникать в ваше тело.
Вы дышите ровно, и, подчиняясь ритму дыхания, частицы синего цвета распространяются по всему вашему телу.
Сначала синий цвет проникает в ваш мозг, затем в горло. Пройдя грудь, синий цвет опускается к тазу и оттуда устремляется к ногам. При этом он непрерывно укрепляет ткани вашего организма, мускулы, очищает кровь.
Спадает нервное напряжение, утихают, а затем и полностью исчезают боли. Вы чувствуете себя прекрасно. Все клетки вашего тела заполнены синим цветом.
Попытайтесь на какое-то время удержать это состояние и прислушайтесь к себе, чтобы определить, в какие еще части нашего организма следует направить целительные волны синего цвета.
Теперь мысленно поблагодарите сначала синий цвет за его живительную силу, а затем и внутренний источник, даровавший вам это ощущение. Как только вы почувствуете, что настало время прервать медитацию, медленно вернитесь в обычное состояние. Прислушайтесь к своему дыханию, окиньте взором окружающие вас предметы. Насладитесь ощущением гармонии с самим собой и с окружающим миром.
|
Если в дальнейшем вы будете регулярно вызывать в памяти ощущение лечебной силы синего цвета, его действие будет таким же эффективным.
7. фиолетовый цвет
Этот цвет представляет собой смесь голубого и красного, поэтому воплощает в себе взаимосвязь покоя и движения. В лечебной цветомедитации используются его успокаивающие и одновременно очищающие и укрепляющие свойства. Особенно благоприятно действует фиолетовый цвет на истощенную нервную систему. Кроме того, фиолетовый цвет занимает особое место во внешней энергетической оболочке человека.
Корреспондирующие органы:
" • нервы,
• железы, прежде всего гипофиз,
• лимфатическая система.
В лечебной медитации фиолетовый цвет:
• снижает температуру, уменьшает боли,
по
оказывает благотворное воздействие на человека при «сломе» биологических ритмов, а также при бессоннице, мигренях и депрессиях.
Медитация «Восстановить и изменить себя»
После подготовки к медитации сфокусируйте свое внимание на фиолетовом цвете, образным выражением которого может быть шелковая подушка интенсивного фиолетового цвета, на которой лежит крупный аметист.
Погрузитесь взором в это фиолетовое сияние. Позвольте себе некоторое время насладиться красотой фиолетовых лучей, которые несут в себе одновременно спокойствие и огромную силу, рождают в вас чувство доверия, заставляют чувствовать себя полным сил.
Глубоко вдохните и представьте, как одновременно со вдохом фиолетовый луч проникает в ваше тело через макушку. Фиолетовый цвет заполняет голову, устраняя боли, если они есть, и приводя в порядок мысли.
Далее фиолетовый свет проходит в затылочную область и горло, снимая всевозможные напряжения.
Постепенно он спускается в грудную клетку и полностью заполняет ее. В вас рождается ощущение спокойствия и свободы. Однако это не просто чувство физического расслабления. Благодаря энергии фиолетового цвета вы уже не придаете такого значения, как раньше, физическим недомоганиям.
Дышите равномерно и почувствуйте, как в такт вашему дыханию фиолетовый цвет распространяется далее по всему телу. Он помогает вам избавиться от чувства тяжести, стимулирует вашу нервную систему, наполняет вас силой и мужеством, рождая ощущение бесстрашия и миролюбия одновременно. Вы уже способны в какой-то мере дистанцироваться от своих физических проблем. Если вы сейчас подумаете о своей болезни или боли, то поймете, что причина физического недомогания заключается не только в вашем теле и что вы сами являетесь нечто большим, чем это тело.
Состояние глубокого внутреннего покоя переходит постепенно в чувство всеохватывающей любви. Подумайте в этот момент прежде всего о любви к самому себе и к своему телу.
Фиолетовый цвет струится по рукам и ногам, вызывая приятное покалывание, и вот уже все ваше тело погрузилось в фиолетовый поток, омывающий вас снаружи и изнутри.
Попытайтесь на какое-то время удержать это состояние и прислушайтесь к себе, чтобы определить, в какие еще части вашего организма следует направить целительные волны фио-
711
летового цвета. Теперь мысленно поблагодарите сначала фиолетовый цвет за его живительную силу, а затем и внутренний источник, подаривший вам это ощущение.
Как только вы почувствуете, что пора прервать медитацию, медленно вернитесь в обычное состояние. Прислушайтесь к своему дыханию, охватите взором окружающие вас предметы. Насладитесь ощущением гармонии с самим собой и с окружающим вас миром.
Если в дальнейшем вы будете регулярно вызывать в памяти ощущение восстановления и перерождения, подаренное энергией фиолетового цвета, его действие будет таким же эффективным.
И в заключение перечислим опасности и иллюзии, с которыми может столкнуться на своем пути занимающийся медитацией.
• Обмануться и пойти по ложному пути, приняв за цель медитации ее частые побочные следствия: видения, наблюдение особых свечений, ощущение в себе «сил». Преследование этих ложных целей потенциально опасно.
» Бахвалиться этими своими состояниями перед другими. Возможно, вы знаете, что люди, которые мучают вас разгов< рами вроде: «В понедельник у меня было самое значительное переживание из всех, какие я когда-либо испытал... и ля-ля-ля-ля-ля», эти люди обманываются в отношенш своих медитативных успехов, не говоря уже о том, что он] нестерпимо скучны.
• Закоснеть в приверженности одному-единственному «правильному» способу медитирования (на самом деле каждьц человек должен найти свой путь, выбрать свою технику, наиболее отвечающую его потребностям).
• Ожидать чудесных превращений немедленно. Изменение постепенны и едва уловимы, так что ваши друзья, вероятно, заметят их раньше, чем вы сами.
• Перескакивать с одного метода на другой, стремясь испробовать весь арсенал медитативных техник за слишком короткий срок. За какую бы технику вы ни взялись, практикуйтесь в ней не менее трех-четырех недель.
• Запустить работу и другие свои обязанности.
• Очень «стараться» при медитировании. В голове возникав внутренний диалог и не дает медитации осуществиться. Известен случай, когда одна такая горе-медитатор до тог боялась что-либо упустить и так истово пыталась медитировать «успешно», что, как она внезапно обнаружила, повторяла про себя: «Грудь поднимается, грудь упускается!»
71?
• Одна из величайших опасностей — это опасность быть сбитым с пути учителем — гуру. В наше время появилось так много людей, которые учат других медитации или достижению просветления, что мы настоятельно советуем вам остерегаться тех учителей, или гуру, которые:
1) назначают высокую плату за занятия и/или объявляют о своих необычайных способностях. «Ни один истинный учитель медитации не возьмет ни гроша за свои уроки. Ни один истинный учитель не заявит сам и не позволит заявлять от его имени никому другому о каких бы то ни было своих сверхъестественных возможностях или достижениях», — говорит К. Хамфрис, в течение многих лет возглавляющий Буддийское общество в Лондоне;
2) находятся в плохих отношениях с людьми, играющими важную роль в их жизни; убеждены в том, что их путь является единственно верным, и дурно отзываются о других гуру;
3) наслаждаются чувством собственной значимости, тем, что они гуру и у них есть ученики;
4)- говорят вам, что передают некое тайное знание, предназначенное исключительно для посвященных (поскольку сочли вас достойным такой чести), и берут с вас клятву хранить его в тайне. На самом деле все эзотерические знания содержатся в книгах, доступных тем, кто захочет их прочесть;
5) пытаются сделать вас зависимым от них самих и от их советов. Хороший учитель — тот, который укрепляет вашу способность принимать решения самостоятельно и помогает вам найти внутреннего гуру в самом себе;
6) объявляют, что постигли все-все. Нет конца учению, нет точки, где можно остановиться; поэтому найдите такого учителя, который знает и признает, что он все еще учится. (Словосочетание «совершенный учитель» — это семантический нонсенс.) По словам Рамана Махариши, истинный гуру «не видит никакой разницы между собой и другими и совершенно свободен от мысли, что он Просветленный, или Освободившийся, в то время как окружающие томятся в оковах рабства или темноте невежества».
Мы убеждены: то, что К. Г. Юнг называл «тенью», имеет оборотную сторону в коллективном бессознательном каждого из нас. Это — Лучистость, или сияющая сторона человека. Если вы не соприкасаетесь с собственной добротой, состраданием, альтруизмом и всем прочим хорошим в себе, то вы будете проецировать эти качества на ближайшего кандидата в святые. Таким образом, вы можете произвести самых заурядных людей и даже жуликов в святые и гуру.
7/7
Вряд ли человек может распознать Лучистость в другом, если сам не обладает ею хоть в какой-то мере1. Поэтому в завершение нам хотелось бы дать вам следующее упражнение.
Упражнение «Усиление Лучистости»
Войдите в особое состояние сознания.
Представьте себе кого-нибудь, кем вы восхищаетесь, кого почитаете, идеализируете.
Каковы его наиболее замечательные черты?
Вспомните какие-нибудь случаи, когда его поведение было особенно альтруистическим, особенно отвечало вашему представлению о святости.
А теперь «примерьте» на себя эти черты и это поведение. Насколько они вам впору? В какой степени вы обладаете подобными качествами?
1 Как говорит Рам Дасс, «когда карманный вор видит святого, он не замечает ничего, кроме его карманов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа...
Книга Экклезиаста
Мир будущего будет миром все более упорной борьбы за устранение барьеров, ограничивающих наш разум.
И. Випер
Несмотря на большой объем материала, мы, заканчивая книгу, хотели бы все таки поставить не точку, а многоточие. К сожалению, по причине акцентированное™ на вопросах психотерапии, а также имманентной сложности и многомерности самой темы, целый ряд вопросов остался вне пределов нашего внимания, обуславливая некоторую недоговоренность. Поэтому в конце книги мы хотели наметить хотя бы штрихами, какие вопросы, касающиеся особых состояний сознания, на наш взгляд, требуют дальнейшего изучения.
1. Особые состояния сознания как общечеловеческий феномен (исторические парадигмы особых состояний сознания, социально-психологические аспекты, кросскультурные исследования, отражение в художественном творчестве и т. п.).
2. Эволюция особых состояний сознания (роль биологических и социальных факторов, особые состояния сознания у животных, специфика особых состояний сознания на разных этапах жизненного цикла человека, взаимосвязь с ноосферой и т. п.).
3. Структура, механизмы и функции особых состояний сознания.
4. Особые состояния сознания, измененные состояния сознания и нарушения сознания (сопоставление особых состояний сознания с изменениями сознания при приеме психофармакологических препаратов, воздействии алкоголя и наркотиков, при работе с новыми технологиями (телевидение, виртуальные реальности) и нарушениями сознания при различной патологии).
5. Взаимодействие сознания и бессознательного (соотношение сознательного и неосознаваемого в особых состояниях сознания, особые состояния сознания как средство изучения бессознательных психических явлений, искусственно созданные с помощью особых состояний сознания внуТриличностные феномены, сопоставительное исследование психических процессов в обычном состоянии и во время особых состояний сознания).
6. Особые состояния сознания и личность человека (генетическая и конституциональная предрасположенность, связь изменчивости
восприимчивости к особым состояниям сознания с типами характеров и темперамента, личностные различия, трансформация восприимчивости в разных состояниях организма, биографические исследования людей, обладавших необычными способностями, и т. п.).
7. Клинические и экспериментальные исследования особых состояний сознания (разработка методов определения глубин! особых состояний сознания, способов анализа характеристш восприимчивости у различных испытуемых, поиск оптимальных приемов индукции, физиологических и биохимичес! механизмов постгипнотической амнезии, феноменов искажения параметров восприятия, анестезии и т. п.).
8. Духовные аспекты особых состояний сознания (исследования взаимосвязи особых состояний сознания и эмоциональны состояний (любви, тревоги, депрессии, агрессии), экзистенциальных кризисов, мистических традиций, ценностей религиозного вспомоществования, паранормальных явлений и т. п.)
9. Особые состояния сознания и обучение (повышение творческих свойств мышления, развитие способностей, актуализация внутренних резервов, усиление интуиции и т. п.).
10. Экологические и этические аспекты особых состоянш сознания (использование особых состояний сознания в работ правоохранительных органов, для роста экологической ответственности, снятия политической напряженности, преодоление глобальных проблем, стоящих перед человечеством, этика работы с особыми состояниями сознания и т. п.).
Прощаясь на этом с читателями, добавим только одно. Bet время, пока мы писали эту книгу, мы старались в явной, подчас и в скрытой форме провести одну мысль: нам не нужне искать «потерянный рай» где-то там, «где нас нет». Он существует и всегда существовал вокруг и внутри нас в виде множества возможных миров, зова которых мы не слышим исключительнс в силу нашей «душевной глухоты». Не задумываясь, мы ежедневно соприкасаемся с ними в виде образов фантазий сновидений, необычных переживаний при погружении в гипноз, в одиночестве, во время духовных волнений, сталкивали со смертью... Нередко и в виде симптомов болезни... И стой! нам только сделать шаг навстречу и целенаправленно войти них, как мы приобретаем самую большую ценность — свобо; собственной жизни. Но сам шаг достаточно непрост... И mi будем рады, если данная книга хоть чуть-чуть поможет кому-т хотя бы попытаться сделать его.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Роза Парацельса
В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запыленных колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по длинной винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.
Первым заговорил учитель.
— Мне знаком и восточный, и западный тип лица, — не без гордости сказал он. — Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
— Мое имя не имеет значения, ~ ответил вошедший. — Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть.
Он снял торбу и вытряхнул ее содержимое над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошел, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.
Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнес:
— Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и, если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
— Золото меня не интересует, — ответил вошедший. — Эти монеты — всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
— Путь — это и есть Камень. Место, откуда идешь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
— Значит, цель все-таки есть? Парацельс засмеялся.
— Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалекие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть
Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
— Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится — положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
— Когда? — с тревогой произнес Парацельс.
— Немедленно, — с неожиданной решимостью ответил ученик.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки. Юноша поднял перед собой розу.
— Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка...
— Ты слишком доверчив, — сказал учитель. — Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
— Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял розу и, разговаривая, играл ею.
— Ты доверчив, — повторил он. — Ты утверждаешь, что я могу уничтожить ее?
— Каждый может ее уничтожить, — сказал ученик.
— Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?
— Мы не в раю, — настойчиво повторил юноша, — здесь, под луной, все смертно.
Парацельс встал.
— А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо рая? Понимаешь ли ты, что грехопадение — это неспособность осознать, что мы в раю?
— Роза может сгореть, — упорствовал ученик.
— Однако в камине останется огонь, — сказал Парацельс.
— Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
— Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты ее вновь увидел.
— Одного слова? — с недоверием переспросил ученик. — Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
— Сосуд для перегонки стоит без дела, — повторил он, — и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только ни пользовался на своем долгом веку; сейчас я обхожусь без них.
— Чем же ты пользуешься сейчас? — с напускным смирением спросил вошедший.
— Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
— Я прошу, чтобы ты продемонстрировал-мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь — к сосуду для перегонки или к Слову, — для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он вымолвил:
— Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиденное — всего лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:
— А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнес:
— Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Пара-цельсом на пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс остался невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
— Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазером, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.
Он преклонил колени и молвил:
— Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает
пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придется.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.
Хорхе Луис Борхес
Приложение 1
Сознание человека и его нарушения
Одно из существенных отличий человека как вида от животных состоит в способности рассуждать и мыслить абстрактно, критически размышлять о своем прошлом и думать о будущем, разрабатывая и реализуя те или иные планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. История психологии демонстрирует, что понимание сознания является, наверное, самой трудной проблемой, которую до сих пор так и не удалось разрешить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. Именно по этой причине область психологической науки, касающаяся понятия о сознании, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Каких методологических или философских позиций ни придерживались бы исследователи сознания, они неизбежно связывали с ним так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя'.
Психологическими характеристиками сознания человека являются: ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять действительную и виртуальную реальности, контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Первая психологическая характеристика сознания — ощущение себя познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное изучать и познавать этот мир, то есть получать более или менее достоверные знания о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, (выразив их в словах, понятиях или разнообразной символике), передать их другим людям и будущим поколениям, а также хранить, воспроизводить и работать со знаниями как с особым объектом.
1 Наличие подобной способности у человека является основанием для существования и развития психологии, ибо без рефлексии данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Наверное, без нее человек не смог бы даже иметь представление о том, что у него есть психика.
77 7
Мысленное воображение реальности — вторая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с психической функцией воли1. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Когда же воображение и представления выходят-из-под сознательного волевого контроля, возникает так называемый поток сознания (спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций), который является одной из существенных характеристик особых состояний сознания, но в своих крайних формах может быть проявлением психической патологии.
Представляя же виртуальную реальность (грезя, мечтая, фантазируя), человек произвольно, то есть сознательно, отвлекается от восприятия окружающего и сосредоточивается на какой-либо идее, образе, воспоминании и т. п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не воспринимает или вообще не в состоянии воспринять.