Произносятся фразы медленно, с одновременной активной концентрацией на частях тела. Со временем, в процессе тренировок, глубина мышечного расслабления увеличивается.
На определенном этапе медитирующий как бы превращается в постороннего наблюдателя собственной мыслительной деятельности. В сознании появляются самые различные реалвные
680
или фантастические картины. Необходимо отстраниться от эмоциональных переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, как зритель, смотрящий фильм.
При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мыслительного процесса. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.
Медитация на позе
Все внимание направьте на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Теперь сосредоточьте внимание на позе тела. Ощутите его пространственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, прыгаете, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, защищаетесь. Эта медитативная техника являлась основой подготовки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, кунг-фу, айкидо и др.
В оккультных науках многих народов считается, что у человека существует эфирный двойник, в котором находятся психические центры. Индийские йоги полагают, что они имеют форму лотоса, и называют их чакрами (в переводе с санскрита — энергетическое колесо, силовой круговорот). Эфирный двойник через вращающиеся чакры постоянно впитывает из Космоса энергию и посылает эти силы к железам физического тела. Таким образом, чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, а точнее, проводниками, через которые мы питаемся энергетическими силами Вселенной.
|
Семь чакр распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции, а также управляют кровообращением человека. Они располагаются снизу вверх.
Муладхара (корневая) чакра соответствует элементу земли; анатомически — предстательная железа у мужчин, матка у женщин; символический цвет — красный; отвечает за качество физического тела, волю к жизни, безопасность.
Свадхистаиа (сексуальная) чакра соответствует элементу воды; анатомически — поясничное сплетение; символический цвет — оранжевый; отвечает за любовь, творческий потенциал, страсти.
Манипура чакра соответствует элементу воздуха; анатомически — солнечное сплетение; символический цвет — желтый, отвечает за силу и власть.
681
Анахата (сердечная) чакра соответствует элементу огня; анатомически — сердечно-аортное сплетение; символический цвет — зеленый; отвечает за духовную любовь и отношения с людьми.
Вишудха (горловая) чакра соответствует «Акаше»; анатомически — щитовидная железа; символический цвет — голубой; отвечает за выражение себя, карьеру, воплощение идей, уровень самоактуализации.
Аджна (межбровная) чакра, «третий глаз», соответствует духовной воле, ясновидению; анатомически — слизистая железа; символический цвет — синий; отвечает за восприятие идей, связь с миром, ясновидение.
Сахасрара (венечная) чакра, «корона», соответствует макушке головы; анатомически — шишковидная железа; символический цвет — фиолетовый; отвечает за связь с бесконечным, Космосом, Богом, Абсолютом.
|
Медитация на чакрах
Данная техника является эффективным средством воздействия на вегетативную нервную систему.
В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику стимулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.
1. Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцентрировать воображение на спирали кундалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает красный цвет.
2. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «хапг». Воображение фокусируется на спирали кундалини, которая начинает постепенна нагреваться и излучать тепло. Одновременно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.
3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящейся между чакрами муладхара и анахата. Медитирующий представляет, что эта часть спирали излучает огненно-красный све
4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирал* между чакрами аджна и вишудха; спираль излучает бело-красный свет.
5. Наконец, воображение концентрируется на окончаш спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добела, здес! сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий может контролировать.
Для медитации в йоге часто используется шавасана (по: трупа). Это неудивительно, так как считается, что расслабление
|
682
в этой позе приблизительно в пять раз глубже, чем в аутогенной тренировке (С. А. Гуревич, 1985). При шавасане человек с закрытыми глазами лежит на спине: ноги раздвинуты приблизительно на 30 градусов, руки отведены от туловища на 15 градусов. Предплечья повернуты, пальцы полусогнуты. Дыхание медленное, ритмическое, диафрагм ал ьное, с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется обычно на ощущениях в ноздрях. Мышечная релаксация достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести.
Медитация на шавасане имеет много модификаций. Мы приведем лишь одну из наиболее эффективных форм — энергетическую.
Энергетическая медитация на шавасане
Она происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии».
В первой части медитации медленно и монотонно проговаривают формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде — в виде законченных блоков из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Для концентрации внимания можно использовать образ потока внимания — «луча света», «освещающего» ту область тела, с которой ведется работа. Так, например, проговаривая «Мое внимание на лице», человек может представлять, будто луч фонарика освещает его лицо.
Отметим, что, в отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Медитация начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спо-коен(-йна)». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждую формулу мысленно произносят лежа в шавасане, полностью сосредоточившись на нужном участке тела, повторяют три-четыре раза с четырехсекундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны обычно занимает 30—40 минут.
683
Согласно концепциям восточной медицины в человеческое теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляютс* определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Поэтому на втором этапе не нужно произносить фразы самовнушения; достаточно лишь направить на активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени (в среднем 15—20 секунд).
После усвоения этого этапа переходят к третьей ступени — находясь в шавасане, человек мысленно представляет, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане — около трех-четырех минут.
Выход из медитации на шавасане плавный: подтягивают носок правой ноги, далее — оба носка, пятки при этом выдвигают вперед. В дальнейшем руки сжимают в замок и, медленно поднимая вверх, выворачивают. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Заметим, что медитация на шавасане дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах (особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссом-нией — расстройством сна), быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна Она не имеет противопоказаний, но ею не рекомендуется заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Мандала
. Это динамический вид медитации. Может выполняться в группе или индивидуально. Начинается с психофизических движений, а затем через особое состояние сознания приводит в состояние покоя и концентрации. Для удошгетворительного усвоения требуется два-три месяца систематических занятий. Упражнения делают по утрам, в течение 15 минут, с чувством
ЛА'4
отрешенности и наслаждения. Алгоритм выглядит следующим образом.
1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку) и ударяя пятками по ягодицам. Глаза закрыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу к пупку.
3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение глазами по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект «отсутствия тела» и движения энергии в область переносицы.
4. Закрыть глаза и раствориться в медитации, сосредоточив внимание в области переносицы.
Тибетская техника надабрама
Эту технику можно выполнять в любое время дня, хотя лучше рано утром.
1. Сесть в удобную позу или на край стула с выпрямленным позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле. Сжатыми губами начать громко гудеть (звук «хум») в течение 20—40 минут, до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.
2. Добиться эффекта «всплытия рук», затем в течение 7—8 минут плавно выполнять обеими руками, ладонями вверх, круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии. После этого двигать руками в обратном направлении — к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь па ощущении прилива энергии во все поры тела, еще 7—8 минут.
3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться в особое состояние сознания, растворив сознание в медитации.
Техника Гермеса
Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых, чтобы снять возможное остаточное оцепе-
685
нение и ощущение легкого тумана в голове. Цель — энергетическая зарядка благодаря слиянию с космической энергией.
Объект концентрации — представление своего тела в качестве посредника, через который в биосферу планеты проникает космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 минут до часа. Упражнение выполняют в следующей последовательности.
1. Стать лицом к востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождествления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4. Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе, испытывая огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее 5—10 раз лбом.
6. Повторить весь комплекс сначала несколько раз, в зависимости от рекомендации психотерапевта. В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.
Даосская техника
Вначале проводится подготовка. Выбирают полутемное, естественным освещением, полностью изолированное от все) посторонних раздражителей место на свежем воздухе, на природе, в тихом месте.
Подушка для упражнения должна быть мягкой и толсто! удобной для сидения. Одежда свободная, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. П варительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузыр! и очистить носовые проходы. Техника выполняется натощв Лучшее время — 4 часа утра.
Наиболее употребительная поза — «лотос» или «полулотося Опишем подробнее первую позу с даосскими деталями технш
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижа желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы чуп чуть отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник, который изогнут согласно естественной кривизне. Естественное положение позвоночника поддерживается без усилий и напряжения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положе ние путем опускания центра тяжести методом временной ко*
центрации вглубь на точке, расположенной на 5—6 сантиметров ниже пупка (нижний дань-тянь).
Сидя на подушке, полностью вытяните ноги. Затем согните правую в колене и положите ее под себя, на основание бедра левой ноги, ступни подошвой кверху. Левую ногу аналогично расположите на основании правого бедра. Положение пяток должно быть таким, чтобы они почти встречались напротив лобковых костей и каждая пятка нажимала на живот. Внешние стороны колен прижаты к подушке — это придает телу устойчивость: оно не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Бедра, таким образом, образуют как бы две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.
Затем положите удобно правую кисть ладонью вверх на обе пятки или на нижнюю часть живота, а левую — свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без напряжения. Обе кисти лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки касается ее среднего пальца, а большой палец правой руки согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что «отрицательное» охватывает «положительное», при этом образуется цепь из восьми каналов. Даосы утверждают: «Соединение четырех конечностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр».
Голова и шея выпрямлены и обращены вперед. Слух «выключен». Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее первоначальной полости — тсу чиао). Общее самочувствие сидящего в позе должно быть естественным, непринужденным и ненапряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив лозу, приступают к получению устойчивых начальных навыков концентрации сознания и умения правильно дышать.
Мыслительный процесс контролируется путем фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обращения внутрь себя, «смотрение в глубину», уменьшает поток мыслей. Можно прибегнуть также к легким невербальным усилиям, хотя большинство специалистов не рекомендуют этого делать, считая, что должно быть полнейшее отсутствие произвольных мыслей и усилий. Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество медитаций будет улучшаться в процессе непрерывных, систематических тренировок и при условии беспредельной веры в успех.
Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятий три раза в день в течение часа, а затем продолжать все время — при ходьбе, когда вы стоите, сидите или лежите. Чем продолжительнее медитация, тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным, гармоничным с движениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непрерывными и тонкими, пока появится ощущение будто вы дышите не легкими, а всеми порами тела.
Правильное даосское дыхание является контрарным, или «обращенным». Как и естественное, контрарное дыхание достигает живота, но с расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следующим образом.
1. Вдох тонкий, неощущаемый, непрерывный, медленный и глубокий, проходя от ноздрей, достигает низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, одновременно сокращая мышцы нижней части живота. Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма становится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке. Вдох должен длиться не менее одной минуты, выдох — столько же, хотя в древних текстах рекомендуется делать вдох чуть дольше выдоха, а в современной литературе — наоборот.
2. Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерывный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пустая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне делают позу устойчивее, диафрагму более активной и сильной, благодаря контрарному расширению и сжатию живота. Рекомендуется дышать правильно все время, выработать навык и во время медитации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.
Первое время надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой тренировки в течение 5—10 минут и обязательно на чистом воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслаблял грудь, позволяя желудочной впадине автоматически опуститься. Это способствует устойчивости и эффективности медитации.
Тратака
Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется «концентрацией с открытыми глазами», или тратакой. Тратака — это самьяма (фиксация, внушение
688
и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком-нибудь объекте — глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индусов главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.
Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехник)'.
1. Носовой взгляд (пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциативных связей, идущих от различных лервных клеток в центральной нервной системе (1ДНС). Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно, лучше после первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потенциальную энергию человека), по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге с помощью черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного, посредством ассоциативных связей. Вы или пациент начнете ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память — это побочный продукт практики тратака. Благодаря этой практике пациент овладевает способностью контролировать свою психику и вегетативные процессы. Улучшается саморегуляция.
Техника исполнения состоит в том, чтобы, наполовину прикрыв глаза, направить взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение минуты в этом состоянии «на отдых». Когда усталость пройдет — продолжайте тренировку. Иногда вначале вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь — это реакция, и она проходит. Вообще полезно, когда вас одолевает какая-нибудь реакция, медитировать, закрыв глаза, на звуке Ом (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начав с пяти минут.
2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим ум упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытые глаза по направлению к междубровью — межбровному пространству — и зафиксируйте взгляд. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную нервную систему через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение
689
потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде — между глаз. При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя — открыта. При фронтальном ~ наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черн} точку на белом фоне или белую — на черном. Установить удобж перед собой. Нужно думать, что это символ бесконечной природы, и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова глядеть на точку не мигая, без напряжения и усталости. Занимайтесь постоянно, систематически, в теч«ние месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 минут).
4. Тратака на голубой свет. Удобно сидя или лежа, направит взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет лампочки, установленной позади объекта концентрации. Взпш устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхарг (отвлекаете чувства от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются). Мьшн энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, вс< сильнее и сильнее. Постепенно ощущение тела исчезает. Теле анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампроджнята самад> (высшую степень созерцания и сосредоточенности). Выполня) дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение ощущение потока сознания), стараетесь достичь растворенш обычного сознания.
Йога учит также методам достижения йоганидры и контрол! ума до приобретения способности осуществлять самадху, то ест достигать состояния высшего сознания — состояния, когда процесс осознания включен весь потенциал бессознательного. Древняя йога говорит, что при выполнении медитаций надс быть всегда абсолютно уверенным, что именно у вас все хороцк получается, находиться в состоянии ожидания и энтузиазма. Это состояние должно предшествовать каждому упражненш в практических занятиях, в том числе и при обучении тратаке.
Приведем две словесные формулы индусов: первая служит для достижения йоганидры, вторая — для достижения самадхи.
Первая формула: «Я четко контролирую ум и мысли... Глубокий покой и энергетизация во всем теле... Я концентрируюсь... на высшей природе, высшем сознании. Я бессмертен(-тна)... олицетворяю высшую справедливость... Мое тело погружаете* в йоганидру на...» (указывается время, например, на один час ровно).
Вторая формула: «Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности... Я достигаю окончательной цели своей жизни в этом мире... независимо от судьбы моего тела... Я обязательнс достигну нирваны...»
690
Чань-буддийская медитация (дзэн)
Эта медитация служит главным звеном в психической подготовке в чань-буддизме. Обычно она практикуется только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как статический, так и динамический и невербальный характер: парадоксальными задачами (гун-ань) и диалогами (вэнь-да), дыхательными и гимнастическими упражнениями (в том числе единоборства), физическим трудом, специальной диетой, массажем и самомассажем, приемами биоэнергетической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактным невербальным воздействием и др. Комбинация этих средств усиливает эффект техники для достижения просветления.
Сам процесс медитации предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снять возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие созерцанию. С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж точек аккупунктуры (ТА), сопровождаемый «внутренней работой» по активизации энергетических центров, каналов и меридианов с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т. д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:
1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений;
2) правильному положению тела;
3) созданию условий, удобных для медитации.
В монастырской практике обычно использовалась классическая йоганическая «поза лотоса», или «сэйза».
Приведем рекомендацию чаньского наставника: «Когда вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности. Помассируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете свою истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным».
Помимо всего, определенное влияние на психическое состояние оказывают и различные цвета. Например, красный цвет
691
возбуждает, а фиолетовый успокаивает. Великий художник В. Кандинский отмечал, что желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный рассеивают. Он же утверждал, что оранжевый цвет порождает прилив энергии, амбицию и стремг ление к триумфу. Художники хорошо знают, что ярко-красный, ярко-желтый и оранжевый — «теплые» цвета, а светло-синий, салатовый и голубой — «холодные». Взаимодействия цветов еще более усиливают влияние на эмоции. Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской волны взаимно усиливают эмоциональную уравновешенность, а сочетание золотисто-желтого и огненно-красного цветов действует противоположно. В связи с этим существует целый комплекс методик цвето-медитации, из которых мы рассмотрим только две большие категории: цветомедитации, направленные на стабилизацию психического состояния, и цветомедитации при физических недомоганиях.
ЦВЕТОМЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ
Предварительно отметим, что нарушения психической гармонии могут быть вызваны как недостатком, так и избытком тех или иных эмоций. Описание некоторых форм проявления подобной психической несбалансированности поможет вам выбрать необходимый цвет.
1. Красный цвет
Этот цвет относится к теплым и является выражением жизненной силы, поэтому на психическом уровне он оказывает стимулирующее действие на активность человека.
Кроме того, он благотворно влияет при ослабленной критичности и недостатке внутренней энергии, что может проявиться в виде чрезмерных забот, сомнений и страхов.
Красный цвет служит катализатором изменений в сознании и усиливает различные проявления любви, а также ту силу,,, которая превращает ее в духовные качества. Через медитативную связь с телом мы осознаем, что представляем собой духов-, ные существа в материальной оболочке.
При работе с красным цветом следует обратить внимание на то, чтобы полученный энергетический заряд использовался конструктивно и не привел к возникновению чувства беспокойства и нервной напряженности. В случае появления подобных
692
симптомов используйте для медитации более мягкий красно-розовый цвет.
Когда следует использовать красный цвет?
• Если вы ощущаете, что вам недостает жизненной энергии, сил, радости, воодушевления, оптимизма и уверенности в себе.
• Если вас не оставляет в покое чувство безнадежности.
• Если вас часто мучают воспоминания.
• Если вы подвержены резким переменам настроения.
В результате использования красного цвета:
• ваше тело наполнится силой,
• появится и укрепится чувство оптимизма,
• усилятся творческие способности, исчезнут неуверенность и сомнения.
Медитация «Обрести изначальную жизненную силу»
После предварительной подготовки переходите к непосредственной медитации с красным цветом, который является выражением энергии в чистом виде.
Закройте глаза и представьте себе огонь, который бушует у вас под ногами и, проходя через стопы, медленно поднимается вверх по телу, заполняя своим красным цветом все органы.