Когда следует использовать голубой цвет? 61 глава




Фантазирование (в функции манипуляции) — человек, при­украшивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением.

Уход в болезнь — человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Общепринятой классификации механизмов психологиче­ской защиты до сих пор не существует, и список защитных механизмов может быть расширен и продолжен.

Защитные механизмы в некоторой мере способствуют стаби­лизации Я личности, иногда приводя к неадаптивной ригидно­сти поведения пациента, ограничивают возможности вскрытия и разрешения внутриличностного конфликта. Поэтому одним из важных правил психотерапевтической тактики при работе с за­щитными механизмами является признание их определенного положительного значения, проявление уважения к личности па­циента, осуществляющей центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации. Еще одно правило — постепен­ная (пошаговая) работа с выявлением, осознанием и интерпрета­цией способа защиты.

При этом психотерапевтическое воздействие при наличии психологической защиты может осуществляться на различных уровнях. Конструктивное изменение психотравмирующей жиз­ненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепле­ние Я и повышение самооценки способствуют снижению дезадап-тивной защитной деятельности пациента. Эмпатическое общение (сопереживание и эмоциональная поддержка) с человеком также приводит к уменьшению его защитного сопротивления. В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незре­лых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и совлада-ния. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные меха­низмы психологической защиты. Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация) проводится с целью укрепления Я пациента, других (рационализация, иятел-

7 и

лектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытес­нение) — для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь, регрессия) — для их устранения.

В системе адаптивных реакций пациента механизмы психо­логической защиты тесно связаны с копинг-механизмами (меха­низмами совладания) как активными, преимущественно созна­тельными усилиями человека, направленными на овладение ситуацией или проблемой.

Впервые термин «coping» был использован Л. Мерфи (1962) в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями пси­хологического стресса. Р. Лазарус (1966) определял копинг-ме­ханизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависи­мости от вида и тяжести заболевания) физическому, личност­ному и социальному благополучию. Предпринималась попытка объединить в единое целое копинг-механизмы и механизмы психологической защиты, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны (от активных, гибких и конструк­тивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных).

Типы (модальности) копинг-механизмов могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах лич­ности пациента.

В когнитивной сфере могут получить развитие следующие копинг-механизмы:

отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем данная проблема;

принятие болезни как чего-то неизбежного (проявление своего рода философии стоицизма);

диссимуляция болезни (игнорирование, уменьшение ее серь­езности);

сохранение «идеального статуса», стремление не показывать другим своего болезненного состояния;

проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соот­ветствующей информации, расспрос врачей, взвешенный под­ход к решениям;

относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении;

религиозность, стойкость в вере («со мной Бог»);

придание болезни значения и смысла (например, отношение к болезни, как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и т. п.);

самоуважение — более глубокое осознание собственной цен­ности как личности.

Копинг-механизмы, связанные с эмоциональной сферой лич­ности пациента, проявляются в виде:

переживания протеста, возмущения, противостояния болез­ни и ее последствиям;

эмоциональной разрядки — отреагирования чувств, вызван­ных болезнью;

изоляции — подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации;

пассивного сотрудничества — доверия с передачей ответст­венности психотерапевту;

покорности, фатализма, капитуляции;

самообвинения;

переживания злости, раздражения, связанных с ограничени­ем жизни болезнью;

сохранение самообладания — равновесия, самоконтроля.

С поведенческой сферой пациента связаны следующие ко­пинг-механизмы:

отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;

альтруизм — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;

активное избегание — стремление избегать «погружения» в процесс лечения;

компенсация — отвлекающее исполнение каких-то собст­венных желаний (например, покупка чего-то);

конструктивная активность — удовлетворение какой-то дав­ней потребности (например, совершить путешествие);

уединение пребывание в покое, размышление о себе;

активное сотрудничество — ответственное участие в терапев­тическом процессе;

поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслу­шанным, встретить содействие и понимание.

Цели копинг-механизмов могут быть различными у пациента, лиц из ближайщего его окружения и психотерапевта. Пациент за­интересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособ­лении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в слу­чае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Лица из ближайшего окружения ожидают от пациента сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Основными целями же ис-■ пользования психотерапевтом копинг-механизмов пациента яв­ляется развитие позитивного отношения последнего к лечению, активному сотрудничеству в терапии (лечебному альянсу), эмоци­ональной устойчивости и терпеливости в процессе терапии. В пси­хотерапевтической работе всегда важно учитывать все это много­образие целей для расстановок наиболее целесообразных акцентов.

7?/Г

Приложение 3

Стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е. С. Каткова; 1957)

Первая стадия

Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Основные процессы — торможение и возбуждение — изменены, что создает условия для иррадиации торможения на двигательный анализатор и вторую сигнальную систему. Субъект ощущает приятный покой. Это исходное, предгилноидное состояние.

Признаки первой степени первой стадии: у загипнотизиро­ванного — ощущение покоя; приятное состояние легкости в теле; слышит, свои мысли контролирует; чувствительность со­хранена; легко реализует внушение двигательных реакций; из этого состояния гипнотизируемый легко может выйти.

Вторая степень. Тонус коры еще более снижается. Глубоко заторможен двигательный анализатор. Постепенно закрывают­ся глаза. Испытуемый чувствует тяжесть в теле.

Признаки второй степени первой стадии: глаза закрыты, но при внушении легко открываются; испытуемый может совер­шать глотательные движения; прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение; двигательные реакции легко реализуются; слышит и активно воспринимает внешние раздра­жители; чувствительность сохранена; легко может быть раз­бужен.

Третья степень. Тонус коры головного мозга снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сиг­нальной системы.

Признаки третьей степени первой стадии: ощущение гипно-тиком дремоты и сонливости; течение мыслей вялое; тяжесть в теле; мышцы расслаблены; поднятая рука бессильно падает; невозможно открыть веки, двинуть рукой; моторные движения часто не реализуются, на вопрос о самочувствии отвечает мед­ленно или молчит; окружающие звуки слышит; после пробуж­дения уверен, что мог бы выйти из этого состояния.

Вторая стадия

Первая степень. Тонус коры головного мозга снижен, возни­кает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинесте­тическую систему (каталепсию). Торможение иррадиирует на

кожный анализатор (аналгезия). Появляются «переходные со­стояния» — уравнительная фаза по теории И. П. Павлова.

Признаки первой степени второй стадии: загипнотизирован­ный отмечает значительную сонливость, движения затруднены; более ровное и спокойное дыхание; легкая каталепсия — под­нятая рука в воздухе остается недолго; не удается внушить однообразные движения, например покачивания руки, постав­ленной на локоть, а если удается, то лишь после настойчивых внушений; внушить двигательные реакции не удается; окру­жающие звуки испытуемый воспринимает, хотя и без интереса.

Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего со­стояния. Достигается восковидная каталепсия, самопроизвольная анальгезия. Наступает торможение второй сигнальной системы.

Признаки второй степени второй стадии; резкая сонливость; загипнотизированный отмечает «скованность»; наблюдается во­сковидная каталепсия; наступает значительное ослабление кож­ной чувствительности, усиливающееся путем внушения; реали­зуется внушение двигательных реакций, латентный период их укорочен; начавшееся автоматическое движение быстро осла­бевает, прекращается; внушенные иллюзии не реализуются.

Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления — уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; реализуются при закрытых глазах внушенные иллюзии.

Признаки третьей степени второй стадии: у загипнотизиро­ванного отмечается полное исчезновение собственных мыслей, он слышит только голос гипнотерапевта; наблюдается титани­ческая каталепсия (поднятая рука «пружинит»); внушение ак­тивных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо; движения медленные, отдельными толчками, невозможно раз­жать кулак, двинуть рукой; автоматические однообразные дви­жения выражены хорошо; реализуются при закрытых глазах внушения иллюзий; имеется анестезия слизистой носа; при пробе с нашатырным спиртом реакция отрицательная.

Третья стадия

Первая степень. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превали­рует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Иллюзия при открытых глазаххорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Положитель­ный симптом К. И. Платонова — поднятая рука быстро падает.

Признаки первой степени третьей стадии: исчезает само­произвольная каталепсия; полностью реализуется (кроме слуха

и зрения) иллюзия при открытых глазах; при раздражении носа, языка, кожи появляются галлюцинации; можно вызвать ощу­щение голода, жажды; хорошо реализуются внушенные двига­тельные реакции; амнезия отсутствует.

Вторая степень. Почти полное торможение второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.

Признаки второй степени третьей стадии: хорошо реализуются зрительные галлюцинации (с закрытыми глазами «ловит бабо­чек»); при внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает пробуждение; легко реализуются внушенные двигатель­ные реакции (пассивные, активные); частичная амнезия.

Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сиг­нальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово гипнотизера сильнее реального раздра­жителя.

Признаки третьей степени третьей стадии: легко реализуют­ся все виды положительных и отрицательных галлюцинаций, реализуются поеттипнотически; амнезия после пробуждения; с легкостью реализуются «трансформации» возраста, например, перевод в детское состояние; при открытии век глаза мутны, влажны; можно вызвать «молниеносный» повторный гипноз после пробуждения.

Можно с уверенностью сказать, что эта классификация сегод­ня является наиболее полной и детально разработанной.

Один из ведущих исследователей гипноза Э. Хилгард, рас­сматривая гипноз как особое состоянио^сознания, описывает семь характеристик глубокого транса:

спад функции планирования;

перераспределение внимания;

наличие ярких зрительных образов прошлого и проявление повышенной способности к фантазированию;

толерантность к устойчивому искажению реальности;

повышенная внушаемость;

ролевое поведение;

поеттипнотическая амнезия (потеря памяти).

Приложение 4

Шкала Дэйвиса и Хусбэнда

Глубина Степень Симптомы
Невосприимчивость    
Гилноидность    
-   елаксация
    Мигание
  акрывание глаз
  олное физическое расслабление
Легкий транс б Каталепсия глаз
  Каталепсия конечностей
-   Ригидная каталепсия
  Анестезия (типа перчаток)
Средний транс   Частичная амнезия
-   Постгипнотическая амнезия
»   Изменения личности
    Простые постгипнотичесше внушения
  Кинестетические иллюзии; полнан амнезия
Глубокий транс   Способность открывать глаза без изменения глубины транса
  Постгипнотические фантастические внушения
-   Полный сомнабулизм
в   Позитивные постгипнотические зрительные
    галлюцинации
    Позитивные постгипнотические слуховые
    галлюцинации
я   Постгипнотическая системная амнезия
я   Негативные слуховые галлюцинации
в   Негативные зрительные галлюцинации

Приложение 5

Сюжеты мысленных игр

1. Игра «Катастрофа». Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и оби­лие сцен насилия в телепередачах. В исследовании амери­канских психологов Гербнера и Гросса людям предлагалось оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четы­ре и более часов в день, оценили эту возможность в 50 процен­тов, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, — в 10 процентов. Реально же вероятность такого происшествия менее одного процента. Таким образом, теле- и киноиндустрия «помогает» людям с недостаточно богатым во­ображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катас­трофах, бедствиях, несчастьях, и особенно это ей удается с помощью фильмов ужасов, таких, например, как «Челюсти» или «Землетрясение».

2. Игра «Если бы я...». Суть ее состоит в мысленном возвра­щении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном). Например: «Как было бы хорошо, если бы я:

не женился,

не разводился,

не устроился на эту работу,

не бросил институт,

не поступил в институт и т. п.».

Или: «Эх, если бы я:

был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами),

купил бы себе квартиру, а не снимал ее,

до перестройки вложил бы все, что было у меня на сбер­книжке, в золото и недвижимость и т. п.».

В этой игре субличность Внутреннего Критика требует от человека, чтобы он проявил уникальную способность прогно­зировать свое будущее, и наказывает его за то, что он этого не" умеет. Фактически же, играя в игру «Если бы я...», человек отказывается признавать реально существующие в жизни взле­ты и падения, хотя именно они могут способствовать его личностному росту.

3. Игра «Это он (она) виноват(-а)...». В этой игре человек об­виняет кого-то:

«Ты недостаточно внимателен(-льна), ты не умеешь любить, ты совсем обо мне не думаешь, ты обманщик (лгунья)!»

Или жалуется: «Посмотрите, что он(-а) со мной сделал(-а)...».

Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым

обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем.

4. Игра «Идеальный вариант». Здесь рассуждения таковы: «Если я это сделаю, произойдет что-то плохое. Но и если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!». Однако в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: «Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы вообще ничего не делать. Может быть, тогда проще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений».

5. Игра «Как я ужасен(-на)!..». «Меня никто не любит, пото­му что я:

толстый(-ая),

худой(-ая),

молодой(-ая),

старый(-ая) и т. п.»

По этому поводу у психотерапевтов даже существует шутка: «Меня никто не любит, потому что я такой толстый... А если кто и полюбит, то я не стану иметь с ним дело — у него плохой вкус. Только человек, достойный презрения, способен любить такую личность, как я». Но ведь в каждой шутке всего лишь доля шутки...

6. Игра «Я опять все сделал(-а) не так,..». В этой игре человек мучает себя сомнениями, не забыл ли он, не упустил ли что-то важное, не сделал ли ошибку и т. д. Уходя, например, на работу, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь рабочий день, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы «полю­боваться» на запертую дверь, постоянно опаздывая и навлекая на себя гнев начальства.

7. Игра «Он(-а) лучше». Играющий в эту игру рассуждает примерно так: «Я уверен, что:

родители (руководство) больше любит его (ее), чем меня, люди считают ее (его) более привлекательной, он (она) зарабатывает больше, он (она) счастливее, у него (нее) лучше с сексом и т. п.»

Выбрав кого-то, кто, по их мнению, «лучше», люди, играющие в эту игру, постоянно сравнивают себя с тем человеком, чрезвы-

чайно страдая от этого. Обычно лучше всего подходит для такой роли одноклассник (одногруппник, знакомый), ставший:

бизнесменом,

политиком или поп-звездой разного масштаба,

знаменитым ученым,

наконец, просто женившийся на привлекательной девушке.

8. Игра «Упреки». «Если бы не ты,.мы могли бы... Это ты один (одна) виноват(-а) в том, что моя жизнь разбита».

9. Игра «Дырка в бублике». «Я бы хотел, чтобы он (она) для меня сделал(-а) то-то и то-то». При этом совершенно игнори­руется все то, что он (она) делает для этого человека в реаль­ности. (Не замечая бублика, человек видит лишь дырку в нем.)

10. «Пессимист». «Зачем стараться? Что бы я ни сделал, все равно лучше не будет».

П. Игра «Что скажет княгиня Марья А1ексевнаЪ>. «А что подумают люди, если: я разведусь с женой? не разведусь с женой?

нашего ребенка выгонят из школы (института)?. я сменю работу?» и т. д.

12. Игра «Сентиментальные воспоминания». Эта игра реализу­ется в супружеских парах пожилого возраста, однако и молодые люди могут извлечь из нее пользу. «Как было чудесно, когда:

дети были маленькими, у нас не было детей, я работал на прежней работе, моя мать была жива и т. п.».

13. Игра «Я не могу реализовать свои возможности». «Я всего лишь... хотя мог бы...»

Во всех этих тринадцати играх есть некоторые общие моменты:

они порождают отрицательные чувства,

на них тратится много времени,

они не позволяют человеку осознать свое настоящее, при­ковывая его мысли к прошлому или будущему.

Если ваш пациент (или вы сами) чувствуете себя несчаст­ным, попытайтесь найти «источник» этого чувства. Возможно, он лежит в фантазиях или в играх о прошлом (будущем). Страх перед будущим и сожаление о прошлом — вот две тучи, скры­вающие солнечный свет настоящего.

Приложение 6

Состояние сна

Сон представляет собой сложно организованное функцио­нальное состояние мозга, во время которого отмечаются вы­раженные физиологические изменения во всех отделах и сис­темах. Организм как бы работает на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цик­личность — чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС). Очевидно, что периодичность состояний бодрство­вания и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется «биологическими часами», «встроенными» в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЭЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, измен­чивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, ды­хания и др.). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспыш­ки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1—2 Гц меньше, чем во время бодрствования, обнаруживается низко­вольтная активность; вспышки острых волн частотой две-три в секунду в центральной области коры, длящиеся несколь­ко секунд и связанные во времени с быстрыми движениями глаз).

В настоящее время в клинической практике используется модифицированная классификация стадий сна, предложенная И. Куглером (1981).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: