Возьмем, к примеру, прекрасно работающий до сегодняшнего дня заговор на остановку крови и сращение тканей: «Во
1 Энергоинформационная теория психотерапии считает, что, во-первых, звуковое и смысловое сочетание рождает вибрации, возбуждающие внимание пациента и воздействующие на него; во-вторых, вибрации, рождаемые заговором, создают своего рода энергетический каркас, по которому информация выздоровления от психотерапевта переходит к пациенту прямо в область бессознательного; в-третьих, звуковое, смысловое и ассоциативное сочетание возбуждает у произносящего его энергетические центры, которые в конечном итоге оказывают целительное воздействие на больного; и, наконец, в-четвертых, звуковое, смысловое и ассоциативное сочетание вызывает в самом пациенте возбуждение его энергетических и информационных центров, целительно влияющих на него самого.
имя Ртца, Сына и Святаго Духа, Божья матерь, животворящим крестом своим живую рану у раба Божьего такого-то, в таком-то месте срасти, кровяное русло останови»1.
Вот как пишет о нем экстрасенс Б. М. Шапиро: «В момент произнесения первой части заговора: «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа...» нужно постараться вызвать в себе ощущение Бога, бесконечного космоса, безграничного духа и разума, силы и мощи, добра и справедливости. Произнося слова: «...Божья матерь, животворящим крестом своим...», вы должны составить соответствующий образ, при этом не испытывая в себе ощущения мольбы, а испытывая в образе Божьей матери ощущение большого желания помочь, а также большую силу в кресте. Говоря далее: «... живую рану у раба Божьего такого-то...», вы должны ярко ощущать место разрыва тканей у больного. При словах: «...срасти, кровяное русло останови» нужно вообразить и почувствовать, как под воздействием энергии, тепла, добра и любви, идущих от креста и от Божьей матери, начинают сращиваться ткани, как притягивающиеся друг к другу ее части склеиваются, место становится гладким, а кровь в этот момент сочится все меньше и меньше и наконец прекращается совсем. Нужно удержать три ощущения, порождаемые образами: самого больного, Божьей матери с крестом и непосредственно раны. От всего этого рождается определенное состояние энергетики между экстрасенсом и пациентом, которое и несет целебное воздействие.
|
При большой практике работы с заговорами нужда в использовании образов постепенно отпадает и в конечном итоге проговаривание текста сразу может вызвать необходимое состояние. Но пока вырабатывается данный рефлекс, без ассоциативно образной связи вам не обойтись. Кроме того, используя заговор, вы должны его слышать и чувствовать не в себе и не возле себя, а как бы в самой ране, из самого пациента, то есть образы и чувства, которые вы породили, нужно поместить в больное место» (1992).
В связи с этим Л. Н. Романов в книге «Музыкальное искусство и православие» отмечает: «Понимая универсальность слова, организаторы христианских обрядов с самого начала стремились к тому, чтобы в богослужении преобладали пророческие наставления, дающие назидание «не только сердцу, но и уму»... Символ для верующего должен быть легко узнаваемым. Именно поэтому церковь всегда боролась за устойчивую знаковую систему, за устоявшиеся в богослужебной практике символы. Стремилась стабилизировать свою семантику, отсюда и строгое
|
1 Именно с его помощью Г. Распутин останавливал кровь у царевича Алексея.
соблюдение канона». Такой подход к слову выработал и особое понятие ритма, названного «словесным»: «Слово, текст, мысль, несущая в себе христианское вероучение, — вот основной критерий при отборе музыкальных форм, присутствующих в богослужении» (1989).
Отсюда понятна важность и некоторых предварительных условий психологического и морального порядка, которые, впрочем, и по сей день не утратили своей актуальности. В наставлениях Симеона Нового Богослова сказано: «Если желаешь научиться тому, как следует сие делать (то есть входить в сердце и быть там)... три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: беспопечение о всем, даже благословенном; совесть чистую во всем, так чтобы она ни в чем не обличала тебя; совершенное беспристрастие, чтобы помысел твой не клонился ни к какой вещи. Сядь безмолвно в месте уединенном... отвлеки свой ум от всякой временной и суетной вещи... Склонись к груди головою своей и таким образом стой вниманием внутрь себя самого (не в голове, а в сердце), возвращал туда и ум свой, и чувственные очи свои и приудерживая несколько внимание свое... Если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость».
Объясняя психологические механизмы благотворного действия молитв, Л. П. Гримак пишет: «Представление о Боге, в каком бы обличье он ни мыслился, сочеталось с глубокими и прочными эмоциями. Глубинный страх, экстатическое преклонение, распахнутая готовность послушания этому высшему существу, определяющему само существование, — вот что такое Бог для человека. Поэтому любая просьба, обращенная к нему, сопровождалась напряженным ожиданием и поиском признаков, которые бы подтверждали факт ее реализации. А непоколебимая вера в защитительную роль Бога, впитанная с молоком матери, при желании позволяла любому находить такого рода признаки. Особенно это было действенно, когда просьбы касались внутренних проблем самого молящегося: «о ниспослании утешения в горе», «умножения сил в многотерпенье», «даровании выздоровления от болезни» и т. п. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского хорошо, на наш взгляд, раскрывает эту психотерапевтическую роль религиозных представлений, выраженных в данном случае через молитву: «Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание» (1991).
|
Кроме того, Л. П. Гримак отмечает, что Бог выполнял функции своеобразного духовного зеркала, в которое привычно
и повседневно смотрелся человек, выверяя в нем чистоту и праведность своего морального облика. Именно этими потребностями самокоррекции объясняется выбор личностью молитвы «утренней», «на сон грядущий» и другие.
Однако было бы слишком самонадеянно думать, что заговор и молитва — это просто формулировка соответствующих желаний и просьб к Богу1. В отдельных случаях они характеризуются не только поэтичной суггестивностью мысли, но и прежде всего несомненной философской глубиной, оказывающей влияние на экзистенциальные основы личности. Н. Л. Мусхешвили пишет, что «молитва есть одновременно продолжение и завершение акта богообщения в символической форме... где символ не сливается с символизируемым, но представляет с ним нераздельное и неслиянное единство... С психологической точки зрения, молитва символически выражает интенцию на богооб-щение (интенцию выхода в особые состояния сознания) и указывает на потенциальные ориентации сознания молящегося, являясь одновременно путем к достижению этих ориентации» (1994).
У неверующих обращение к себе, как правило, призвано активизировать собственные познавательные и волевые процессы на поиск выхода из проблемного положения. Ф. Е. Василюк в статье «Молитва — молчание — психотерапия» (1996), отмечая этот момент, пишет: «Бросим взор на историю упований психотерапии. На что, собственно, надеется психотерапевт, на Какой процесс душевной жизни, который... даст пациенту возможность преодолеть страдание? Классический психоанализ уповал на механизм осознания... Примерно с пятидесятых годов упования психотерапевтов смещаются в сторону процесса пере-шания. Для того, чтобы преодолеть страдание, надо заново Пережить те или другие моменты жизни, те или другие чувства
отношения, пережить более глубоко, плодотворно, более Полноценным образом, в более здоровом контексте.
Есть интимная связь между переживанием и молитвой. Переживание начинается в ситуации невозможности, когда мир не дает мне удовлетворить мои потребности, стремления, осуществить мои ценности, исполнить мой долг. Пока психологи-Чески ситуация невозможности не наступила, я верю, что мир Ьш — переменой обстоятельств или действиями других людей, — Мои ли собственные действия приведут все-таки к достижению Моих целей и удовлетворению. Когда же ситуация невозможности наступила, это значит, что я больше не верю в мир, в свои собственные действия, в действия других или благоприятное
1 Согласно св. Фоме Аквинскому «молитва есть толкование наших желаний перед Богом».
стечение обстоятельств. Тогда-то и начинается переживание. Но тогда же создаются и лучшие условия для молитвы: мне не во что верить здесь, не на кого надеяться, нечего ждать в мире, и мои глаза поднимаются к небу: «Господи, помоги'». Там, где нерелигиозный или не принявший еще своей религиозности человек после этого спонтанного возгласа возвращается умом и чувствами к миру, людям, себе и продолжает переживать, то впадая в отчаяние, то перебирая заново возможные решения, то вновь отчаиваясь, то зажигаясь надеждой, там верующий начинает молитву. Переживание его не прекращается, но претворяется в молитву, питает ее искренностью боли и вдыхает из нее освобождающийся дух благодати, постепенно преобразуя само переживание, душу, а затем и жизнь. Преобразуя тем, что в том самом месте, где одно лишь переживание видело глухой тупик, молитва распахивает окно, сквозь которое в переживание, душу и жизнь, но не только в них, айв сами материальные обстоятельства жизни может входить сам Бог».
САМОВНУШЕНИЕ
Самовнушение в особых состояниях сознания, так же как и внушение, — категория психологическая. Сюда, по нашему мнению, в определенном смысле можно отнести и такие понятия, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие и т. п.
Существует много определений самовнушения. Так, А. М. Свя-дощ (1982) под самовнушением понимает «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М. Е. Бурно (1975) считает, что самовнушение — это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. А. С. Ромен (1986) под самовнушением понимает «сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости — к его реализации».
В настоящее время разработано большое количество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении в обычных и особых состояниях сознания. В лечебной практике чаще других применяются методы Э. Куэ, Е. Джекобсона, И. Шульца.
Самовнушение, так же как и внушение, возможно в бодрствующем состоянии (метод Э. Куэ) или в особом состоянии сознания (методы И. Шульца и Е. Джекобсона).
Самовнушение бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное самовнушение обычно опосредовано дополнительными усиливающими аутосуггестию факторами и несет
в себе_ мощный эмоциональный заряд. Произвольное самовнушение возможно, если сосредоточить мысли и внимание на каком-либо одном представлении. Путем самовнушения влияют не только на психические процессы, но и на некоторые висцеральные.
Развитие методов самовнушения начинается с произвольного самовнушения Э. Куэ. Эмиль Куэ родился в городе Турайте (Франция) в 1857 году и до 1910 году работал аптекарем. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Э. Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но и в большой степени от того, верит ли больной в целебную силу этого - лекарства. Одно дело, когда человек принимает лекарство с уверенностью в выздоровлении («Завтра мне станет лучше»), и совсем другое, когда он не верит в пилюли («Все равно мне ничего не поможет»). Оказывается, делает вывод Э. Куэ, сила воображения влияет на эффективность лечения.
Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения».. В 1910 году Э. Куэ переезжает в Нансии открывает там клинику психотерапии, которой руководит до самой смерти (1926).
Следует отметить, что система Куэ в 20-х годах получила довольно широкое распространение. Известный французский психотерапевт Ж. Коттро (1978) называет Э. Куэ одним из предшественников создания поведенческой психотерапии, отмечая, что он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения».
С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Э. Куэ кажутся упрощенными и даже примитивными. Тем не менее созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии еще и сегодня.
Э. Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное — Оно (Ид). Он сравнивал силу воображения с горным Потоком, который в стихийной безудержности сносит все на своем пути, но который можно «приручить», и тогда он сможет вырабатывать положительную энергию. Э. Куэ утверждал, что Все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным Представлением, может снова достичь душевного равновесия». Сознательное самовнушение, по Э. Куэ, — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Э. Куэ сравнивал болезненные представления со
штифтами, застрявшими в «предсознательной» части Я (Это) которые можно постепенно выбить и заменить другими.
Кто не желает преуспеть именно в тех областях деятельности, в которых он отстает и перед которыми испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи {голос его был тихим, а речь шепелявой), но он очень хотел стать оратором. Этот человек был настолько полон веры в себя, что путем упорных тренировок (он учился говорить с камешками во рту) стал, по свидетельству современников, непревзойденным оратором.
Пример Демосфена, по мнению Э. Куэ, является наглядной иллюстрацией одного из важных теоретических положений: «успех приносят не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».
Действительно, сознательные волевые усилия при коррекции речи не помогают, а только мешают. То же происходит и при некоторых других заболеваниях. Совет врача больному, страдающему навязчивыми состояниями, «взять себя в руки» чаще всего приносит только ухудшение.
Согласно Э. Куэ лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения должна быть простой и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше»1.
При этом неважно, считает Э. Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием (буквализмом). Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще формула, тем лучше лечебный эффект. «Формулы должны быть «детскими», — говорит Э. Куэ. — Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного Я, а исключительно как представление, как детские формулы».
Э. Куэ неоднократно подчеркивал, что произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, — писал он, — делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий».
Согласно Э. Куэ психотерапия начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, приводятся примеры целебного воздействия внушения и самовнушения при различных заболеваниях.
1 И. Гете говорил: «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден».
Чтобы убедить пациента в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, мы нередко используем пробу с маятником Шевроле. Грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в «неподвижной» руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности избранного метода лечения.
Далее психотерапевт совместно с пациентом составляет формулу самовнушения, которая может меняться в процессе лечения. Формула должна быть простой, состоять из нескольких слов, максимум из трех-четырех фраз и всегда носить позитивное содержание. Например: «Я здоров» вместо «Я не болен». Иногда формула представляет своеобразный «код», понятный только больному. Так, для усиления веры в свои силы можно использовать формулу: «Я могу, я могу, я могу». В других условиях формула может быть более расширенной. Например, в условиях группового лечения от алкогольной или наркотической зависимости пациент внушает себе: «Мое решение победить тягу к алкоголю (или наркотикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению».
Во время терапевтической сессии пациент занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы он сам обязательно слышал то, что говорит.
Сеанс самовнушения продолжается 3—4 минуты, повторяется 2—3 раза в день в течение 6—8 недель. Такая психотерапия проводится обычно амбулаторно, но под наблюдением психотерапевта.
Э. Куэ рекомендовал пациентам использовать для проведения сеансов просоночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании.
Чтобы не отвлекать своего внимания на счет при двадцатикратном повторении формулы, Э. Куэ рекомендовал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются, как четки.
Метод Э. Куэ может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе с другими методами психотерапии, связанными с особыми состояниями сознания1.
1 В. М. Бехтерев в статье «Самовнушение и куэизм как исцеляющий фактора писал: «Нет надобности говорить, что популярности своей Куэ обязан и своей обаятельной личности, и своему бескорыстию, и всей той атмосфере, которая постепенно создавалась вокруг его имени благодаря успешным результатам его лечения, состоящего столько же в самовнушении, сколько в массовом
В клинической практике также распространено активное самовнушение по А. С. Ромену (1967). Методика предусматривает два этапа.
На первом этапе больные обучаются произвольно вызывать у себя состояние покоя. При этом используются упражнения на мышечное напряжение, расслабление, дыхательные упражнения, словесные формулы на самовнушение и образные представления. Так формируется фоновое состояние, способствующее последующей реализации целевого самовнушения.
На втором этапе больных учат умению реализовать те или иные целенаправленные самовнушения для произвольного воздействия на физиологические процессы организма или болезненные нарушения.
При применении данной методики в клинике на этом этапе проводят подготовку пациентов в трех основных направлениях:
уменьшение проявлений существующих нарушений;
предупреждение возможных болезненных расстройств;
выработка необходимых (и восстановление прежних) навыков.
Лечение эффективнее, если самовнушению на основных этапах обучают индивидуально каждого пациента: в первую неделю один раз в день, во вторую — через день и далее — один раз в неделю.
В заключение лечебных мероприятий проводят и коллективные занятия. Такая методика позволяет пациенту за короткие сроки (в течение двух-четырех недель) овладеть техникой самовнушения.
Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.
Нами предложен (Т. И. Ахмедов, 1988) метод, сочетающий самовнушение со стимуляцией акупунктурных зон, что способствует нормализации сосудистого тонуса, улучшению кровообращения, мышечной релаксации, снятию психоэмоционального стресса, профилактике вредных привычек и перестройке неадекватной пищевой мотивации1.
Метод состоит из двух последовательных этапов.
внушении во время самой его беседы и во время его демонстраций, и во время последнего общего терапевтического внушения... Успех Куэ есть успех убежденного проповедника, и надо быть Куэ, чтобы достигать подобных же результатов».
1 Данный метод основан на результатах многолетнего опыта работы автора на промышленных предприятиях города Харькова. Научно-практические консультации осуществляли академик АМН СССР профессор Л. Т. Малая и доктор медицинских наук профессор А. Т. Филатов.
Первый этап. После предварительного инструктажа пациент занимает удобное положение в кресле и начинает проводить самостимуляцию акупунктурных зон.
Первая группа акупунктурных зон, нормализующих артериальное давление, располагается в области запястья и голеностопного сустава. Большим и указательным пальцами кольцеобразно охватывают эту область и растирают циркулярными движениями до появления ощущения тепла и жара в массируемом месте. При растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней. Этим достигается массаж акупунктурных зон через кожу. Длительность процедуры — полторы-две минуты.
Вторая группа акупунктурных зон локализуется в области локтевого сустава и нижней части коленного сустава. Растирание производят указанным способом, а в области нижней части коленного сустава — двумя руками. Длительность — также полторы-две минуты.
Третья группа акупунктурных зон — в области шеи. Располагают большие пальцы над ключицей, а указательные — на задней поверхности шеи в области проекции шестого-седьмого шейных позвонков (руки ладонями кверху). Растирают без давления в течение одной минуты.
Четвертая группа акупунктурных зон находится по средней линии живота, от пупка до основания грудины. Растирание производят ребром ладони, согнутым на девяносто градусов, до появления ощущения тепла и жара (полторы-две минуты).
Пятая группа акупунктурных зон расположена в области боковых поверхностей среднего и указательного пальцев. Рас-.Тирание делают указательным и большим пальцами противоположной руки, сочетая его с растяжением кожи, до появления ищущения тепла и жара.
Шестая группа акупунктурных зон представлена в области ушной раковины. Растирают область козелка и околокозелко-вую зону от переднего выреза уха до межкозелкового выреза — ребром указательного пальца. Такая стимуляция позволяет не только снизить артериальное давление, но и изменить пищевой стереотип (уменьшить повышенный аппетит у людей с избыточной массой тела и артериальной гипертонией). Затем большим и указательным пальцами растирают область завитка от верхушки до мочки уха для профилактики курения.
Второй этап. Пациент проводит самовнушение по следующей схеме:
вызывает ощущение тепла в шейно-воротниковой зоне, мысленно повторяя: «Моя шея, мои плечи теплые»;
вызывает ощущение тепла в поясничной области, мысленно говоря: «Моя поясница теплая»;
формирует ощущение тепла ушных раковин («Мои ушные раковины становятся теплыми, горячими»);
расслабляет мышны лба, век, языка и нижней челюсти. При этом пациент мысленно произносит: «Мышцы лба полностью расслаблены, лоб постепенно разглаживается и становится теплым. Веки стали теплыми. Расслабились. Мышцы лица расслабляются все больше и больше. Щеки и нижняя челюсть становятся теплыми и слегка отвисают. Мышцы языка расслаблены, язык свободно лежит в полости рта»;
прозодит регуляцию ритма сердечной деятельности, повторяя: «Сердце бьется ритмично, мощно. С каждым ударом разливается тепло в области груди и живота»;
и, наконец, пациент вызывает ощущение тепла в конечностях, говоря себе: «Мои руки и ноги теплые».
Занятие завершается следующими фразами: «С каждым днем ощущения тепла и расслабленности становятся более выраженными. (Глубокой вдох.) Во всем теле сохраняется ощущение полного покоя».
Рекомендуемая схема воздействия состоит из процедур, которые проводят дважды в день (до еды) в течение 24 дней. Курс повторяется через неделю: одна процедура в день в течение 4—6 месяцев.
Описанная методика легко усваивается, доступна к применению во всех условиях, в том числе и на производстве, не требует специального оборудования и инструментария.
ПРОГРЕССИВНАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (МЕТОД Е. ДЖЕКОБСОНА)
Метод предложен чикагским врачом Е. Джекобсоном в 1922 году, то есть за 10 лет до того, как И. Шульц представил на суд медицинской общественности свой метод. Следует отметить, что в 20—30-х годах эти методы не разделялись и рассматривались как варианты «лечения посредством деконт-рактации».
Е. Джекобсон исходил из общеизвестного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечнополосатых мышц, а успокоение — их релаксацией. Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры влечет за собой снижение нервно-мышечного напряжения.
Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Е. Джекобсон подметил, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенной группы мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры; страх — спазмом
мыши артикуляции и фонации (позволим себе еще раз напомнить о «мышечной броне» В. Райха).
По мнению Е. Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напряженность той или иной группы мышц («дифференцированная релаксация»), можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.
Е. Джекобсон полагал, что каждая область мозга функционирует в связи с периферическим нейроМускулярным аппаратом, образуя церебронейромускулярный круг. Произвольная релаксация позволяет влиять как на периферическую, так и на центральную часть этого круга.
Под релаксацией Е. Джекобсон понимал не только релаксацию мышц, но и состояние, противоположное психической
активности.
Прогрессивная мышечная релаксация начинается с беседы, в процессе которой психотерапевт объясняет больному механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивая, что основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое.
Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации.
Первый этап. Пациент ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.
Следующее упражнение — сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления.
После этого пациент упражняется в умении напрягать и расслаблять мышцы сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка, гортани, участвующих в мимике и акте речи.
Второй этап (дифференцированная релаксация). Пациент в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее — расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.
Третий этап. Пациенту предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страхе, тревоге, волнении, смущении) или болезненных состояниях (при болях
в области сердца, повышении артериального давления и т. п.). Затем посредством релаксации локальных мышечных групп можно научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления.
Упражнения прогрессивной мышечной релаксации по Е. Дже-кобсону осваиваются больными обычно в группе из 8—12 человек под руководством врача или опытного инструктора. Групповые занятия проходят 2—3 раза в неделю. Кроме того, сеансы самообучения больные проводят самостоятельно 1—2 раза в день. Каждый сеанс продолжается от 30 минут (индивидуальный) до 60 минут (групповой). Весь курс обучения занимает от трех до шести месяцев.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (МЕТОД И. ШУЛЬЦА)
Аутогенная тренировка — это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или особого состояния сознания — транса (высшая ступень).
Создателем метода аутогенной тренировки по праву считают И. Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка*. Временем создания метода считают 1932 год, однако корни его уходят в далекое прошлое.
После учебы в Познани, Геттенгене и Бреслау И. Шульц некоторое время занимался исследовательской и преподавательской работой в Институте психологии им. П. Эрлиха во Франкфурте, где читал лекции по психотерапии (будучи по профессии дерматологом). Через некоторое время И. Шульц получил диплом невропатолога и занял место главного врача санатория «Белый олень» под Дрезденом. В 1924 году он переехал в Берлин, где были написаны основные его труды (более четырехсот), в том числе монография «Аутогенная тренировка — сосредоточенное саморасслабление» (1932), формально давшая начало методу аутогенной тренировки. И. Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свидетелем «победного шествия» аутогенной тренировки. В 1961 году был создан Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии (ISAT). Особенно широкое распространение аутогенная тренировка получила в Германии, США, Канаде, СССР.