При проведении анализа финансового состояния ООО «ЧелябинскМАЗсервис»во второй главе данного дипломного проекта была обнаружена тенденция к уменьшению показателей оборачиваемости, что является негативным моментом, характеризующим снижение деловой активности предприятия.
ООО «ЧелябинскМАЗсервис»в этом аспекте не является исключением, для многих предприятий при решении задач оперативного управления, планирования и перепланирования производства узким местом является дефицит оборотных средств. Основным внутрипроизводственным фактором дефицита оборотных средств является их низкая оборачиваемость. Возникает задача управления процессом оборачиваемости с целью увеличения скорости возврата вложенных в производство и оказание услуг средств.
Необходимость реализации систем управления оборачиваемостью в ритме с процессом оказания услуг для возможно большого класса предприятий и производственных объединений, обуславливает создание универсальной относительно структуры предприятия методологии разработки системы управления оборачиваемостью.
Предлагаемая методология состоит из следующих этапов:
1 этап - Для ООО «ЧелябинскМАЗсервис» выделяется перечень задач, решение которых позволит управлять оборачиваемостью.
2 этап - Проводится системный анализ характеристик ООО «ЧелябинскМАЗсервис».
3 этап - Разрабатываются математические модели производственной и финансовой деятельности объекта управления, прогноза показателей оборачиваемости.
4 этап - Проводится идентификация математических моделей.
5 этап - Производится постановка задач оптимального управления оборачиваемостью.
6 этап - Разрабатываются алгоритмы принятия решений.
|
7 этап - Производится синтез алгоритмов многоуровневой системы управления оборачиваемостью.
На первом этапе предлагаемой методологии для ООО «ЧелябинскМАЗсервис» выделяется перечень задач, решение которых позволит управлять оборачиваемостью. Известно, что на верхнем уровне управления предприятием (руководство) решаются следующие задачи:
ü формирование портфеля заказов;
ü технико-экономическое планирование;
ü оперативное управление производством.
С целью управления оборачиваемостью оборотных средств предприятия необходимо выполнить следующие процедуры:
1. Прогноз показателей оборачиваемости производственных фондов предприятия при перспективном планировании. Для составленного варианта перспективного плана определяются натуральные показатели оборачиваемости групп материальных ресурсов по единицам оборудования; определяются интегральные стоимостные показатели оборачиваемости производственных фондов; на основании полученного прогноза показателей оборачиваемости вырабатывается качественная рекомендация на утверждение или доработку варианта перспективного плана для руководства.
2. Прогноз оборачиваемости фондов обращения предприятия при перспективном планировании. На основании анализа предшествующей финансовой деятельности предприятия (по периодам - год, месяц, декада, сутки) дается прогноз динамики оборотных фондов обращения в течение заданного периода времени и, соответственно, показателей оборачиваемости оборотных фондов обращения за тот же период; оценивается экономическая целесообразность стратегий использования оборотных фондов обращения (производство изделий повышенного спроса, инвестиционная деятельность, авансированная уплата налогов, налоговые кредиты, выпуск или приобретение ценных бумаг и т.д.) и на ее основе выработать качественную рекомендацию на утверждение или доработку варианта перспективного плана для руководства.
|
3. Оперативный прогноз и управление оборачиваемостью производственных фондов. Для варианта решения задачи оперативного управления определяются натуральные показатели оборачиваемости групп материальных ресурсов по единицам оборудования; определяются интегральные стоимостные показатели оборачиваемости производственных фондов; на основании полученного прогноза показателей оборачиваемости производственных фондов с учетом невязок «план-факт» прогноза задачи 1 и показателей реальной производственной деятельности, вырабатывается качественная рекомендация на утверждение или доработку управляющего решения задачи оперативного перепланирования для руководства предприятия.
4. Оперативное управление фондами обращения предприятия. На основании прогноза динамики оборотных фондов обращения на заданный период и реальных результатов финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия оценивается экономическая целесообразность стратегии использования оборотных фондов обращения; вырабатывается качественная рекомендация на утверждение или доработку соответствующего управляющего решения задачи оперативного перепланирования по использованию стратегии для руководства.
|
5. Управление размещением поступающих заказов. Для каждого поступившего незапланированного договорного заказа на производство готовой продукции и оказание услуг:
- дается прогноз натуральных показателей оборачиваемости групп материальных ресурсов по единицам оборудования, интегральных стоимостных показателей оборачиваемости производственных фондов и показателей оборачиваемости оборотных фондов обращения в течении периода времени начиная с момента начала до момента завершения выполнения заказа;
- на основании полученного прогноза показателей оборачиваемости вырабатывается качественная рекомендация на прием или отклонение заказа для руководства
Решения указанных задач 1-5 позволяют динамично управлять оборачиваемостью производственных фондов и фондов обращения, обеспечивая объекту управления финансовую стабильность и наивысшую прибыль в современных условиях дефицита оборотных средств.
3.3 Методика планирования дебиторской и кредиторской задолженности
Планирование дебиторской и кредиторской задолженности - важный этап формирования бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.
Неточности в планировании расчетов с контрагентами могут негативно повлиять на финансовую устойчивость компании. Планы погашения дебиторской и кредиторской задолженности являются частью маркетинговой и кредитной политики компании. К сожалению, на рассматриваемом предприятии не ведется планирование и анализ дебиторской и кредиторской задолженности, что отражается на динамике этих показателей. Не смотря на то, что существует множество распространенных методик. Можно порекомендовать наиболее простую.
Основой для планирования дебиторской и кредиторской задолженности служит организация системы оперативного и бухгалтерского учета на предприятии, отражающего полную информацию по клиентам, видам деятельности, конкретным продуктам, материалам или услугам в разрезе каждого заключенного контракта.
Для определения задолженности необходимо:
· оперативно отслеживать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами;
· анализировать своевременность погашений и выплат, прогнозировать штрафные санкции.
Прогноз дебиторской и кредиторской задолженности включает:
· определение суммы погашения задолженности на начало прогнозного периода - задолженность прошлых лет;
· планирование состояния по расчетам с контрагентами на конец периода - текущая задолженность.
Сумма текущей дебиторской задолженности зависит от прогноза продаж, составляемого по контрактам на год с разбивкой по месяцам, с учетом условий оплаты (отсрочки платежа) и от укрупненного плана продаж и прогнозируемых коэффициентов инкассации, отражающих темпы погашения дебиторской задолженности в текущий период времени.
Коэффициент позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж данного периода и рассчитывается по формуле:
Кинк = ∆ ДЗ / Q, (3.1)
где ∆ ДЗ - изменение дебиторской задолженности;
Q - объем продаж.
Коэффициенты инкассации выражают процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале времени от момента реализации. Для их определения используются статистические методы, основанные на информации за прошлые годы и анализы реестра старения дебиторской задолженности. Планируя дебиторскую задолженность, необходимо также учитывать и безнадежные долги. При постоянных объемах отгрузки и равномерном поступлении денег увеличение дебиторской задолженности происходит за счет безнадежных к взысканию долгов.
Данные о состоянии дебиторской задолженности рассчитываются:
ДЗ на конец периода = ДЗ на начало периода + Объем отгрузки текущего периода - Объем денежных поступлений в текущем периоде - Сумма списания.
Для многих российских предприятий дебиторская задолженность составляет значительную часть в структуре оборотных активов и требует эффективного управления.
Планирование кредиторской задолженности можно проводить аналогично расчету дебиторской задолженности. В тоже время, необходимо учитывать, что бюджетные платежи и банковские кредиты, характеризующиеся большими штрафными санкциями, погашаются в первую очередь.
План погашения позволяет определить ежемесячное распределение платежей по погашению кредиторской задолженности.
КЗ на конец периода = КЗ на начало периода + Объем закупки текущего периода - Сумма оплаты в текущем периоде - Сумма списания.
Планируя и заключая контракты с контрагентами, организация определяет баланс дебиторской и кредиторской задолженности для обеспечения оптимальной платежеспособности компании.
Путем регулирования сроков оплаты в договорах о покупке и продаже, корректировки погашения дебиторской и кредиторской задолженности составляются варианты бюджета движения денежных средств, согласовываются платежи по обязательствам и денежные поступления от погашения дебиторской задолженности, прогнозируется необходимость привлечения заемных средств.
Для осуществления планирования и управления дебиторской и кредиторской задолженностью также существуют продукты программного обеспечения. Но можно и своими силами на базе Excel создать информационную систему «Оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия».
Информационная система «Оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия предназначена для оперативного, структурированного учета договоров, контрактов, доходов, расходов и обязательств на предприятии, служит инструментом финансового планирования и анализа, реализует функции управленческого учета, использует наряду с информацией об уже свершившихся фактах, информацию, имеющую характер прогноза, плана или норматива.
Информационная система может состоять из следующих функциональных модулей:
· Управление дебиторской задолженностью;
· Управление кредиторской задолженностью;
· Управление заемными средствами;
· Финансовое планирование.
Функциональные возможности информационной системы:
· Ведение учета договоров, доходов, расходов, обязательств, планирование доходов и расходов в разрезе статей доходов/расходов, категорий получения/списания, источников финансирования, центров ответственности (подразделений – инициаторов);
· Формирование Бюджета предприятия на любой период с учетом корректировок контрольных цифр, контроль и анализ фактического исполнения бюджета, контроль соответствия лимитам вновь поступающих договоров, счетов, заявок на платежи и прочих финансовых документов;
· Сопоставление, оценка и прогнозирование движения финансовых потоков предприятия;
· Формирование прогнозного отчета о движении денежных средств:
- план поступлений денежных средств;
- план денежных выплат;
· Автоматизация процессов оперативного планирования и управления финансовыми средствами;
· Формирование аналитической и статистической отчетности.