На доске изображены фигуры из задания на смекалку (на полях с. 29 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Есть ли среди данных фигур хоть один прямоугольник?
– Почему так считаете?
– Начертите изображённые фигуры в своих тетрадях.
– Дополните каждую из них до прямоугольника.
– Как вы это сделали?
– Как отличить прямоугольник от любого другого четырёхугольника?
– Известно, что длины двух сторон прямоугольника равны 3 см и 6 см. Как узнать длины двух других сторон этого прямоугольника?
– Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см.
– Проверьте работу друг друга.
– Как найти периметр данного прямоугольника?
– Найдите периметр изображённого вами прямоугольника.
– Чему он равен?
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 3 (с. 29 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу?
– Докажите.
– Чем эта задача непохожа на те, которые мы с вами уже решали?
– Кто из вас догадался, какой формы была комната?
– Как бы вы предложили решить эту задачу?
– Удобнее ли будет решать задачу при помощи чертежа?
– Выполните чертёж. За 1 метр примите 1 сантиметр.
– Найдите длину полоски.
– Какова длина полоски?
– Запишите ответ.
Далее ученики рассматривают краткие записи задач в задании 4 (с. 29 учебника, часть 2), а затем составляют по ним задачи, которые позже решают самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
VI. Пропедевтика темы «Умножение».
С этой целью устно выполняется задание 6 (с. 29 учебника, часть 2) и с комментированием задание 7 (с. 29 учебника, часть 2).
VII. Самостоятельная работа.
В качестве самостоятельной работы учащимся может быть предложено задание 8 (с. 29 учебника, часть 2), которое способствует закреплению учениками изученных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел.
VIII. Итог урока.
– Чему научились сегодня на уроке?
– Всё ли было понятно?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Как вы думаете, почему?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?
У р о к 89. КВАДРАТ
Цели: дать учащимся представление о квадрате как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые и все стороны равны; развивать умение учеников находить периметр многоугольников, продолжать работу над задачами; развивать навыки счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
8 80 8 80 8 80
18 18 18 18 18
< > < > < >
III. Устный счёт.
1. «Магические квадраты».
2. Ребусы.
*8 – * = 20
*9 – * = 40
60 84
+ 2* – *6
*5 4*
IV. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел.
На данном этапе урока ученикам может быть предложено задание 4 (с. 30 учебника, часть 2), а также аналогичные задания, подобранные учителем. Задание может быть выполнено как фронтально, так и индивидуально либо в парах (на усмотрение учителя или учащихся).
V. Изучение нового материала.
На доске изображены геометрические фигуры:
– Что хотите сказать?
– Найдите на чертеже и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны.
– Прямоугольник, у которого все стороны равны, – квадрат.
– Начертите в тетрадях квадрат, длина стороны которого равна 2 сантиметрам.
– Найдите периметр этого квадрата.
– Чему он равен?