На доске записаны выражения:
100 – (25 + 15)
(20 + 20) + 50
– Рассмотрите внимательно выражения.
– Составьте по ним задачи.
Данную работу учащиеся могут выполнить по вариантам.
– Решите составленные вами задачи.
– Проверьте свою работу. (Самопроверка с доски или контрольного листа.)
VII. Решение выражений и уравнений.
На данном этапе урока ученики выполняют задания 5, 7 (с. 30 учебника, часть 2).
Задание 5 может быть выполнено с комментированием либо в парах с последующей фронтальной проверкой.
Работу над уравнениями можно провести следующим образом: ученики решают уравнения самостоятельно, в это время трое учащихся выполняют работу на закрытой доске (решая каждый по одному уравнению).
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какие открытия сделали?
– Какое задание вам понравилось больше других?
– Чем?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
– Оцените свою работу.
У р о к 90. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: закреплять знания учащихся о том, что квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны; развивать умение учеников применять на практике изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел; продолжать работу над задачами; развивать навыки счёта, мышление, внимание учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
0 0 0 0 0 0
10 10 10 10 10
100 100 100 100
– Что хотите сказать о записанных вами числах?
– Одинакова ли роль нуля в них?
– А роль единицы в числе 10 и числе 100?
III. Устный счёт.
1. Найдите значения выражений: а + 8 и b – 6 при:
а = 14 b = 13
а = 8 b = 18
а = 6 b = 44
а = 47 b = 50
2. Рассмотрите записанные суммы и, не вычисляя, определите, значение какой из них больше:
|
8 + 7+ 15 + 65
7 + 65 + 20 + 8
– Объясните, как вы рассуждали.
IV. Работа над задачами.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть краткие записи в задании 3 (с. 31 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– Будут ли данные задачи обратными?
– Почему так считаете?
– Какая из записанных задач составная?
– Что можно сказать о первой задаче?
– Составьте задачи.
– Запишите их решение.
– Проверьте свою работу. (Самопроверка.)
Далее учащиеся читают текст задачи 2 (с. 31 учебника, часть 2), выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, записывают задачу кратко или при помощи схемы и решают её. После того как задача решена, к ней составляются две обратные задачи.
(В одной посылке 8 килограммов яблок. Сколько килограммов в другой посылке, если всего в двух посылках было 14 килограммов яблок?
В одной посылке 6 килограммов яблок, а в другой – 8 килограммов. Сколько килограммов яблок в двух посылках?)
Учащиеся решают задачи самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
V. Решение выражений.
C подробным объяснением на доске и последующей проверкой выполняется задание 4 (с. 31 учебника, часть 2), в котором дети находят значения выражений в столбик.
После этого ученики выполняют задание 5 (с. 31 учебника, часть 2). Часть задания может быть выполнена с комментированием, часть – самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображённые в задании 1 (с. 31 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Какие из этих фигур – квадраты?
|
– Обоснуйте ваше мнение.
– Чем похожи и чем отличаются фигуры 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4?
После этой работы учитель читает ученикам задачу на смекалку – задание 2 (с. 32 учебника, часть 2).
Р е ш е н и е: Белочка начертила треугольник.
Учитель может несколько изменить задание, спросив учащихся о том, какую фигуру начертил каждый ученик лесной школы.
Р е ш е н и е: Ёж – круг.
Заяц – прямоугольник.
Лиса – квадрат.
Белочка – треугольник.
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 91. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Цели: закреплять умения учащихся использовать изученные приёмы письменного сложения и вычитания, решать уравнения; продолжать работу над задачами; развивать мышление, навыки устного счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
17 17 17 17 17
21 21 21 21 21
III. Устный счёт.
1. Ребусы.
*5 18 34 **
– 1* + 1* + 2* – 15
57 *2 *0 64
2. Задание 14 (с. 34 учебника, часть 2).
Используя таблицу (ее лучше начертить на доске), учащиеся составляют выражения и находят их значения. Выполняя предложенное задание, ученики повторяют термины «слагаемое», «сумма».
IV. Решение выражений.
Учащиеся выполняют задание 1 (с. 33 учебника, часть 2) следующим образом:
• выражения под первой скобкой решаются устно с подробным объяснением;
• часть выражений, данных под второй и третьей скобками, решается на доске с подробным объяснением, остальные выражения (под скобками два и три) ученики решают самостоятельно с последующей фронтальной проверкой;
|
• после этого с комментированием выполняется задание 6 (с. 33 учебника, часть 2). Выполняя это задание, дети повторяют порядок действий в выражениях со скобками.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 11 (с. 34 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– Дополните задачу.
– Запишите её кратко и решите. (Двое учащихся выполняют работу на закрытой доске.)
– Посмотрите, так ли вы записали и решили задачу.
– Можно ли было это сделать по-другому?
Фронтально разбирается задача 12 (с. 34 учебника, часть 2). Ученики выделяют условие и вопрос, называют данные и искомые числа. Далее составляется краткая запись, после чего учитель сообщает учащимся о том, что такую задачу можно записать кратко иначе: используя таблицу.
Было | Продано | Осталось | |
Легковые машинки | ? | ||
Грузовые машинки | ? |
Решение задачи учащиеся выполняют самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
В парах разбирается и решается задача 10 (с. 34 учебника, часть 2).
VI. Решение уравнений.
На доске записаны уравнения из задания 4 (с. 33 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Разделите уравнения на группы по какому-либо общему признаку.
– Найдите уравнения, решением которых будет число 7.
Оставшиеся уравнения ученики решают по вариантам с последующей взаимопроверкой.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я:
13 – х = 7 21 – х = 20 15 – х = 5
х = 13 – 7 х = 21 – 20 х = 15 – 5
х = 6х = 1х = 10
13 – 6 = 7 21 – 1 = 20 15 – 10 = 5
7 = 7 20 = 20 5 = 5
VII. Итог урока.
– Чему научил урок?
– Что вспомнили, повторили?
– Какие задания вызвали у вас трудности?
– Что было легко?
– Оцените свою работу.