Цели: развивать навыки счёта учащихся; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции анализа, сравнения; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
88 88 88 88 88
77 77 77 77 77
III. Устный счёт.
1. Какое число пропущено?
При выполнении этого задания желательно рассмотреть как можно больше вариантов решения.
Н а п р и м е р:
43 + 7 – 0 = 50
43 + 8 – 1 = 50
43 + 9 – 2 = 50
43 + 10 – 3 = 50
И т. д.
2. Являются ли данные примеры круговыми?
21+ 17
3 + 20
40 + 20
53 – 50
23 + 10
60 – 7
32 + 8
38 – 6
33 – 12
Данные примеры являются круговыми:
21 + 17 = 38
38 – 6 = 32
32 + 8 = 40
40 + 20 = 60
60 – 7 = 53
53 – 50 = 3
3 + 20 = 23
23 + 10 = 33
33 – 12 = 21
21 + 17 = 38
IV. Решение и составление выражений.
1. Запишите выражения и найдите их значения:
• Из числа 86 вычесть сумму чисел 42 и 4.
• К разности чисел 54 и 20 прибавить число 60.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
86 – (42 + 4) = 86 – 46 = 40
(54 – 20) + 60 = 34 + 60 = 94
– Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)
2. Составьте выражение и найдите его значение: к разности наибольшего двузначного числа и числа 77 прибавить наименьшее двузначное число.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
(99 – 77) + 10 = 22 + 10 = 32
– У вас получилось 32?
– Вы выполнили задание верно.
3. Рассмотрите выражения, записанные на доске.
На доске записаны выражения из задания 15 (с. 35 учебника, часть 2).
– Что заметили? (В первом столбике записаны суммы, в которых вторые слагаемые одинаковые, а первые увеличиваются на 10. Во втором столбике записаны разности, в которых уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые увеличиваются на 3. В третьем столбике записаны разности, в которых уменьшаемые уменьшаются на 10, а вычитаемые одинаковые.)
|
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения выражений каждого столбика? (В первом столбике значения сумм будут увеличиваться на 10, во втором столбике значения разностей будут уменьшаться на 3. В третьем столбике значения разностей будут уменьшаться на 10.)
– Проверьте себя, решив несколько выражений каждого столбика (устно, в парах).
– Вы были правы?
V. Работа над задачами.
1. Устно разбирается задача на смекалку (1) (с. 36 учебника, часть 2).
Р е ш е н и е:
Красные 10 9 8 7 8 7 6
Жёлтые 2 3 4 5 3 4 5
Зелёные 1 1 1 1 2 2 2
2. По рисунку в задании 20 (с. 36 учебника, часть 2) ученики составляют различные задачи и решают их устно.
Н а п р и м е р:
1) Кукла стоит 40 рублей, а машинка – 25 рублей. На сколько кукла дороже машинки?
2) На Новый год детям купили собачку за 20 рублей, слоника за 30 рублей и зайчика за 15 рублей. Сколько стоила покупка?
3. Учащиеся читают текст задачи 19 (с. 36 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– Что нужно узнать?
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Можем узнать массу всего мёда?
– Как? Запишите решение.
– Зная массу мёда, можем узнать массу пустого бочонка?
– Запишите решение.
– Дайте ответ на вопрос задачи.
– Затем разбирается задача 9 (с. 34 учебника, часть 2). После того как учащиеся выделили условие и вопрос задачи, назвали данные и искомое числа, под руководством учителя составляется краткая запись.
Привезли – 20 л и 20 л
Выпили – 12 л
Осталось –?
Решение задачи дети могут записать самостоятельно, учителю следует обратить внимание учеников на то, чтобы они постарались найти несколько способов решения данной задачи.
|
Р е ш е н и е:
I. (20 + 20) – 12 = 28
II. (20 – 12) + 20 = 28
Задача может быть решена и по действиям (по усмотрению учащихся).
VI. Работа с геометрическим материалом.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (2) (с. 36 учебника, часть 2) и отвечают на вопрос: «На каком чертеже треугольников больше?»
На дом можно дать задание на смекалку (3) (с. 35 учебника, часть 2), в котором дети перечерчивают на бумаге в клетку изображённые фигуры, вырезают их, а затем составляют из них квадрат.
VII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Всё ли было понятно?
– Что бы хотели изменить в уроке?
– Как вы сегодня работали?