Процессы газообмена в поршневых двигателях. Пути улучшения процессов газообмена.




Действительный цикл двигателя состоит из ряда последова­тельных процессов, которые взаимосвязаны и зачастую перекры­вают друг друга. В них происходит изменение количества и состава рабочего тела, а также теплообмен между рабочим телом и дета­лями, формирующими камеру сгорания.

Газообмен- совокупность процессов выпуска и впуска, обеспечивающих смену рабочего тела.

Качество очистки цилиндра от отработавших газов и эффективность наполнения его свежим зарядом определя­ют показатели рабочего процесса двигателя. В действительном цикле начало и конец процессов газообмена (впуска и выпуска) не со­ответствуют началу и концу тактов впуска и выпуска.

Процессы газообмена взаимосвязаны друг с другом и оказыва­ют существенное влияние на другие процессы, происходящие в действительном цикле. Например, создание направленного дви­жения заряда в цилиндре путем профилирования и расположения впускных каналов в головке цилиндров способствуют улучшению смесеобразования и сгорания.

Для повышения эффективности газообмена необходимо обес­печить возможно большую пропускную способность проходных сечений клапанов f, см2, называемую «время—сечение ». Графи­чески она представляет площадь под кривой текущей площади проходного сечения клапана между мертвыми точками в зависи­мости от времени.

Работа газообмена (насосные потери) в двигателях без наддува и при газотурбинном наддуве отрицательна. При применении при­водного компрессора работа газообмена положительна, однако воз­растают затраты его на привод.

Процесс выпуска отработавших газов начинается в конце такта расширения за 40...70° поворота коленчатого вала (ПКВ) до при­хода поршня в НМТ (точка b' на рис. 1.2). При этом давление в цилиндре двигателя без наддува составляет 0,4...0,6 МПа. Выпуск отработавших газов вначале происходит со скоростью истечения газов через клапанную щель 500...700 м/с. В НМТ завершается пе­риод свободного выпуска, в течение которого из цилиндра удаляет­ся 50...70 % отработавших газов.

При движении поршня от НМТ к ВМТ выпуск отработавших газов происходит вытеснением поршнем — принудительный выпуск.

В начале выпуска из-за резкого изменения давления образуется волна давления в системе выпуска, которая распространяется в сторону открытого конца трубопровода. Здесь она отражается, те­ряя часть энергии, и затем в виде волны разрежения перемещает­ся в обратном направлении к выпускному клапану и снова отра­жается, и т.д.

Момент начала выпуска (открытия выпускного клапана) вы­бирают исходя из компромисса между необходимостью обеспече­ния хорошей очистки цилиндра при минимальной затрате работы на принудительный выпуск (желательно открывать раньше) и уменьшения потерь полезной работы газов в период предварения выпуска (желательно открывать позже).

Газообмен в период перекрытия (одновременного открытия) кла­панов в области ВМТ имеет свои особен­ности. В двигателях без наддува для лучшей организации газообме­на впускной клапан открывается за 10... 30° ПКВ до прихода поршня в ВМТ, а выпускной клапан закрывается после прохождения поршнем ВМТ через 10...50° ПКВ. В двигателе с наддувом эти углы увеличивают. Желательно, чтобы в этот период рк > р > рр. Тогда через впускной клапан в цилиндр поступает свежий заряд, а через выпускной удаляются отработавшие газы, т.е. происходит продувка цилиндра, позволяющая обеспечить хорошую очистку цилиндра от отработавших газов и увеличить поступление свеже­го заряда в процессе впуска.

В двигателях с наддувом от приводного нагнетателя рк > рр. При газотурбинном наддуве давление на впуске рк может быть больше, равно или меньше давления на выпуске рр.

В двигателях без наддува обычно рк < рр. Однако при настройке впускной и выпускной систем путем согласования волновых яв­лений можно при перекрытии клапанов обеспечить рк > рр.

При р > рр часть свежего заряда может переместиться из ци­линдра в выпускной трубопровод. К тому же при рр > рк отра­ботавшие газы могут возвращаться в цилиндр, а смесь свежего заряда и отработавших газов — во впускной трубопровод, т.е. будет происходить обратное течение газов. Оно может возникать в двигателе с искровым зажиганием на режимах холостого хода, когда дроссельная заслонка сильно прикрыта и при этом рр / рк > 2.

Процесс впуска свежего заряда начинается во время пере­крытия клапанов. При отсутствии наддува свежий заряд поступает в цилиндр под действием разрежения при пе­ремещении поршня к НМТ, а при наддуве он нагнетается в цилиндр компрессором.

После начала открытия впускного клапана (точка А), когда рк > р, начинается наполнение цилиндра свежим зарядом. Коли­чество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя, опре­деляется разностью между давлением окружающей среды или дав­лением после компрессора и давлением в цилиндре р, которая изменяется в процессе впуска.

После прохождения поршнем НМТ в ходе процесса сжатия при условии рк > р впуск свежего заряда будет продолжаться до момента рк = р (точка В). Эта фаза впуска называется дозарядкой. Она обусловлена действием сил инерции и волновыми явления­ми в системе впуска. В итоге впускной клапан закрывают после прохождения поршнем НМТ через 35...85° ПКВ.

При малой частоте вращения инерция свежего заряда неболь­шая, а время, отводимое на процесс впуска, велико. Поэтому при р > рк происходит запаздывание закрытия впускного клапана и поршень вытесняет часть заряда из цилиндра обратно во впуск­ную систему, т. е. происходит обратный выброс.

В процессе впуска внутренние поверхности впускного трубо­провода, канала в головке и камеры сгорания имеют температуру больше, чем свежий заряд и нагревают его. Поэтому масса свеже­го заряда уменьшается и наполнение цилиндра снижается.

Параметры процессов газообмена. В цилиндр двигателя поступа­ет свежий заряд, который после завершения газообмена, смешива­ясь с отработавшими газами, оставшимися в цилиндре после за­крытия впускных и выпускных клапанов, образует рабочую смесь.

Условно будем считать, что свежий заряд поступает в цилиндр и заполняет рабочий объем Vh, а остаточные газы — объем каме­ры сгорания Vc.

Качество очистки цилиндра от продуктов сгорания характери­зует коэффициент остаточных газов γ — отношение количества молей остаточных газов Мr к количеству молей свежего заряда М, заполнившего цилиндр после завершения процесса впуска: γ = Мr / М.

Так как Vc = Vh /(ε - 1), то с увеличением ε уменьшается γ. Поэтому у дизелей γ значительно меньше, чем у двигателей с искровым зажиганием. В двухтактных двигателях γ выше из-за ухуд­шения процессов продувки и наполнения.

Качество процесса наполнения цилиндра свежим зарядом ха­рактеризует коэффициент наполнения ηV — отношение действи­тельного количества свежего заряда М, заполнившего цилиндр после завершения газообмена, к тому количеству свежего заряда МТ, которое теоретически могло бы заполнить рабочий объем ци­линдра Vh при атмосферных условиях р0, Т0 (в четырехтактных двигателях без наддува) или при рК, ТК (в четырехтактных двига­телях с наддувом и двухтактных двигателях): ηV = МТ

Для бензинового двигателя при определении ηV учитывают толь­ко воздух. Влияние топлива, содержащегося в смеси, на ηV не существенно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: