Работа двигателя оценивается рядом индикаторных и эффективных показателей.
К индикаторным показателям относятся: индикаторные работа, мощность, теоретическое и действительное средние давления.
Индикаторная работа L (рис.1) – измеряется в МДж, вычисляется по формуле:
L=m (F1-F2)
На индикаторной диаграмме показаны следующие характерные точки: a – конец основного впуска, a – закрытия впускного клапана, b – конец процесса расширения, b – начала открывания выпускного клапана,c – конец процесса сжатия, c – начало горения рабочей смеси, c – конец такта сжатия,r – конец процесса выпуска,z- точка, соответствующая максимальному давлению газов в цилиндре, zz – период медленного нарастания давления (соответствует сгоранию теоретического цикла при постоянном давлении), линия ac – процесс сжатия, линия zb – процесс расширения, линия br – процесс выпуска, линия cz – процесс сгорания,1,2,3,4 - площади округления индикаторной диаграммы.
Теоретическое среднее индикаторное давление p - это условное постоянное давление на поршень в течение одного рабочего цикла, которое совершает работу, равную индикаторной за весь цикл. Оно вычисляется по формуле (измеряется в МПа):
где, - рабочий объем цилиндра, и равно полезной площади индикаторной диаграммы (p – среднее давление при сжатии, p - среднее давление при сгорании и расширении).
Также справедлива формула:
где, n - показатель политропы при сжатии, n - при расширении, - степень сжатия.
Действительное среднее индикаторное давление цикла p. несколько меньше, чем теоретическое за счет наносных потерь при впуске и выпуске; площадь полезной индикаторной диаграммы меньше, чем площадь теоретической за счет скруглений (линия сжатия в линию сгорания, а линия расширения в линию выпуска переходят более плавно, чем на теоретической диаграмме, действительное максимальное давление несколько меньше теоретического).
|
Действительное среднее индикаторное давление равно (измеряется в МПа):
где -давление в конце выпуска, - давление в конце впуска, - коэффициент полноты диаграммы (равен отношению площадей действительной и теоретической диаграмм, обычно равен 0,92-0,96)
У карбюраторных двигателей действительное среднее индикаторное давление (номинал 1,1-1,3 МПа)выше, чем у дизелей (номинал 0,9-1 МПа). В режиме холостого хода давление не превышает 0,05-0,1 МПа (для грузовых автомобилей больше, чем для легковых).
Индикаторная мощность -это полезная работа, совершенная газами в единицу времени в цилиндрах двигателя. Она вычисляется по следующей формуле (измеряется в Вт):
где произведение это индикаторная работа, которая совершается за один цикл в одном цилиндре -число рабочих ходов, -число ходов за один рабочий цикл (тактность двигателя), - частота вращения коленчатого вала в секунду, i – количество цилиндров в двигателе.
Если частота вращения коленчатого вала измеряется в об/мин, то мощность может быть выражена в кВт следующим образом:
(т.к. в четырехтактном одноцилиндровом двигателе, за 1 секунду происходит n/120 циклов).
К эффективным показателямотносятся эффективные мощность, крутящий момент, среднее давление, литровая мощность.
Эффективная мощность - мощность, получаемая на коленчатом валу двигателя, она вычисляется по формуле, кВт:
|
где - эффективный крутящий момент двигателя.
Эффективная мощность меньше, чем индикаторная, на величину являющуюся мощностью механических потерь (наносные потери, трение в газораспределительном механизме, при приведении в действие жидкостного насоса, вентилятора и т. п.).
Эффективный крутящий момент Мс — это суммарный момент сил, действующих на все шатунные шейки коленчатого вала. Он равен (измеряется в Н • м):
Среднее эффективное давление ре — это условное постоянное давление, которое при действии на поршень в течение такта расширения совершает работу, равную по величине эффективной работе цикла. Оно может быть вычислено из выражений (измеряется в кВт):
Отношение эффективной мощности к индикаторной называется механическим КПД двигателя, то есть т] = Nc/N.. В карбюраторах он равен 0,7— 0,85, в дизелях о', 73-0,87.
Литровая мощность 1Чл (измеряется в кВт/л) — это максимальная мощность двигателя, приходящаяся на единицу рабочего объема цилиндра N^NjV^ Для карбюраторов она равна 18—40 кВт/л (у легковых автомобилей больше, чем у грузовых), для дизелей 15—25 кВт.