Повсеместное внедрение агрегатно-участкового метода в практику работы предприятий автомобильного (технологического) транспорта показывало не только его очевидные преимущества, но и все более рельефно проявлялись и серьезные недостатки этого метода. Стремление работников участков уложится в установленные для каждого участка лимиты простоя машин, вызванные желанием получить максимальное материальное вознаграждение приводило к усилению ремонта и принижению роли профилактики – основы планово-предупредительной системы поддержания машин в исправном техническом состоянии. С точки зрения управления это вполне объяснимо. В управлении оперативные задачи (стремление уложится в лимит простоя) всегда давлеют над стратегическими (снижение отказов и неисправностей путем своевременного качественного выполнения профилактики).
Для устранения сложившегося перекоса многие практические работники автомобильного транспорта, а также некоторые ученые делают попытки улучшить агрегатно-участковую организацию в первую очередь в направлении усиления профилактики. Вначале 60х В.П.Карташовым был предложен агрегатно-зональный метод организации производства ТО и ремонта машин.
При агрегатно-зональном методе, также как и при агрегатно-участковой организации, создаются бригады рабочих, специализированные по видам агрегатов, узлов и систем машин. Но при этом число основных бригад рабочих соответствует числу специализированных зон ТО-2 и ремонта. Техническое обслуживание №2 выполняется только в межсменное время. Производство ТО-2 и сопутствующих ремонтов осуществляется за несколько приемов-заездов (от трех до пяти). Однако в отличие от операционно-постового метода эти заезды планируются не на последующие друг за другом дни, а в строгом соответствии с днями планового проведения ТО-1. Для упрощения организации постановки автомобилей на ТО-2 график обслуживания составляют по фактическим или планируемым пробегам, но с упрощением и стабилизацией его путем увязки с определенными календарными сроками (неделя, декада, месяц). При наличии на АТП (УТТ) нескольких групп автомобилей, различающихся среднесуточными пробегами и периодичностью обслуживания, графики составляются дифференцированно по каждой группе автомобилей.
|
Информационное обеспечение процессов ТО и ремонта при этом методе базируется на использовании форм документов технического учета агрегатно-участковой организации.
В отличие от агрегатно-участковой организации в структуре управления дополнительно вводятся специализированные бригады ТО-1 и ТР, а вместо участков специализированные зоны ТО-2. Это нарушает основной принцип агрегатно-участковой организации (ответственность участка за надежную работу машин на линии). Однако этот недостаток может быть устранен за счет усиления контроля за качеством проведения ТО-1 и ремонта машин. Технологические и организационные преимущества проведения ТО-1 специализированной бригадой и особенно на поточной линии очевидны.
Производственная структура при агрегатно-зональном методе состоит из нескольких специализированных производственных зон, каждая из которых оборудована для проведения углубленной диагностики Д-2, ТО-2 и ТР по закрепленной группе агрегатов и систем автомобиля. Специализированные зоны оснащаются необходимым количеством постов, контрольно-осмотровых устройств и прочим технологическим и диагностическим оборудованием по их профилю работы. При этом некоторая часть постов в зонах может быть узкой специализации.
|
Все виды воздействий (Д-2, ТО-2, ТР) в зонах выполняют на постах тупикового или проездного типа. На крупных АТП (УТТ) передвижение автомобилей внутри зон может быть механизировано с помощью электромеханических тележек, рельсовых путей и других устройств.
Все помещения, обслуживающие определенную специализированную зону (цехи, склады и др.), размещаются, по возможности, ближе к постам и входят в ее состав как административно, так и территориально.
В наиболее крупных АТП (УТТ) в дополнение к специализированным по агрегатам бригадам организуется бригада рабочих общепаркового назначения (уборочно-моечного и механического участков).
С целью усиления роли профилактики ТО-1 проводят, как правило, на потоке отдельной специализированной бригадой в дни плановых заездов автомобилей на ТО-2, что сокращает объем работ по ТО-2, выполняемых в специализированных зонах, и упрощает организацию постановки автомобилей на обслуживание.
Организация производства этим методом предполагает самое широкое внедрение агрегатно-узлового метода ремонта.
Из перечисленных условий видно, что агрегатно-зональный метод организации производства включает целый ряд особенностей существенно улучшающих организацию производства. Его основным преимуществом является то, что за счет перевода значительной части ремонтов вместе с ТО-2 на межсменное время сокращаются простои машин в ТО и ремонте.
В то же время агрегатно-зональный метод в той или иной мере обладает практически всеми недостатками, присущими агрегатно-участковому методу.
Кроме того, выполнение ТО-2 в несколько приемов-заездов осложняет организацию планирования и постановки автомобилей на техническое обслуживание и ремонт. В некоторых специфических условиях эксплуатации, например в зоне холодного климата, постановка дополнительного количества автомобилей в ТО и ремонт связана со значительными теплопотерями в зонах ТО и ремонта и требует длительной их тепловойподготовки, дополнительных площадей и ухудшает условия работы ремонтно-обслуживающего персонала.