Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны




Финансы хоз субъектов – составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хоз субъектов в процессе создания и распределения ВВП и НД. В соответствии с ГК организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации осуществляют свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одна из основных целей деятельности коммерческих организаций — извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников.

Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения.

Финансы коммерческих организаций представляют собой денежные отношения комм орг с гос органами власти и др эконом субъектами, связанные с формированием, распределением и с использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед гос-м, др организациями, работниками.

Финансы ком орг служан основой всей системы фин отношений. Преобладающая часть первичных фин ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в комм организациях, поэтому от устойчивости их фин положения зависят устойчивость и стабильность фин системы страны в целом.

Осн источником формирования фин рес, обеспечивающих эконом независимость комм организации, выступают собственные средства (капитал и резервы - УК, прибыль, паевые взносы) и заемные.

В рез операций с цен бум на фин рынке могут быть мобилизованы доп фин ресурсы.

Финансам коммерческих организаций присущи те же функции, что и общегосударственным финансам: распределительная и контрольная. Однако их

реализация осуществляется на микроэкономическом уровне. Обе функции тесно взаимосвязаны.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов.

Нарушение непрерывного кругооборота средств, неоправданный рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в коммерческой организации и при необходимости применить меры финансового воздействия в целях обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов коммерческих организаций.

Объективная основа контрольной функции — стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.

На организацию финансов организаций оказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевая принадлежность.

Финансы НКО – доходы и расходы того юр лица, которое не ставит совей целью получение прибыли.

Цель создания некоммерческой организации определяет целевую направленность уставной деятельности, специфику финансовых отношений, порядок и источники финансирования. Некоммерческая организация создается на основе добровольных взносов участников, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. В уставе некоммерческой организации кроме основной цели ее создания оговаривается возможность вести предпринимательскую деятельность.

Финансы страховых организаций: понятие, факторы, обусловливающие особенности организации финансов страховых организаций и суть этих особенностей, источники формирования и использования финансовых ресурсов.

Финансы страховой организации представляют собой регулируемые государством денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы страховой организации — это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, необходимые для обеспечения жизнедеятельности страховой организации.

В экономической литературе в основном сложился единый подход к вопросу о классификации финансового капитала страховых организаций: принято считать, что он состоит из собственного, привлеченного и заемного капитала.

Финансовую основу деятельности страховых организаций составляют их собственные средства, к которым относится: уставный капитал, резервный капитал. Добавочный капитал и нераспределённая прибыль.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом минимального размера уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и установленных специальных коэффициентов.

От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнять свои обязательства перед страхователями.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений.

Финансовые ресурсы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты по организации страхового дела. Кроме того, в условиях рынка страховщик, как правило, занимается инвестиционной деятельностью, используя часть средств страхового фонда и собственные средства.

Возможное несоответствие между ожидаемым и фактическим ущербом предъявляет определенные требования к организации финансов страховой компании, прежде всего к структуре тарифа: в его основную часть (нетто-ставку) включается рисковая надбавка, отражающая возможную вероятность отклонения величины фактического ущерба от ожидаемого.

Выполняя свои финансовые обязательства, страховщик расходует полученные платежи. На этом этапе движения средств несовпадение расчетного (ожидаемого) ущерба с фактическим возможно как во времени, так и в пространстве. Из принципа замкнутой раскладки ущерба вытекает возможность оказывать помощь пострадавшим страхователям в данном году за счет остальных участников страхования. Временная раскладка требует формирования за счет неиспользованной части совокупной нетто-ставки в благополучные годы запасных резервов, которые будут расходоваться в годы с повышенной убыточностью.

Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли (хотя страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций).

Основной источник получения прибыли для страховой организации — инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Рисковый характер движения страхового фонда влияет на инвестиционную деятельность, предъявляя серьезные требования к ликвидности вложенных средств. Кроме того, размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Вопросы по дисциплинам «Бюджетная система Российской Федерации», «Внебюджетные фонды».

 

1. Бюджет муниципального образования: понятие, содержание и роль в социально-экономическом развитии муниципального образования в контексте реформы местного самоуправления. Формирование доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований и условия возникновения их расходных обязательств.

Бюджеты муниципальных образований - это часть бюджетной системы РФ.

К местным бюджетам в России относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и СПб, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования

Бюджет муниципального образования — основа финансовых ресурсов местного самоуправления. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается достаточным уровнем собственных доходов, правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномочиями органов местного самоуправления, правом использования по своему усмотрению, доходы дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, — правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов), возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов формируются за счет:

• налоговых доходов от местных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и (или) региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений;

• неналоговых доходов местных бюджетов;

• средств, перечисленных в порядке межбюджетного регулирования.

В бюджеты муниципальных образований (поселений) зачисляются:

От местных налогов - земельный налог; налог на имущество физических лиц.

От федеральных налогов - НДФЛ; ЕСХН; государственные пошлины (в бюджеты муниципальных р-ов, городских округов также зачисляется ЕНВД).

Неналоговые доходы: от использования и продажи имущества, находящегося в муни-ципальной собственности; oт платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,.

Расходы местного бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Они формируются на основе принимаемых органами местного самоуправления расходных обязательств по вопросам местного значения и делегированных государственными органами исполнительной власти отдельных полномочий.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов, а также заключения муниципальным образованием договоров (соглашений) по данным вопросам (а также при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Справочно: реформа местного самоуправления. Цель – четко очертить круг вопросов, за которые должен отвечать каждый уровень власти, и наделить его доходными источниками, необходимыми для их качественного решения.

В числе основных задач: разграничение полномочий между исполнительными и представительными органами местного самоуправления; межбюджетные и имущественные отношения; усиление административной и гражданской ответственности муниципальных органов власти; определение границ муниципалитетов; привлечение населения к активному участию в деятельности местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации: понятие, функции, роль в социально-экономическом развитии региона, формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств, проблемы обеспечения устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ.

Налоговые доходы. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов (налоги, установленные НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ).

• транспортный налог(100%);

• налог на имущество организаций (предприятий) (100%);

• налог на игорный бизнес(100%).

Также в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Неналоговые доходы. Доходов от использования и продажи имущества, находящегося в госу-дарственной собственности субъекта Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами, недр, лесами и т.д.

Структура доходов зависит, прежде всего, от уровня социально-экономического развития региона. В регионах с высоким, выше среднего и средним уровнем социально-экономического развития доходы бюджетов формируются в основном за счет прямых федеральных налогов, таких, как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В регионах с уровнем социально-экономического развития ниже среднего, низким и крайне низким уровнем доходы бюджетов формируются в основном за счет средств, перечисленных в порядке межбюд-жетного регулирования (безвозмездные поступления).

Условия возникновения расходных обязательств субъектов РФ. Расходы бюджета субъекта РФ складываются из расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от его имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочийпо предметам ведения субъектов РФ.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта Федерации в социально-экономическом развитии региона, растут его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: