Расчет напряжений в головке, подошве рельса, под шпалой и основанием выполняем с помощью программы на ЭВМ. Данные для программы сведены в таблицу 2.1. Результаты расчета представлены в таблице 2.2.
Расчётная формула для определения нормальных напряжений σn в балласте, в том числе и на основной площадке земляного полотна, на глубине h от подошвы шпал по расчетной вертикали:
σn= σn1+σn2+σn3 (2.18)
где σn1и σn3- напряжения от воздействия соответственно 1 и 3 шпал, лежащих по обе стороны от расчётной шпалы
σn2- напряжение от воздействия второй шпалы.[5]

Рис 2.2. Расчётная схема определения напряжений на основной площадке земляного полотна:
Qрасч и Qс – давления на расчётную и соседние шпалы;
σб max и σб – ординаты эпюр максимальных и средних напряжений в балласте под шпалой.
Нормальные вертикальные напряжения определяются на основе решения плоской задачи теории упругости при рассмотрении шпального основания как однородной изотропной среды:
(2.19)
;
;
, (2.20)
где σбр - напряжение под расчетной шпалой на балласте;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения давления вдоль шпалы.
Напряжения на глубине h под расчетной шпалой:
σn1=0,25σнсАо (2.21)
или, учитывая, что расчетная ось находиться над расчетной шпалой №2:
σn1=0,25σ12Ао (2.22)
σn2=0,25σ32Ао (2.23)
Ao=Ө1-Ө2+0,5(sin2Ө1- sin2Ө2) (2.24)
,
(2.25)
Напряжения в балласте под расчетной шпалой σбр:
(2.26)
(2.27)
где
- для двуосной тележки;
- для трехосной тележки;
Напряжения в балласте под соседними с расчетной шпалами определяются из условия максимальной динамической нагрузки расчетного колеса, расположенного над расчетной шпалой и средних колес:
(2.28)
- под шпалой №1 (2.29)
- под шпалой №3
- под шпалой №1
- под шпалой №3
где
- расстояние между осями шпал
и
- расстояние соответственно между 1, 2 и 3 осями тележек.
При необходимости определения напряжений на основной площадке земляного полотна от воздействия поездной нагрузки в формулы подставляют σбп и σбсп, т.е. напряжения от расчетной шпалы и напряжения от смежных шпал при поездной нагрузке:
;
; (2.30)
где
,
- среднеквадратическое отклонение напряжений под расчетной шпалой от поездной нагрузки;
,
- среднеквадратическое отклонение напряжений под соседней шпалой от поездной нагрузки.
Средние значения и средние квадратические отклонения напряжений в балласте под подошвой шпалы для каждого i-го колеса:
- под расчетной шпалой

- под соседней с расчетной шпалой
(2.31)
Ординаты линии влияния эпюры прогибов рельсов определяются в зависимости от числа осей в тележках:
- для двуосных тележек:
;
(2.32)
- для трехосных тележек:
;
;
; 
Вывод о прочности элементов ВСП делается путем сравнения расчетных напряжений с допускаемыми.
Допускаемые напряжения для незакаленных рельсов стандартного производства
=350мПа.
Допускаемое давление на основную площадку исправного земляного полотна равно 0,8кГс/см2.
Все исходные данные сводим в табличную форму (табл. 2.1), затем производим расчет на ЭВМ. Результаты расчета приведены в таблице 2.2.
Исходные данные для расчета напряжений в элементах верхнего строения пути
Таблица 2.1
| № п/п | Расчетные характеристики | Литерат. источник | Расчет обозначение | Размерность | Варианты расчета | ||||||
| Типы шпал | |||||||||||
| ж/б | |||||||||||
| Постоянные для расчета | [1], C119 | r1 | - | 0,7 | |||||||
| давления на основную | [1], C | C1 | - | 0,227 | |||||||
| площадку земляного | 149-150 | C2 | - | 0,110 | |||||||
| полотна | -«- | A | - | 0,274 | |||||||
| Типы подвижного состава | |||||||||||
| ВЛ60К | ВЛ80с | ||||||||||
| Число осей в тележке | [1], C68-70 | - | шт. | ||||||||
| Коэффициенты уравнения | [1], C113 | - | - | ||||||||
| Максимального прогиба рессор | -«- | - | - | ||||||||
| Статическая нагрузка от колеса на рельс | [1], C68-70 | Рст | кгс | ||||||||
| Вес неподрессоренной части приходящийся на одно колесо | -«- | q | кгс | ||||||||
| Жесткость рессор | -«- | Жр | кгс/мм2 | ||||||||
| Диаметр колеса | -«- | d | см | ||||||||
| Расстояние между 1-2 ой осями в тележке | -«- | li | см | ||||||||
| Максимальная скорость движения | - | Vmax | км/ч | ||||||||
| Типы рельсов, балласта | |||||||||||
| Р65 | Щеб. | ||||||||||
| Момент инерции рельса | [1],C146 | IВ | см4 | ||||||||
| Момент сопротивления рельса | -«- | Wп | см3 | ||||||||
| Площадь полушпалы с учетом коэффициента изгиба | [1],C149 | 0.5aab | см2 | ||||||||
| Площадь рельсовой подкладки | -«- | w | см2 | ||||||||
| Коэффициент учитывающий соотношение масс пути и колеса | [1],C114 | a | - | 0,403 | |||||||
| Произведение коэффициентов, учитывающих тип рельса, балласта, шпал | [1],C113- | (a1bge) | - | 0,261 | |||||||
| Расчетная глубина неровности колеса | [1],C114 | e0 | см | 0,047 | |||||||
| Радиус | Типы профиля | ||||||||||
| Прямая | Кривая | ||||||||||
| Коэффициент перехода от напряжений в подошве к напряжению в головке | [1],C148 | mк-г | - | 1,29 | 1,25 | 1,34 | 1,34 | ||||
| Коэффициент учета боковых сил | [1],C146 | f | - | 1,15 | 1,06 | 1,61 | 1,38 | ||||
| Расстояние между осями шпал | Задается | l | см | ||||||||
| Модуль упругости | [1],C142-143 | U | кгс/см2 | лето | зима | лето | зима | ||||
| Скорость начальная | назначается | V0 | км/ч | ||||||||
Таблица 2.2
Результаты расчета на ЭВМ
| Локомотив ВЛ-60к | |||||
| Скорость, км/ч | Напряжение, МПа | ||||
| Нар. кр. подошвы рельса | Вн. кр. головки рельса | Шпала | Балласт | Осн. пл. зем. полотна | |
| Лето, прямая | |||||
| 66,68 | 74,8 | 0,98 | 0,17 | 0,05 | |
| 76,93 | 86,3 | 1,13 | 0,19 | 0,06 | |
| 88,16 | 98,9 | 1,29 | 0,22 | 0,07 | |
| 100,2 | 112,4 | 1,47 | 0,25 | 0,08 | |
| 113.04 | 126,8 | 1,66 | 0,29 | 0,09 | |
| Зима, прямая | |||||
| 62,9 | 70,62 | 1,16 | 0,20 | 0,06 | |
| 72,8 | 81,74 | 1,34 | 0,23 | 0,078 | |
| 83,9 | 94,15 | 1,55 | 0,27 | 0,09 | |
| 95,9 | 107,6 | 1,78 | 0,31 | 0,103 | |
| 108,7 | 122,0 | 1,9 | 0,35 | 0,106 | |
| Лето, кривая | |||||
| 92,18 | 76,72 | 0,91 | 0,15 | 0,05 | |
| 105,86 | 88,11 | 1,05 | 0,18 | 0,06 | |
| 120,87 | 100,6 | 1,2 | 0,20 | 0,07 | |
| 136,95 | 113,9 | 1,36 | 0,23 | 0,08 | |
| 154,05 | 128,2 | 1,53 | 0,26 | 0,09 | |
| Зима, кривая | |||||
| 86,6 | 72,13 | 1,08 | 0,18 | 0,06 | |
| 99,7 | 83,03 | 1,25 | 0,21 | 0,07 | |
| 114,4 | 95,24 | 1,44 | 0.25 | 0,08 | |
| 130,3 | 108,4 | 1,64 | 0,28 | 0,09 | |
| 147,3 | 122,6 | 1,86 | 0,32 | 0,107 |
| Локомотив ВЛ-80С | |||||
| Скорость, км/ч | Напряжение, МПа | ||||
| Нар. кр. подошвы рельса | Вн. кр. головки рельса | Шпала | Балласт | Осн. пл. зем. полотна | |
| Лето, прямая | |||||
| 76,05 | 85,3 | 1,07 | 0,18 | 0,06 | |
| 87,5 | 98,16 | 1,23 | 0,21 | 0,07 | |
| 99,95 | 112,12 | 1,41 | 0,24 | 0,08 | |
| 113,23 | 127,01 | 1,6 | 0,28 | 0,09 | |
| 134,6 | 151,04 | 1,9 | 0,33 | 0,105 | |
| Зима, прямая | |||||
| 68,28 | 76,5 | 1,27 | 0,222 | 0,07 | |
| 78,9 | 88,5 | 1,48 | 0,258 | 0,08 | |
| 90,8 | 101,9 | 1,7 | 0,297 | 0,09 | |
| 103,6 | 116,2 | 1,95 | 0,339 | 0,1 | |
| 124,5 | 139,6 | 1,98 | 0,409 | 0,103 | |
| Лето, кривая | |||||
| 104,17 | 86,7 | 1,003 | 0,17 | 0,059 | |
| 119,4 | 99,4 | 1,153 | 0,2 | 0,06 | |
| 136,01 | 113,2 | 1,3158 | 0,22 | 0,07 | |
| 153,7 | 127,9 | 1,4898 | 0,25 | 0,08 | |
| 182,19 | 151,6 | 1,7705 | 0,3 | 0,1 | |
| Зима, кривая | |||||
| 99,3 | 77,66 | 1,19 | 0,2 | 0,07 | |
| 107,4 | 89,41 | 1,37 | 0,24 | 0,08 | |
| 123,14 | 102,49 | 1,58 | 0,27 | 0,09 | |
| 140,1 | 116,6 | 1,8024 | 0,31 | 0,1 | |
| 167,7 | 139,58 | 1,98 | 0,37 | 0,102 |
После расчётов на ЭВМ строим графики напряжений в кромках подошвы
рельса, головки рельса, в шпальных прокладках, в балласте под шпалой и в
земляном полотне.


Рисунок 2.3 - Графики напряжений в элементах пути от электровоза ВЛ-60К


Рисунок 2.4 - Графики напряжений в элементах пути от электровоза ВЛ-80с