Физкультминутка «Моя бабушка»




Дети идут по кругу, а воспитатель читает стихотворение.

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно, Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней.

Воспитатель спрашивает, чем может заниматься бабушка, дети руками изображают это занятие.

Воспитатель. Пожилой человек не может делать многое из того, что могут дети. Почему?

Дети. Пожилым людям трудно бегать, прыгать, ходить.

Воспитатель. Как можно им помочь?

Дети. Не шуметь, когда они отдыхают, уступать место в транс­порте, поднимать вещи, которые они уронили.


Раздел «Человек в истории»

Воспитатель. Какие пословицы и поговорки о пожилых людях вы знаете?

Дети. «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Чем старее, тем правее»?

Дети. Пожилые люди много знают, много умеют.

Воспитатель. Да, ребята, пожилые люди прожили долгую жизнь, они много знают и умеют, они мудрые, к ним нужно при­слушиваться. Человек живет долго, а состарившись, умирает. Че­ловека и после смерти помнят другие люди. Почему его помнят?

Дети. Потому что человек сделал много хороших и добрых дел для других.

Воспитатель. Все верно, за свою жизнь человек успевает сде­лать много хорошего. И чем больше радости он приносит другим людям, тем дольше живет о нем память.

Воспитатель обращает внимание детей на лист с наклеенными кар­тинками.

Посмотрите, какой замечательный плакат об истории чело­века у нас с вами получился! Как вы думаете, он поможет Нине Семеновне познакомить малышей с историей развития человека? Почему?

Дети. Да, поможет, потому что мы разделили картинки на группы: «малыши», «маленькие дети», «школьники», «взрослые», «пожилые люди» и подписали их.

Воспитатель. Я согласна с вами, что этот плакат поможет Нине Семеновне рассказать малышам о том, что в жизни каждого человека от рождения до старости происходит много событий, Которые и составляют его историю.

Занятие 16. «Жилище человека»

Цель: формирование положительного отношения к результа­там труда человека.

Задачи:

— уточнять представления о совершенствовании человеком своего жилища (использовал в качестве жилья то, что на­ходил в природе, строил из подручных материалов, сам создавал материал и строил разнообразные постройки);


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

способствовать проявлению потребности в получении
информации о развитии цивилизации (жилище);

— формировать способы практического применения полу­
ченной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; иллюстрации с изображением пещеры и первобытного человека, землянки, избы, терема, дворца, современного дома; настольно-печатные игры «Собери и назови», «Разрезные картинки», «Раз­ложи по порядку».

х- х- *

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо* от перво­классников. Вот что они пишут: «Дорогие ребята старшей группы! В нашем классе часто организуются выставки. Скоро у нас будет проходить выставка по теме "История жилища человека", для нее нужно подобрать картинки, фотографии или рисунки, из кото­рых можно узнать, как со временем менялось жилище человека, и составить рассказ об этом. Мы уже подобрали фотографии и картинки с изображением пещеры, избы и современного дома. Но их недостаточно, а у вас в группе много картинок, альбомов, игр о жилищах человека, вам много рассказывали об этом. Мы очень надеемся на вашу помощь в подборе картинок для выставки». Ребята, как можно помочь нашим друзьям?

Дети. Можно выслать им картинки, фотографии, наши рисун­ки, рассказы о жилищах человека в разные времена.

Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам, обратившимся к вам за помощью. А чтобы ваши рассказы о том, как со временем менялось жилище человека, получились инте­ресными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете об этом. Что означает слово «дом»?

Дети. Дома можно отдохнуть, поспать, поесть, если проголо­дался.

Воспитатель. Правильно, ребята, домом мы называем жи­лое помещение, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада или возвращаемся после долгого путешествия. Дом — место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения: «Я здесь чувствую себя как дома» или «Чувствуйте себя как дома»? Что они означают?

Можно заменить простым письмом.


Раздел «Человек в истории»

Дети отвечают.

Правильно, ребята, чувствовать себя как дома — значит чув­ствовать себя хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома — лучше!» Послушайте об этом стихо­творение.

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах —

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут —

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят.

Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. На­ших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как ис­пользовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден и все время ду­мал, где бы ему добыть еду. А еще древнему человеку было холод­но, потому что в отличие от других животных и птиц он не имел ни шерсти, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, что­бы напасть на него. Трудно приходилось человеку без дома!

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций из жизни первобытного человека.

В те далекие времена человек волей-неволей стал1 искать, где бы ему спрятаться. Искал-искал и нашел. Это была пещера.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пещеры.

Ребята, что такое пещера?

Дети. Углубление в скале.

Воспитатель. Заглянув в пещеру, человек понял, что это хо­рошее место, чтобы укрыться и от непогоды, и от опасных диких зверей. Ребята, как вы думаете, из чего древний человек соорудил себе постель в пещере?

Дети. Из веток, сухой травы, шкур убитых животных.

Воспитатель. Когда древний человек научился разводить огонь, он устроил в пещере очаг (показывает иллюстрации с изо-


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

бражением очага), а вход завесил шкурами убитых животных. Как бы думаете, для чего он это сделал?

Дети. Чтобы в пещере было тепло, чтобы готовить еду.

Воспитатель. Верно, очаг обогревал жилище, на огне можно было готовить пищу. Так пещера стала для нашего далекого пред­ка его первым домом. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в

пещере, там было темно.

Воспитатель. Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в нее постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому. Как называются жилища, которые строил себе древний человек в той местности, где рос лес и не было пещер?

Дети. Землянки.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением землянки

Воспитатель. Чем землянка отличается от пещеры? Дети. Пещеры располагаются в горе, а для землянки копают

яму в земле.

Воспитатель. Правильно, ребята, в местах, где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Как грелись люди в землянке?

Дети. С помощью костра.

Воспитатель. Как освещалась землянка?

Дети. Днем свет проникал с потолка, ночью ее освещали с помощью костра, лучины.

Воспитатель. Как вы думаете, удобно ли человеку было жить

в землянке? 104


Раздел «Человек в истории»

Дети. Нет, потому что там было темно, а в дождливую погоду сыро.

Воспитатель. Да, ребята, жить под землей было сыро, не­уютно, темно. Человек стал задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева. Как назывались такие дома?

Дети. Избы.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением избы.

Воспитатель. Что делали для того, чтобы в избе было удобно жить?

Дети. В избе делали пол, стены, потолок, крышу.

Воспитатель. Что делали в избе, чтобы было светло?

Дети. Окна.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе были окна, но не стеклянные, как сейчас, а из тонких, пропускающих тусклый свет пленок, которые получали из внутренностей животных. А вот какое отопление и освещение было в избе, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Собери и назови»

Для игры используются карточка с изображением избы и два набора карточек: «отопительные приборы» (костер, простая рус­ская печь, большая русская печь, украшенная изразцами, батарея центрального отопления) и «осветительные приборы» (лучина, свечи, керосиновая лампа, электрическая лампочка). Детям нуж­но подобрать к карточке с изображением избы две подходящие карточки: с изображением того, что служило в избе для отопле­ния (простая русская печь) и для освещения (лучина). Если кар­точки подбираются правильно, пазлы трех карточек («лучина», «изба», «простая русская печь») совпадают. В ходе выполнения Детьми задания воспитатель уточняет назначение и название ос­ветительных и отопительных приборов.

Воспитатель. Со временем менялось жилище русских людей. Богатые люди стали строить себе дома. Как они назывались?

Дети. Терема, дворцы.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением Дворца, терема и чтением стихотворения.


 

 

Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Терем-терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, А на крышах петушки — Золотые гребешки.

Почему в теремах и дворцах жить было удобнее, чем в избах?

Дети. В теремах и дворцах было много комнат, они были свет­лее, теплее и очень красивыми.

Воспитатель. Почему в них было светлее, чем в избе?

Дети. В них было больше окон.

Воспитатель. Почему в стихотворении о тереме говорится о том, что «в нем окошки слюдяные»?

Дети. В окна вставляли слюду.

Воспитатель. Правильно, ребята, в богатых домах в окна вставляли прозрачный камень-минерал — слюду. А потом люди научились делать стекло. Предлагаю поиграть в игру, в ходе кото­рой вы вспомните, чем отличается терем от дворца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: