МЕТОДИКА АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ




Цель анализа внутренней среды предприятия: анализ внутренней среды предприятия проводится с целью выявления основных сильных и слабых сторон предприятия и его функциональных подсистем.

Основная идея анализа внутренней среды предприятия: целевая направленность использования стратегического управления как системы управления заключается в трансформации имеющегося у предприятия потенциала с целью обеспечения его соответствия степени нестабильности (и другим характеристикам) внешнего окружения, в котором оно функционирует. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия. Для того, чтобы определить направления трансформации потенциала предприятия с целью обеспечения его соответствия внешнему окружению, необходимо знать его текущее состояние. Получение информации о текущем состоянии потенциала предприятия осуществляется путём анализа его внутренней среды.

Алгоритм анализа внутренней среды предприятия. В соответствие с описанными выше целями алгоритм анализа внутренней среды предприятия представляет собой совокупность следующих этапов:

1. Определяются функциональные подсистемы, состояние и потенции которых оказывают сильное влияние на эффективность функционирования предприятия во внешнем окружении. Эти функциональные подсистемы будут объектами анализа внутренней среды предприятия.

2. Определяются основные аспекты функционирования выбранных функциональных подсистем предприятия и показатели, их характеризующие. Выбор показателей для анализа осуществляется лицом, который этот анализ проводит либо его заказчиком с учётом специфики деятельности предприятия и необходимой детализации и глубины анализа. В соответствие с выбранными показателями производится поиск необходимой для их расчёта информации, которая может содержаться как в официальной статистической отчётности предприятия, так и в его внутренней документации.

3. Проводится количественный и качественный анализ внутренней среды предприятия по определённым выше функциональным подсистемам и при помощи показателей, их характеризующих. При осуществлении анализа основное внимание необходимо уделять выявлению причин наблюдаемой динамики показателей, характеризующих те или иные аспекты функциональных подсистем предприятия, а также установлению связи между уровнем имеющегося потенциала функциональных подсистем и результатами их функционирования в частности и предприятия в целом. Каждая функциональная подсистема анализируется отдельно. В заключение анализа каждой из подсистем выделяются её важнейшие сильные (то есть качественные стороны, соответствующие наблюдаемой динамике внешнего окружения) и слабые (то есть качественные стороны, противоречащие наблюдаемой динамике внешнего окружения) стороны и оформляются в виде таблицы.

4. Проанализированные факторы внутренней среды предприятия (выделенные на предыдущем этапе анализа сильные и слабые стороны его функциональных подсистем) оцениваются с точки зрения их значимости по матрице «вероятность усиления влияния фактора – воздействие фактора на организацию» (рис. 4.1). Необходимость данной оценки обусловлена тем, что при формировании стратегии предприятия должны быть учтены все его сильные и слабые стороны. Поскольку данных сторон может быть очень много, то для охвата всех из них при формулировании стратегии может не хватить ни времени, ни познавательных способностей персонала. Поэтому ограничиваются учётом только важнейших сильных и слабых сторон предприятия, которые и позволяет выявить этот анализ.

5. Наиболее важные для предприятия его сильные и слабые стороны, выявленные на предыдущем этапе анализа, сводятся в SWOT-матрицу, состоящую из двух колонок – сильные стороны предприятия, слабые стороны предприятия (рис. 5.1).

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. Наличие необходимых финансовых ресурсов. 2. Умение профессионально вести конкурентную борьбу. 3. Статус признанного лидера. 4. Полноценное использование производственного и маркетингового эффектов масштаба и освоения. 5. Наличие собственных технологий. 6. Относительно низкие затраты. 7. Эффективная реклама. 8. Навыки осуществления продуктовых инноваций. 9. Надежный профессиональный менеджмент. 10.Эффективные производственные мощности. 1. Отсутствие четкой стратегии. 2. Устаревшие производственные мощности. 3. Низкая прибыльность. 4. Отсутствие требуемых навыков и профессионализма. 5. Наличие проблем в управлении. 6. Отставание в НИОКР. 7. Узкий ассортимент продукции. 8. Неблагоприятный или непрочный имидж. 9. Слабые каналы сбыта. 10.Высокая себестоимость продукции.  

 

Рис. 5.1. Матрица для результатов СВОТ-анализа внутренней среды предприятия

 

Пример



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: