Проведём анализ общей среды предприятия по следующим группам факторов: экономические; политические; рыночные; технологические; социальные; международные.
1.1. Экономические факторы
1.1.1. Уровень инфляции в стране
Инфляционные процессы, протекающие в стране, приводят к отсутствию единых тенденций роста показателей хозяйственной деятельности предприятия и уровня цен.
Для анализа влияния инфляционных процессов на хозяйственную деятельность ОАО «Коминтерн» представим необходимые данные в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя | Темп рос-та2000/1999 (%) | Темп рос-та2001/2000 (%) | |||
1. Выручка от реализации продукции | 225,5 | 70,2 | |||
2. Затраты на производство и сбыт продукции | 195,4 | 72,2 | |||
3. Балансовая прибыль | 248,7 | 68,3 |
По данным табл. 4.1 видно, что в 2000 году по сравнению с 1999 годом наблюдается рост всех показателей хозяйственной деятельности предприятия: выручка от реализации продукции увеличилась на 125,5%, затраты на производство и сбыт продукции – на 95,4%, балансовая прибыль – на 148,7%. В данный период рост выручки от реализации продукции и балансовой прибыли происходил быстрее, чем рост затрат на производство и сбыт продукции (на 30,1% и 53,3% соответственно). А в 2001 году по сравнению с 2000 годом все показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» снизились: выручка от реализации продукции – на 29,8%, затраты на производство и сбыт продукции – на 27,8%, балансовая прибыль – на 31,7%. Таким образом, инфляция оказывает негативное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия, которое особенно проявилось в 2001 году, когда темп роста затрат на производство и сбыт продукции превысил темп роста выручки от реализации продукции на 2% и балансовой прибыли на 3,9%.
|
На предприятии отмечается падение объёмов производства продукции (в 2000 году – на 0,99%, в 2001 году – на 54,1%). Чтобы исключить из анализа фактор изменения объёмов производства продукции, проведём анализ динамики выручки от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции и прибыли от реализации продукции в расчёте на единицу продукции. Данные для анализа представлены в табл. 4.2.
В связи с инфляционными процессами, проявившимися в том, что в 2001 году по сравнению с 2000 годом цены на продукцию ОАО «Коминтерн» и прибыль предприятия росли медленнее, чем затраты на её производство (на 4,4% и 9% соответственно), в данный период наблюдался рост затрат в 1 руб. выручки от реализации продукции на 3,3%. А величина прибыли в 1 руб. выручки от реализации продукции оставалась стабильной в течение трёх лет на уровне 21 копейка.
Таблица 4.2
Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» в расчёте на единицу продукции, руб.
Наименование показателя | Темп рос-та2000/1999 (%) | Темп рос-та2001/2000 (%) | |||
1. Выручка от реализации продукции в расчёте на единицу | 4150,4 | 9451,4 | 227,7 | 14463,8 | |
2. Себестоимость реализованной продукции в расчёте на единицу | 2916,1 | 5755,1 | 197,3 | 9056,7 | 157,4 |
3. Прибыль от реализации продукции в расчёте на единицу | 874,1 | 2014,9 | 230,5 | 2990,9 | 148,4 |
4. Величина затрат в 1 руб. выручки от реализации продукции (коп.) | 87,1 | 103,3 | |||
5. Величина прибыли в 1 руб. выручки от реализации продукции (коп.) |
|
При высоком уровне инфляции в стране можно ожидать дальнейший рост затрат на производство и сбыт продукции, превышающий рост выручки от реализации продукции и приводящий к снижению величины прибыли и соответственно рентабельности производства.
1.1.2. Налоговое бремя
Изменение налогового бремени способствует расширению производства или тормозит его. В целом, налоги приводят к снижению результатов деятельности предприятия: уменьшается размер выручки от реализации продукции; увеличивается размер себестоимости изделий и соответственно отпускная цена, что оказывает существенное влияние на ценовую конкурентоспособность изделий предприятия на мировом рынке; снижается величина прибыли.
Налоговая политика ОАО «Коминтерн» осуществляется в соответствии с законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» и законом «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год».
Для анализа налогового бремени ОАО «Коминтерн» представим данные о платежах и сборах в бюджет в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Платежи и сборы ОАО «Коминтерн» в бюджет, тыс. руб.
Наименование налогов и платежей | Темп рос-та2000/1999 (%) | Темп рос-та2001/2000 (%) | |||
1. Налог на недвижимость | 891,3 | 103,2 | |||
2. Налог на прибыль | 247,8 | 83,9 | |||
3. Налог на добавленную стоимость | 21,1 | ||||
4. Экспортные и импортные таможенные пошлины | 174,7 | 74,7 | |||
5. Чрезвычайный налог и фонд занятости | 275,6 | 88,4 | |||
6. Подоходный налог | 278,6 | 58,7 | |||
7. Местные налоги и сборы | 86,6 | ||||
8. Экономические санкции | 288,8 | 192,6 | |||
9. Фонд поддержки производителей с/х продукции | 106,3 | ||||
10. Фонд стабилизации экономики с/х производителей | 506,8 | 71,1 | |||
11. Прочие налоги | 95,3 | 11,1 | |||
Всего налогов и сборов | 324,5 | 48,6 | |||
Выручка от реализации продукции | 225,5 | 70,2 | |||
Удельный вес налогов в выручке (%) | 20,7 | 29,8 | - | 20,6 | - |
|
По данным табл. 4.3 видно, что в 2000 году по сравнению с 1999 годом значительно увеличилось налоговое бремя ОАО «Коминтерн»: возросли все виды налогов и платежей в бюджет. В наибольшей степени увеличился налог на недвижимость (на 791,3%), налог на добавленную стоимость (на 437%), отчисления в фонд стабилизации экономики с/х производителей (на 406,8). В целом, величина налогов в данный период увеличилась на 224,5%, а доля налогов в выручке от реализации продукции – на 9,1%. Однако в 2001 году по сравнению с 2000 годом налоговое бремя снизилось: все налоги платежи в бюджет, за исключением налога на недвижимость и отчислений в фонд поддержки производителей с/х продукции, которые возросли на 3,2% и 6,3% соответственно, уменьшились. В наибольшей мере снизился налог на добавленную стоимость (на 78,9%) и подоходный налог (на 41,3%). В целом, величина налогового бремени уменьшилась на 51,4%, а доля налогов в выручке от реализации продукции – на 9,2%. Вероятно, это связано со значительным снижением объёмов производства продукции предприятия (на 54,1%).
В 2000 году наблюдался опережающий рост величины налогов над ростом величины прибыли от реализации продукции (на 99%), в 2001 году наблюдалась обратная тенденция – опережающий рост величины прибыли от реализации продукции над ростом величины налогов (на 21,6%).
В дальнейшем можно ожидать незначительное увеличение величины налогового бремени, однако, несмотря на достаточно неустойчивое финансовое положение, ОАО «Коминтерн» в состоянии своевременно рассчитываться с бюджетом по внесению налогов и неналоговых платежей и сборов как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе. Иными словами, налоговое бремя не оказывает значительного влияния на деятельность ОАО «Коминтерн».
1.1.3. Платёжеспособность клиентов
Платёжеспособность клиентов во многом определяет возможности предприятия осуществлять закупки необходимого сырья для производства продукции в определённых объёмах, а также реализовывать произведённую продукцию с минимальными её остатками на складе.
Клиентами ОАО «Коминтерн» являются торговые предприятия республики, ведомственные магазины и секции компании, зарубежные фирмы, в том числе поставщики давальческого сырья. В связи с нестабильностью развития экономики и ростом убыточных предприятий наблюдается увеличение числа клиентов низкой платёжеспособности и, как следствие, рост дебиторской задолженности предприятия, который приводит к росту кредиторской задолженности ОАО «Коминтерн». Данные о дебиторской и кредиторской задолженности предприятия приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Дебиторская и кредиторская задолженность ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя | Темп рос-та2000/1999 (%) | Темп рос-та2001/2000 (%) | |||
Дебиторская задолженность | 234,6 | 1228,6 | |||
Кредиторская задолженность | 121,6 | 340,6 |
Как видно из табл. 4.4, в 2001 году по сравнению с 2000 очень сильно увеличилась дебиторская задолженность предприятия (на 1128,6%), а в 2000 году по сравнению с 1999 годом её рост составил 134,6%. Основными должниками ОАО «Коминтерн» являются: «Дюркон-Адлер», Германия; «Фройденберг», Германия; ОДО «Беларс», Минск; СП «Бонк»; Белпромфурнитура; Коопунивермаг, Кричев; ТД «Немига», Молодечно.
Рост дебиторской задолженности приводит к росту кредиторской задолженности ОАО «Коминтерн», которая увеличивается с меньшими темпами по сравнению с темпами роста дебиторской задолженности (в 2000 году – на 21,6%, в 2001 году – на 240,6%), а также к резкому сокращению объёмов производства продукции в связи с нехваткой денежных средств на приобретение необходимого ассортимента тканей, что, в свою очередь, нарушает ритм процесса производства.
В связи с уменьшением платёжеспособности клиентов ОАО «Коминтерн» в будущем для увеличения объёмов производства продукции возникнет острая необходимость дополнительного привлечения заёмных средств, в том числе краткосрочных кредитов банка.
1.2. Политические факторы
1.2.1. Международные соглашения по тарифам и торговле
Имеется соглашение о едином таможенном пространстве пяти стран (Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан).
Для продукции ОАО «Коминтерн» не существует значительных таможенных барьеров как на территории СНГ, так и за её пределами. Торговля ведётся со странами ближнего и дальнего зарубежья (Англии, Дании, России, Украины, Балтии и других). В отношении торговли существуют ограничения Евросоюза, так называемые ES-квоты на поставку женских изделий и мужских брюк (по согласованию Беллегпрома и Министерства иностранных дел), что ограничивает поставку данной продукции за пределы РБ.
Наиболее значимыми для предприятия являются тарифы на электроэнергию. Положительным моментом является постепенное выравнивание тарифов на энергоносители между РБ и РФ, что создаст в ближайшей перспективе равные условия для деятельности ОАО «Коминтерн» и его российских конкурентов.
1.2.2. Политико-экономические изменения в стране
Политические изменения в стране так или иначе оказывают влияние на деятельность предприятий, расширяя или ограничивая их возможности.
В деятельности ОАО «Коминтерн» произошли значительные изменения, вызванные преобразованием общественно-политического и государственного строя, распадом СССР, созданием независимого государства и ликвидацией командно-административной системы управления экономикой. Это повлекло за собой разрыв связей ОАО «Коминтерн» с традиционными поставщиками сырья и материалов, к потере устоявшихся рынков сбыта продукции. Реформирование экономики привело к резкому сокращению денежных доходов населения. Падение платёжеспособного спроса приводит, в свою очередь, к невостребованности на рынке значительных объёмов изделий, выпускаемых предприятием.
Если учесть возможное введение российского рубля, как общей валюты платежа, то российские фирмы-производители костюмов будут представлять значительную угрозу для деятельности ОАО «Коминтерн» на внутреннем рынке.
1.2.3. Протекционизм
Протекционизм как экономическая политика государства направлен на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.
Беллегпром устанавливает квоты на поставку импортных товаров лёгкой промышленности, а также доводит ОАО «Коминтерн» квоты поставок выпускаемых изделий торгующим организациям РБ. Данные действия способствуют росту продаж изделий предприятия на внутреннем рынке и сокращению доли работ ОАО «Коминтерн» на давальческом сырье.
В дальнейшем можно ожидать снижение квот на поставку импортных товаров лёгкой промышленности и рост квот поставок выпускаемых изделий ОАО «Коминтерн» торгующим организациям РБ с целью ограничения конкуренции и поддержания национального производителя.
1.2.4. Кредитная политика
В связи с недостаточной обеспеченностью собственными оборотными средствами в условиях нестабильного развития экономики предприятия вынуждены привлекать заёмные средства, в том числе кредиты банков.
ОАО «Коминтерн» обслуживается банком, в котором краткосрочные кредиты берутся (под 20% годовых) для приобретения сырья, вспомогательных материалов и своевременной выплаты заработной платы. Долгосрочные кредиты предприятие не привлекает. Данные о размере краткосрочных кредитов ОАО «Коминтерн» представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Краткосрочные кредиты ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя | Темп рос-та2000/1999 (%) | Темп рос-та2001/2000 (%) | |||
Краткосрочные кредиты | 352,7 |
Как видно из табл. 4.5, наблюдается рост зависимости предприятия от краткосрочных кредитов банка. Так, в 2000 году по сравнению с 1999 годом их величина возросла на 252,7%, а в 2001 году по сравнению с 2000 годом – на 173%.
Невыгодные условия, на которых предоставляются кредиты банков, заставляют предприятие в будущем искать новые пути привлечения дополнительных средств.
1.3. Рыночные факторы
1.3.1. Уровень доходов населения
В настоящее время происходит значительное расслоение общества. Реформирование экономики привело к резкому сокращению денежных доходов населения. Предприятия-производители при выпуске продукции должны ориентироваться на различные по доходу группы потребителей.
ОАО «Коминтерн» в своей деятельности старается учитывать потребности потребителей, имеющих как низкий, так и высокий уровень доходов. На предприятии производятся экономичные костюмы по социально низким ценам, массовые костюмы для рядового покупателя по средним ценам и особомодные костюмы по высоким ценам (костюмы «Люкс»).
Падение платёжеспособного спроса на изделия предприятия приводит к невостребованности значительных объёмов на рынке и, как следствие, падению объёмов производства изделий и росту запасов. В дальнейшем таковой тенденция и будет.
1.4. Технологические факторы
1.4.1. Технологические инновации
Отсутствие или ограниченность финансовых ресурсов порой приводит к тому, что предприятия вынуждены закупать не самое передовое оборудование, иногда после капитального ремонта. В результате чего продукция становится неконкурентоспособной по цене. Однако для ОАО «Коминтерн» данной проблемы не существует.
На предприятии освоение новой, высокопроизводительной техники сочетается с внедрением прогрессивной технологии. Оборудование импортного производства составляет 63% от общего количества: фирмы «Дюркопп», «Пфафф», «Римольди», «Макпи», «Джуки», «Бразер», «Гоффман», «Вайт». Постоянно осуществляется механизация и автоматизация трудоёмких процессов.
В начале 90-х годов работа с иностранными партнёрами позволила предприятию за счёт валютных поступлений провести техническое оснащение производства современным высококачественным оборудованием.
На предприятии работают автоматизированные системы управления (АСУП), в экспериментальном цехе действует автоматизированная система проектирования фирмы «Гербер» (США), в раскройном цехе - дублирующая установка непрерывного действия фирмы «Кангиссер» (Германия).
В дальнейшем намечено значительное обновление оборудования раскройного и швейных цехов современной прогрессивной техникой, что будет способствовать совершенствованию технологии раскроя и пошива изделий.
1.4.2. Применение вычислительной техники и прогрессивных средств связи
Внедрение вычислительной техники для автоматизации управленческих работ и применение прогрессивных средств связи позволяет резко повысить их эффективность и результаты хозяйственной деятельности.
На предприятии информация передаётся через ЭВМ по сети, имеется выход в Internet, почтовый электронный ящик с адресом E-mail: oao_comintern@tut.by и собственный сайт – https://www.comintern.tut.ru. Однако в настоящее время данные возможности предприятия не используются по максимуму, что связано с отсутствием квалифицированных специалистов в сфере программирования.
Использование вычислительной техники в различных функциональных подсистемах и Internet в целях предприятия будет способствовать в дальнейшем получению большего числа заказов на поставку изделий от зарубежных фирм, повышению степени гибкости и манёвренности ОАО «Коминтерн».
5. Социальные факторы
Одним из главных социальных факторов, оказывающих влияние на деятельность ОАО «Коминтерн», является мода.
Результатом производства ОАО «Коминтерн» является изделие, оптимальное с точки зрения технологии, экономики и эстетики. Социальный заказ на производство костюмов и другой продукции предприятия даёт общество. Значительное влияние на ритм производственного цикла оказывает мода, которая часто входит в противоречие с устоявшимися, стандартными формами. Мода – это одно из явлений, стоящих на стыке искусства и производства. Она влияет на массовый спрос на продукцию ОАО «Коминтерн». Модели, выполненные с большим опозданием, теряют свою новизну и морально устаревают. Это связано с несинхронностью производственных циклов и циклов моды. Предприятие старается производить костюмы и другие виды изделий, не способные быстро исчезать. Устаревшие модели и модели, на которые уменьшается спрос, снимаются с производства, а вместо них разрабатываются новые современные конкурентоспособные модели с учётом направлений современной моды и требований рынка
Сегодня мода не имеет жёстких тенденций. На сегодняшний день моду наиболее верно определяет слово «удобство». И костюм легко вписывается в современную моду. И, также как и сегодня, в будущем мода, вероятно, будет характеризоваться новизной изделия, современностью материалов и уровнем промышленного изготовления. Мода и производство имеют общие законы развития: усложняется мода, усложняется и технология производства.
1.6. Международные факторы
1.6.1. Зарубежные конкуренты и их оценка
Зарубежные конкуренты («Синар», Новосибирск; «Тексел», Москва; «Алекс-М», Пенза; ОАО «Вид», Иркутск; ФОСП, Санкт-Петербург и др.), проникая на рынок со своими изделиями, ограничивают возможности отечественных конкурентов в плане осуществления продаж и получения прибыли.
Одним из главных конкурентов ОАО «Коминтерн» в настоящее время является фабрика «ФОСП» (Санкт-Петербург). Руководство ФОСПа проводит классическую политику освоения новых рынков. Она отгружает продукцию в Беларусь со скидкой 20%. Это представляет выгоду для торговых предприятий РБ в связи с тем, что конвертация белорусских рублей в российские не представляет трудностей. Продукция фабрики «ФОСП» уже появилась во всех крупных универмагах Беларуси. С помощью демпинговых цен, широкого ассортимента продукции ФОСП начинает внедряться на рынок Беларуси. Аналогичным образом фабрика действует в регионах России. Так, например, фабрика «Синар» шила достаточно добротные костюмы для всего сибирского региона, на фабрике работало около 3-х тысяч человек. ФОСП буквально за год заполонил Сибирь своими костюмами. При аналогичной ткани верха, при сравнимом качестве пошива костюмы из Санкт-Петербурга были гораздо дешевле. «Синар» был вынужден практически свернуть производство мужских костюмов и прейти на пошив курток, плащей, пальто и другой продукции. А ФОСП после завоевания региона стал медленно повышать цены
Чтобы воспрепятствовать дальнейшему проникновению ФОСПа и других зарубежных конкурентов в белорусский регион, будут осуществляться следующие мероприятия:
1. Не уходить в сторону от соперничества – открывать фирменные секции именно в тех универмагах, где уже представлена продукция зарубежных конкурентов, то есть на месте доказывать покупателям, что потребительские свойства костюмов ОАО «Коминтерн» (соотношение цена/качество) выше, чем у конкурентов.
2. Организовать работу фирменных секций по всем правилам: широкий ассортимент; постоянная смена неходовой продукции; гибкая обратная связь; корректировка ценовой политики фирменных секций.
Если ОАО «Коминтерн» не изменит своего отношения к внутреннему рынку и не перейдет к агрессивному маркетингу, то уже к концу текущего года ФОСП и другие зарубежные конкуренты станут большой угрозой для предприятия. Ситуация усложнится в отношении российских производителей, если учесть возможное введение российского рубля, как общей валюты платежа.
1.6.2. Иностранные потребители.
Не менее важное значение для предприятия имеют иностранные потребители. Валютные поступления за счёт реализации изделий иностранным потребителям способствуют внедрению нового высококачественного оборудования, повышению прибыли и уровня рентабельности, насыщению потребительского рынка РБ швейными изделиями.
В целом, объём заказов иностранных фирм составляет около 10%. Среди иностранных фирм около 80% составляют заказы английской фирмы БМБ. Современное оборудование и передовые технологии позволяют выполнять заказы фирм Англии, Дании, Италии, Канады, Чехии, России, Украины и других стран дальнего и ближнего зарубежья.
Просматривается тенденция увеличения объема продаж в СНГ и странах Балтии с учётом корректировок ассортимента и с учётом маркетинговых исследований, которая сохранится и в будущем.
Одним из важнейших будущих направлений в деятельности предприятия, ориентированной на иностранных потребителей, является выход на европейский рынок с высококачественными костюмами под новой торговой маркой «ComIntern», а также создание баз оптовой торговли на территории России и других стран ближнего зарубежья.