Руководство курсовой работой




Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Выполнение курсовой работы предполагает взаимодействие студента с научным руководителем. Руководство начинается с обсуждения выбранной темы и продолжается в форме консультаций. Консультации по вопросам выполнения курсовых работ проводятся преподавателями в соответствии с расписанием консультаций.

Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования (структуру работы), сроки выполнения этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также, устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель. Как показывает опыт, студенты, выполняющие работу самостоятельно, без консультаций с научным руководителем, допускают существенные погрешности в содержании и оформлении работы и не могут рассчитывать на высокую оценку.

Роль научного руководителя проявляется в следующем:

1. Помощь в выборе темы, составлении плана работы.

2. Рекомендации в подборе литературных источников.

3. Рекомендации в выборе методов исследования.

4. Рецензирование работы (или ее разделов), указание на имеющиеся сильные и слабые стороны, рекомендации по устранению недостатков.

5. Составление заключительного отзыва по курсовой работе, обоснование рекомендуемой оценки.

Научный руководитель не является автором или соавтором курсовой работы, его функции являются консультативными. Студент вправе прислушаться к рекомендациям научного руководителя или отклонить их. Но в любом случае ответственность за качество выполненной работы несет студент.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.

Процесс подготовки курсовой работы состоит из следующих основных этапов:

1. Выбор темы и ее регистрация на кафедре.

2. Составление и согласование с руководителем плана работы; определение предприятия (организации), на базе которой будет выполняться курсовая работа.

3. Составление библиографии, изучение источников и литературы по проблеме, а также сбор необходимых теоретических материалов.

4. Сбор практических данных, а также проведение обследования управленческой деятельности по выбранному объекту исследования (при возможности и необходимости).

5. Обработка полученной информации, анализ и систематизация материалов, обоснование выводов и разработка предложений.

6. Написание и оформление курсовой работы.

7. Сдача работы научному руководителю для проверки.

8. Защита курсовой работы.

Подготовку к написанию курсовой работы следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи, которые помогут студенту оценить степень изученности выбранной темы. Это необходимо сделать еще и потому, что во введении следует, будет отразить анализ литературных источников по данной проблеме, которую раскрывает студент.

В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда они сделаны, соблюдая правила библиографии. В своей работе студент должен проверять достоверность документов и учитывать, чьи взгляды выражали их составители. Все использованные при написании курсовой работы литературные и иные источники должны быть указаны в списке литературы, помещенном в конце курсовой работы

Важным требованием к содержанию курсовой работы является логичность и последовательность в изложении содержащегося в ней материала, точность определений, формулировок и терминов, обоснованность выводов и соблюдение норм научной этики.

Написанная курсовая работа сдается научному руководителю для оценки не позднее, чем за две недели до даты защиты. Результаты выполненной работы должны быть изложены в письменном виде (компьютерный набор) и аккуратно сброшюрованы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Требования к объёму, структуре и содержанию

Курсовой работы

Объём курсовой работы составляет 50-55 страниц машинописного текста с учетом списка использованной литературы, но, не включая приложений. Из этого объёма около 5-10 % обычно занимает введение и 5-10 % заключение. Значительное превышение установленного объёма является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел переработать нужный материал, отобрать главное и существенное.

Приступая к написанию работы, необходимо составить проблемный план:

1. Постановка проблемы.

2. Опыт предшественников.

3. Ваша гипотеза.

4. Данные, которыми вы располагаете.

5. Анализ этих данных.

6. Доказательства гипотезы.

7. Выводы и перспективы продолжения данного исследования.

Использование такого плана поможет в определении того, о чём вы собираетесь писать.

Выбрав тему, определив основные проблемы исследования, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 глав, в каждой из которых имеется 2-3 параграфа. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.

По своей структуре курсовая работа должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными стандартами. Типовая структура курсовой работы включает:

1. Титульный лист.

2. Оглавление с указанием страниц.

3. Введение.

4. Основная часть. Должна быть разделена на главы, которые в свою очередь разбиваются на параграфы, у каждого раздела, должно быть, содержательное название. Названия параграфов должны раскрыть название главы.

5. Заключение.

6. Список использованных источников и литературы.

7. Приложения.

Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. План является наиболее краткой и поэтому самой доступной и распространенной формой записи содержания работы. Он представляет перечень основных вопросов, рассматриваемых в исследовании, и может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующей последовательности:

1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике.

2. Монографии.

3. Статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года.

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Изучение этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Дальнейшее ознакомление с литературой должно строиться с привлечением более ранних статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых источников, материалов сети Интернет.

Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить руководителю вместе с планом работы. Согласование рабочего плана осуществляется на консультации у научного руководителя.

 

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определённым правилам. Нумерация на титульном листе не ставится. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

Оглавление

Оглавление помещается после титульного листа. Оно выполняет две функции – даёт представление о структуре работы, а также помогает быстро найти нужную главу, параграф. В нём приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Названия глав и пунктов в оглавлении перечисляется в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте работы. Сокращать или давать их в другой интерпретации, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками нельзя. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 3.

Введение

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, разработанность проблемы, объект, предмет, цель, поставленные задачи, теоретическая, эмпирическая и информационная база исследования. Рекомендуемый объем введения 3-4 страницы.

Обоснование актуальности темы исследования не должно быть чересчур многословным. Основная задача - сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узконаучном смысле, т.е. о сложившейся в определенной научной области необходимости именно сейчас разработать данную тему. Возможно там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального опыта и экономической практики, обосновать ее с точки зрения накопившихся социально-экономических проблем.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести название основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить или оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем, следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Формулировка цели и задач работы должна быть по возможности четкой и краткой. Их назначение - определить стратегию и тактику написания работы. В процессе определения цели и задач исследования осуществляется конкретизация темы курсовой работы. Цель курсовой работы, которая в какой-то степени является научно-исследовательской, ставится для того, чтобы информировать, какого рода основные результаты будут излагаться, и обосновываться в данной работе, показать логику изложения материала. Цель разбивается на пять-шесть задач, которые определяют основные содержательные разделы работы и имеют более конкретный характер. Безусловными требованиями к курсовой работе является соответствие ее содержания сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Основная часть

Основная часть курсовой работы состоит из глав (2-3), которые должны быть посвящены решению задач, поставленных во введении. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объёму.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно, и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка и научного стиля изложения.

Наряду с общими требованиями существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени (например, оплаты труда в торговле; уровня жизни сельского населения; материального стимулирования в современных условиях и др.). В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы. Они не просто подводят промежуточные итоги работы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую целостность и связность.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

· глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

· анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;

· группировка и обобщение рассмотренных подходов;

· соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы;

· наличие выводов по отдельным параграфам и /или главе в целом.

Вторая глава курсовой работы является аналитической. Студенты при ее написании обязаны использовать эмпирический материал, полученный в ходе практики или на основе информационно-статистических источников и научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Но при этом студент должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, методик и инструментария опыта работы различных организаций (регионов) и др. Возможно также проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической, финансовой и экономической информации.

В отличие от первой главы, представляющей научно-теоретическое освещение исследуемой проблемы, вторая глава дает ее научно-эмпирическую характеристику. Эмпирический анализ должен начинаться с характеристики объекта, который служит источником информации. Им может быть организация, выбранная в качестве места прохождения производственной практики, а также любое территориальное образование, социальная группа, по которым студент располагает необходимыми данными.

Общая характеристика организации (территории) должна показать ее основные особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы. Односторонняя, узкая характеристика не позволит в дальнейшем учесть важные специфические особенности и выработать реалис­тичные рекомендации. В то же время следует учесть и то, что типичной ошибкой студентов является представление в данной части работы большого количества избыточной информации, логически не связанной с дальнейшим изложением.

Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими признаками:

· достаточно полная характеристика организации, выявление её черт, значимых с точки зрения предмета исследования;

· наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе модели и методики анализа, характеристика используемой статистической и иной информации с указанием её источников и степени достоверности, описанием используемых моделей и пр.;

· анализ полученных результатов, наличие выводов по отдельным параграфам и /или главе в целом.

Исходным материалом для анализа могут выступать планы работы предприятия и его подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности (см. таблица 1) и другая документация, изученная студентом в ходе прохождения различных видов практик. а также в таблице

Таблица 1.

Задания по сбору материала для написания курсовой работы

Перечень требуемых для написания курсовой работы данных по конкретному предприятию Где они могут быть получены
1. Бухгалтерский баланс Бухгалтерия
2. Годовой отчет предприятия (формы 1,2,3,4,5). Пояснительная записка к годовому отчету. ПЭО. Бухгалтерия
3. Структура и методика расчета планового фонда оплаты труда ОТиЗ, отдел НОТ
4. Производственный план или производственная программа предприятия. Балансы топливно-энергетических ресурсов ОГЭ, ОГМ, ПЭО, ОГТ
5. Расчет производственной мощности предприятия ОГМ. Производственный отдел
6. Организационная структура предприятия ПЭО, ОТиЗ
7. Положение об отделах и службах предприятия В соответствующих отделах предприятия. ОТиЗ
8. Положение об организации оперативно-производственного планирования на предприятии Диспетчерская служба. ПЭО

 

В третьей главе посвященной разработке рекомендаций по совершенствованию объекта и предмета исследования, опираясь на выводы по результатам анализа, студент должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленных проблем на предприятии. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Например, недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать оценку персонала. Следует указать, что именно в оценке персонала требуется изменить и как это осуществить. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций. По согласованию с научным руководителем допускается объединение 2 и 3 глав в одну с выделением отдельного параграфа (параграфов), посвященного практическим рекомендациям.

Выполненная на высоком уровне третья глава должна обладать следующими характеристиками:

· наличие самостоятельно разработанных рекомендаций;

· связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа;

· обоснованность предлагаемых рекомендаций.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент формулирует достаточно полные и аргументированные предложения.

Таким образом, в основной части курсовой работы подробно рассматривается методика, техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав должно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать, а также показать, умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключению отводится роль логического завершения работы, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Заключение не должно носить абстрактный характер и ограничиваться общими словами. Заключительная часть должна представлять собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Оно должно содержать основные выводы, полученные в результате исследования. Примерный объем заключения – 4-5 страниц.

Список использованных источников и литер атуры включают использованные в работе источники и в обязательном порядке те работы, на которые были сделаны ссылки. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Приложения не являются обязательными для курсовых работ. В них помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Обычно это таблицы и графики, занимающие более две трети страницы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии бухгалтерской отчетности и других подлинных документов, анкета проведенного автором обследования, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Например: «Приложение 1». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри». Оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: