Немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист, советник японского правительства, автор идеи социального государства. Сторонник идей надклассовой социальной монархии, критик марксистского коммунизма, идейный предшественник правой социал-демократии. Родился в Эккернфёрде. Изучал философию в Кильском и Йенском университетах. Стажировался во Франции, изучая социализм. Результатом его исследований стал труд «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842), который познакомил немецкую общественность с социалистическими идеалами. В 1846 году стал профессором Кильского университета, но в 1851 был уволен. С 1855 по 1885 год профессор Венского университета. 13 декабря 1874 избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Основные сочинения:1. «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842),2. «История социального движения во Франции с 1789 до наших дней»,3. «Учение об управлении»,4. «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии».
1. Дал точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом.
2. Указал на то, что социальное движение современной французской жизни не принадлежит одной Франции;
3. Признал несбыточность утопических учений социалистов того времени.
Учение о государстве и обществе и о государственном управлении.
1. Учение сложилось под влиянием философии Гегеля, с одной стороны, и французских социалистических доктрин – с другой. У Гегеля позаимствовал диалектический метод и формальное противоположение общества государству.
2. Снабжал свои труды обширными историко-экономическими очерками. Эти очерки основаны на сравнительно-историческом анализе специальных и правовых институтов главнейших западноевропейских государств (Англии, Франции и Германии).
|
3. Государство – коллективный индивид, возвысившийся до личности, до самосознания.
5. Задача государства – способствовать материальному и духовному развитию каждого из образующих его индивидов.
6. Идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Выполнение этой задачи должна взять на себя монархическая верховная власть.
7. Из своего определения понятия государства вывел свое учение об управлении.
8. В управлении сосредоточиваются все задачи государства, вся деятельность исполнительной власти, распадающаяся на три отрасли: • государственное хозяйство, • правосудие,•внутреннее управление.
10. Деятельность исполнительной власти регулируется так называемым административным правом в широком смысле слова.
12. Системе административного управления противопоставил систему самоуправляющихся общественных единиц (провинции, округа, города и общины) и систему общественного союзного строя вообще.
14. Остальные шесть томов «Учения» посвящены чрезвычайно детальной разработке учения о внутреннем управлении:• Личной жизни человека в тесном смысле. В сферу личной жизни входят заботы о физической (население, народное здоровье и продовольствие) и о духовной жизни человека (народное образование).• Хозяйственной жизни: вопросы, связанные с собственностью, промышленностью, путями сообщения, денежным и кредитным обращением.
|
• Общественной жизни: интересы, связанные с различными союзными организациями (семьей, профессиональными корпорациями и т. д.).
Возникновение им распространение социализма исторически неизбежно, социализм возникает как продукт. Утопический социализм- естественная идеология формирующегося рабочего класса. Первым осмыслил рабочее движение и социализм как единое целое. Штейн- один из первых буржуазных идеологов, который рассматривал идею социализма. Приступает к поискам рецептов против социализма.
Штейн Лоренц — знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист, родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в кильском и йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Ш. в нач. 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Консидераном, Кабе и Луи Бланом. Ш. дает точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом. Признавая несбыточность утопических учений социалистов того времени, Ш. отмечает, что задача, поставленная социализмом, "соответствует самым благородным идеалам человеческого сердца, самым сокровенным его чаяниям и упованиям".