После революции 1848—1849 гг. в Германии быстро развивался капитализм. В широких масштабах происходил промышленный переворот, фабрика решительно вытесняла мануфактуру. И сельское хозяйство медленно, но неуклонно эволюционировало по так называемому прусскому пути. Однако революция не разрешила важнейшего вопроса о национальном единстве страны. Вопрос о единстве страны стал главным как в политике, так и в идеологии основных классов германского общества.
С 50-х годов в буржуазной немецкой историографии различались два главных направления: прусско-малогерманское, примыкавшее по своим методам исследования к школе Ранке, и австро-великогерманское, католическое. Продолжала существовать, но приходила в упадок южногерманская либеральная историография.
С середины XIX в. в связи с усложнением предмета и метода исторической науки и ее разделением на древнюю, средневековую и новую историю на факультетах германских университетов были введены новые кафедры. В подготовке историков все большую роль играли исторические семинары, участники которых создавали научные работы и диссертации. Появляются многочисленные периодические научные издания по проблемам истории. Однако в Германии еще не существовало единого центра организации исторических исследований: ни общегерманской академии, ни национального исследовательского института.
В различных землях Германской империи создавались исторические общества, в которых были представлены крупные ученые-специалисты. Самое известное из них было организовано при Баварской академии наук.
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось прежде всего в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была заложена Дройзеном в «Истории прусской политики» (14 тт., 1855—1886). Трейчке решительно провозгласил необходимость вооруженной борьбы против партикуляристско-династических сил: «Изгнание княжеских династий, присоединение их к Пруссии — такова моя программа». Он оставил даже к началу войны профессуру во Фрейбурге и взялся в Берлине за редактирование «Прусских ежегодников», пропагандировавших малогерманский путь объединения страны. Эти же идеи развивал на страницах «Исторического журнала» Зибель. После победы над Австрией малогерманцы выдвинули задачу обосновать с исторической точки зрения и политически пропагандировать опруссачпвание всей Германии.
|
Малогерманские историки отказались от гегелевской философии истории, презрительно отклоняли «исторические конструкции» идеологов Просвещения, явно поворачивали к реакционным субъективно-идеалистическим схемам. На практике отстаивавшийся ими «реальный исторический идеализм» означал открытое провозглашение принципа буржуазной партийности историографии. Вместе с тем малогерманцы прикрывали субъективизм своих исследований ссылками на «интересы народа и государства». Полагали, что объединение Германии под эгидой Пруссии соответствовало интересам немецкого народа. Малогерманская школа отказалась от идей «исторической школы права» о решающей роли правовых институтов в истории и от мысли Ранке о главенстве религиозных идей. На первое место она поставила «великую историческую личность».
|
Четкая политическая программа малогерманцев, их непосредственный отклик на наиболее актуальную тогда проблему создания национального государства обусловили большое влияние этой школы. Государство выступало в их трудах как высочайшая нравственная власть, стоящая над классами и партиями. Видя в нем «центральный фактор истории», малогерманцы восхваляли основу буржуазно-юнкерской империи — союз дворянства и буржуазии и осуждали рабочее движение как «враждебное государству».
Малогерманцев занимали также вопросы буржуазной революции, конституционной монархии и парламентаризма.
"Малогерманская школа", "политическая школа", - господствующее направление нем. бурж. историографии 2-й пол. 19 в. Ведущие представители: Г. фон Зибель (1817-95), Г. фон Трейчке (1834-96), И. Г. Дройзен (1808-84), а также Л. Гейсер (1818-67), Г. Баумгартен (1825-93), М. Дункер (1811-86).
Представители П. ш. и., к-рая вошла в историю гл. обр. как идейно-политич. направление, выступали в качестве идеологов крупной нем. буржуазии, напуганной революцией 1848-49 и стоявшей за соглашение с юнкерством. В 50-60-х гг. 19 в. П. ш. и. активно выступала за малогерманский путь объединения Германии (во главе с прусской монархией), борясь против революционного и против великогерманского путей объединения. Историки этой школы восторженно встретили осуществление Бисмарком объединения Германии "железом и кровью", в дальнейшем активно поддерживали его политику, эволюционируя от умеренного либерализма (в 50-60-х гг.) до явной реакционности (в 70-90-х гг.).
Политич. взгляды П. ш. и. оказали серьезное влияние на ее методологию и историографич. практику. В силу своего антидемократизма П. ш. и. боролась с достижениями прогрессивной гейдельбергской школы историков, в силу идеологии компромисса с юнкерством поддерживала многие теоретич. принципы Л. Ранке и реакц. романтиков (культ гос-ва, признание "особого нем. духа", примата внеш. политики и др.). В итоге П. ш. и. способствовала теоретическому упадку нем. буржуазной историографии 2-й половины 19 в., искоренению в ней прогрессивных традиций, тесному сближению бурж. историографии с реакционной юнкерской историографией.