1820-е – формирование либеральной историч. школы периода Реставрации (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер).
1830 – в результате рев.крупная бурж. утвердилась у власти. От борьбы с аристократией она перешла на позиции союза с ней. Дворянство к тому времени стало обуржуазироваться. Рабочий класс выходил на арену самостоятельной борьбы. Либеральные историки покинули Реставрацию и поддержали Июльскую рев.
В целом для либеральной школы был характерен историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества. Отстаивая буржуазную конституционную монархию, они стремились выявить в истории средних веков зарождение и генезис буржуазии и соответствующих ее интересам политических учреждений. В этом отношении они шли в русле романтизма.
Важным вкладом либеральных историков периода Реставрации в развитие исторической мысли была разработка буржуазной концепции общественных классов и роли классовой борьбы в истории.
Центральной проблемой, волновавшей историков этой школы, была Французская революция и проблема буржуазной революции как таковой. Осмысливая ее, одни из них (О. Тьерри, Ф. Гизо) погрузились в изучение средних веков, желая отыскать далекие исторические корни революции, другие (Ф. Минье, А. Тьер) обратились к изучению самой Французской революции. Живой интерес историков либеральной школы вызывала история Англии. Либеральные историкитвердо убеждены в том, что бурж. порядок (бурж. конституция) – наилучшее общ-венное и гос. устройство. Считали, что с утверждением бурж. конституционной монархии классовая борьба исчерпает себя,2. признавали «органический» хар-р развития общ-ва,3. в истории средних веков стремились выявить период зарождения и генезис бурж. и соответствующих ее интересам политич. учреждений,4. гл. вклад либеральных историков – разработка бурж. концепции общественных классов и роли классовой борьбы в истории,5. центральная проблема историков того времени – Фр. рев.
|
ТЬЕРРИ, Огюстен (1795-1856). Отец «классовой» борьбы. После окончания Высшей школы в 1813 году О.Тьерри сближается с К. А. Сен-Симоном и в период с 1814 по 1817 год служит у него секретарём. Тьерри называл себя его приёмным сыном. Разочаровавшись в утопическом социализме, Тьерри покидает своего учителя. Так, сутью исторического развития О.Тьерри считал совместную борьбу третьего сословия — буржуазии, пролетариата и крестьянства — против первых двух высших сословий. Перейдя к исследованию средневековой истории Франции, учёный с точки зрения разработанной им теории сословной (или классовой) борьбы рассматривал происходившую в раннее Средневековье борьбу туземного римско-кельтского населения Галлии с завоевателями — франками. Тьерри считал прогрессивным сотрудничество французский королей начиная со времён Капетингов и вплоть до правления Людовика XIV с городскими магистратами, направленное против феодальной верхушки. Именно прекращение этого союза, по мнению О.Тьерри, вызвало Великую французскую революцию.
Разделял общество на классы, признавал их борьбу. Возникновение борьбы связывал с герм.завоеванием Галлии. Никаких оснований для классовой борьбы внутри третьего сословия не видел. Классовая борьба – борьба только между привилегированными и «третьим» сословием. Считал, что между бурж. и рабочим классом не существует противоречий.
|
В 1817--1820 гг. он выступил с серией статей, объединенных позднее в сборнике «Десять лет исторических исследований». 1825 г.- главный труд Тьерри 20-х годов «История завоевания Англии норманнами», а в 1827 г.- его «Письма об истории Франции».
Важной задачей историка он считал воссоздание прошлого в его неповторимом своеобразии, проникновение в «дух времени» с помощью художественного воображения и интуиции, «сопереживания» с изображаемой эпохой.
Тьерри отнюдь не отвергал методов рационального познания и необходимости установления на их основе определенных исторических закономерностей.
В историю исторической мысли Тьерри вошел как «...отец «классовой борьбы» во французской историографии...». Идею борьбы классов, точнее, в его трактовке-различных сословий, разных народов или «рас», он положил в основу своей концепции истории Франции, а ее возникновение связывал с германским завоеванием Галлии.
Излюбленной темой Тьерри была борьба городских коммун против феодалов в XI--XII вв. Он считал ее «настоящей социальной революцией», исторической прелюдией Французской революции XVIII в.
История классовой борьбы носит у Тьерри своеобразную «расовую» форму, выступает как возникшая в результате завоевания борьба различных национальностей. Однако «классовая борьба», которая занимает такое большое место в исторической концепции Тьерри, сводилась для него исключительно к борьбе между привилегированными сословиями и третьим сословием. Оснований для классовой борьбы внутри третьего сословия Тьерри не видел.
Труды: «История завоевания Англии норманнами» (1825), «Письма об истории Франции» (1827), «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» (1840-е).