Англию можно считать, в известной мере, прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, ставшие впоследствии характерными для всех романтиков. Само понятие «романтический» возникло в англ.лит-ре еще в XVII в., в эпоху буржуазной революции. На протяжении XVIII в. в Англии наметились многие существенные особенности романтического мироощущения — ироническая самооценка, антирационализм, представление об «оригинальном», «необычайном», «неизъяснимом», тяга к старине. И критическая философия, и этика бунтарского индивидуализма, и принципы историзма, в том числе идея «народности» и «народного», развились со временем именно из англ. источников, но — уже в других странах, прежде всего в Германии и во Франции. Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, пришел к англичанам извне. Это было воздействие Великой французской революции. В Англии в то же время совершалась революция — индустриальная; ее последствиями были не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы — паровой машиной, но и глубокие соц. перемены: исчезало крестьянство, рождался и рос пролетариат, сельский и городской, положение «хозяина жизни» окончательно завоевывал средний класс, буржуазия. Хронологические рамки англ. романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой, английский – с поэзией. Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса.
|
ЭДМУНД БЁРК, англ. государственный деятель, оратор и политический мыслитель, известный прежде всего своей философией консерватизма. Родился в семье судебного поверенного, протестанта. Был воспитан в духе протестантизма. Получил образование в Баллиторском интернате, а затем в Тринити-колледже в Дублине.
Публицистическую деятельность начал с пропаганды идей франц. просвещения. 1756- издал книгу «Оправдание естественного общества», в которой развивал концепцию естественного права. В кон 1790 г. опубликовал сочинение «Размышления о рев-ии во Франции и об отношении некоторых лондонских обществ к этому событию»: выступил против Фр. рев-ии с позиций реакционного крыла романтизма.
Он подверг осуждению прогрессивные идеи 18 в и призывал к пересмотру идейного наследия эпохи Просвещения, утверждая, что именно оно породило события во Франции. Идеи Бёрка были подхвачены реакционерами всех европейских стран, увидевшими в его книге настоящий манифест контрреволюции. В прогрессивных кругах выступление Бёрка былло встречено с негодованием.Умер Берк в Биконсфилде9 июля 1797.
Большую роль в усилении интереса к истории сыграли романы ВАЛЬТЕРа СКОТТа (1771—1832). В произведениях Скотта («Айвенго», «Роб Рой», «Пуритане», «Квентин Дорвард» и др.), как правило, сюжет разворачивался на фоне событий шотландской, английской или европейской истории средневековья и нового времени. Вымышленные герои действовали рядом с известными деятелями прошлого, и литературный сюжет соединялся элементами исторической реконструкции. Отдавая дань написанию национальных историй, Скотт нередко выстраивал роман вокруг борьбы народов — шотландцев, англосаксов — за независимость.
|
Писатель был активным членом Шотландского исторического общества, его сочинения основывались на тщательном изучении разнообразных свидетельств. Помимо романов, Скотту принадлежат исторические труды «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта».
В романах Вальтера Скотта прослеживается стремление воссоздавать яркие и точные в деталях картины минувших эпох. При этом прошлое изображалось как славное, героическое время царей и разбойников, подвигов, благородства, коварства, тайн. Шотландский писатель был одним из тех популярных авторов, благодаря которым в культуре сложился образ романтического средневековья. В первой трети XIX в. сосуществовали разные средневековые нормы исторического письма как совокупности приемов, и направление, представленное Вальтером Скоттом, рассматривалось как разновидность исторического повествования.
В своих романах он идеализировал средние века. Его произведения основаны на тщательном изучении материалов и источников- исторических док-ов, фольклора и археологич. Памятников.