АНГЛИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ КОН. XVIII – ПЕР. ТРЕТИ XIX В. Т.МАЛЬТУС, Д.РИКАРДО, И.БЕНТАМ.




К нач. XIX в. развитие капитализма достигло в Англии огромных успехов и превратила ее в одну из самых богатых и могущественных держав мира. Под влиянием промышленной революции изменилась социальная структура общ-ва. Разбогатевшая и усилившаяся бурж. вела борьбу против монопольной власти земельной аристократии.

Прогрессивные круги англ. общ-ва приветствовали ликвидацию феодального режима во Франции в результате революции. Активизировалась деятельность демократических групп и организаций, выступающих за демократизацию всех политич. учреждений. Революция вызывала страх в рядах имущих классов (Э.Бёрк). Крупная бурж. также была вынуждена свернуть программу своих политич. реформ. 1832 – реформа парламента. 1834 – закон о бедных.

Сер. 1830-х – мощное народное движение в Англии («чартизм»): рабочий класс требовал проведения социальных реформ и передачи политич. власти народу. Под давлением «чартизма» бурж. была вынуждена идти на уступки рабочим: были признаны профсоюзы.

Историч. наука в Англии развивалась медленно. Англиканская церковь использовала свое господствующее положение для контроля над всеми формами духовной жизни, над школьным и ун-т.образованием. Доступ в ун-ты был закрыт для тех, кто не принадлежал к англиканской церкви. Центральное место в системе образования занимали богословие и древние языки.

Развитие капитализма способствовало росту национального сознания. Борьба против завоевательных планов Наполеона вызвала огромный интерес к историч. прошлому, в частности к средневековью. Выражением этого в литературе явился романтизм.

В англ. бурж. историографии отражалась политич. борьба. Торийская школа противопоставлялась вигской (Маколей). Торийская школа преследовала интересы земельных собственников: отстаивала незыблемость существующего социального и политич. строя, отвергала любые проекты реформ. Представители вигской школы выражали интересы торговцев и промышленников: были против революции, стремились к умеренным и постепенным реформам.

МАЛЬТУС, Томас Роберт (1766–1834). С 1819 член Королевского Общ-ва, с 1833 – член Фр. Академии. В 1831 основал Клуб политич. экономии, в 1834 содействовал созданию Лондонского (Королевского) статистического Общ-ва. Труд: «Опыт о законе народонаселения» (1798).

Идеи Мальтуса:

1. В эпоху Мальтуса был принят «оптимистический» взгляд на развитие общества, многие экономисты были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим мощь государства.

2. Предложил диаметрально противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, и рост этот идет быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием. Численность населения увеличивается в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.), а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.). Именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед – бедности, голода, эпидемий, войн.

3. Предложил практические меры, позволяющие бороться с последствиями «естественного закона народонаселения»: отказ от вступления в брак малообеспеченных людей, соблюдение строгих норм морали до вступления в брак, отказ от программ социальной помощи бедным. Однако: выступал против контроля над рождаемостью.

4. Доказывал, что войны и массовые эпидемии являются благодеянием для человечества.

5. Неэффективность политики поощрения эмиграции, которая может принести пользу лишь в том случае, если люди будут практиковать воздержание; в противном случае отток населения будет быстро восполнен высоким уровнем рождаемости.

РИКАРДО, Давид (1772–1823). Прочел книгу А.Смита «Богатство народов», и у него пробудился интерес к экономике как теоретической дисциплине. Труды: «Высокая цена золота» (1810), «Начала политической экономии и налогообложения» (1817).

Рикардо принадлежит первая четкая формулировка количественной теории денег, разработка теория ренты, трудовой теории стоимости, заработной платы, исследование процессов движения товаров и денег, а также системы налогообложения.

Считал, что труд рабочих- единственный источник прибыли. Капитализм- это вечный и неизменный порядок, универсальный способ организации чел-го общ-ва.

БЕНТАМ, Иеремий (1748-1832). Труд: «Введение в принципы морали и законодательства». Считал, что единственным критерием целесообразности любого учреждения или законодательного акта должен быть принцип полезности («утилитаризм»). Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о «принципе наибольшего счастья».

Задача управления – всеми мерами поощрять личную инициативу (бурж. предпринимательство). Выступал против любого вмешательства гос. в трудовые отношения между рабочими и фабрикантами. Сформировал лозунг «свободной торговли».

Утилитаризм Бентама, сформулированный в его известном труде «Введение в принципы морали и законодательства» (1789), основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо – это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы правильно понять это утверждение, следует иметь в виду, что для Бентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл – включая интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия, а также менее значимые физические удовольствия. «Удовольствие» – это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы.

Наряду с этическим гедонизмом Бентам развивал концепцию психологического гедонизма, согласно которой каждый человек в действительности стремится к тому, что дает ему наибольшее счастье.

Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов. Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации. Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования.

Последователи Бентама – его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все влияние, которым они обладали, их сочинения утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Дж.С.Милль. Идеи утилитаризма также развивали А.Бэн, Г.Сиджвик, Г.Спенсер и Л.Стивен.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: