Эйхгорн, Карл Фридрих (20.11.1781— 4.7.1854)- немецкий юрист, историк права, один из главных представителей исторической школы права. Профессор во Франкфурте-на-Одере (1805—11), Берлине (1811—13 и 1832—47), Гёттингене (1816—29). Главный научный труд — "История германского государства и права" (1808—23). Э. положил начало основанному на всех доступных тогда науке источниках изучению германского права, проследив его развитие с древнейших времён до 1815, включал в историю права и историю государственных учреждений, а отчасти — и социальных институтов. Считал, что государство, право — результат органического развития (а не произвола законодателя), характер которого определяется "народным духом". Концепция Э. выдержана в строго консервативном духе — враждебна французским буржуазным институтам и защищает германское (феодальное в своей основе) право.
Положения Эйхгорна: 1. Немецкое право – «едино созданное народом целое».2. Обосновал «разумную непрерывность» его развития.3.Выступал против перенесения на почву Германии опыта Фр. рев.4. Придавал решающее значение эволюции правовых и гос. форм.
Он считал, что право не общечеловечно, как думали просветители XVIII в., а глубоко индивидуально, так как выражает индивидуальность того народа, в среде которого оно живет и развивается. С 1815 г. Эйхгорн и Савиньи стали вместе издавать журнал по истории права —в котором сотрудничали крупнейшие представители исторической школы права и примыкающих к ней дисциплин: Гуго, историк Рима Нибур. Здесь Эйхгорн помещает ряд интересных статей. В 1816 г. выходит его статья «Об историческом изучении немецкого права», в 1817 г.— «О происхождении городского устройства в Германии».
|
В 1829 г. ему пришлось уйти в отставку из-за здоровья, и в 1832 г. он по приглашению Савиньи вернулся в Берлин.
Главный научный труд Эйхгорна — «История немецких государственных учреждений и немецкого права». Первый том этой работы вышел в 1808 г. в Гёттингене, остальные тома были закончены и вышли в свет в 1823 г.
Эйхгорна часто называют отцом германской истории права. Действительно, Эйхгорн дал историю германского права и германских учреждений от ее истоков, от Тацита, и кончая своим временем. Дал политическую историю германского государства в целом и его отдельных частей, историю государственного права в целом и по отдельным территориям, затем историю гражданского права, гражданского процесса и уголовного права. При этом он старался рассматривать все эти стороны германского права как части одного целого. Эйхгорн впервые установил крупные хронологические разделы, по которым он считал нужным изучать германское право: древнее германское право, франкская монархия, Священная Римская империя и возникновение системы германских государств.
Руководствуясь основными положениями исторической школы права, Эйхгорн пытался объяснить действующее право современной ему Германии его национально-историческими основами. Он стремится доказать, что современное немецкое право представляет собой продукт закономерного, органического развития немецкого народа. При этом он постоянно ссылается на Мёзера.
Большой заслугой Эйхгорна является то, что вся его история германского права, от истоков до современных ему дней, написана по источникам, в результате тщательного их изучения.
|
Подобно Савиньи и Фихте, Эйхгорн не являлся сторонником объединения Германии. Он полагал, что отношения между отдельными германскими государствами должны рассматриваться как отношения международного права. Для него, как и для Савиньи, основой прусского государства была непосредственная, патриархальная связь между подданными и монархом. Никакой конституции, с его точки зрения, не нужно.
История права- есть выражение национального духа, сущность которого он старался раскрыть.
Во введении Эйхгорн дает программу своего труда и его периодизацию. Он начинает исследование истории германских народов с глубокой древности. В конце этого периода и в начале следующего были собраны и записаны обычаи германских племен. Этот первый период охватывает время с 14 г. до н. э, по 561 г. после н. э.Второй период составляет история франкской монархии. Этот период, по его мнению, продолжался с 561 до 888 г.Третий период—от 888 до 1517 г.—время Священной Римской империи германской нации.Четвертый период — это период возникновения и дальнейшего развития германских государств от 1517 до 1815 г.
О происхождении средневекового общества в концепции Эйхгорна:
Эйхгорн считает, что развитие истории средних веков вытекает из германских начал. Но он вовсе не думает, что римские учреждения были полностью сметены германским завоеванием. Он указывает на ошибочность предположения, будто германцы могли дать какую-то новую племенную организацию римскому населению провинций, на чисто германских основах, отмечая, что германцы мало касались политического устройства римского населения и их порядков, особенно в городах.
В результате слияния германцев и римлян образовался, по его мнению, какой-то совершенно новый народ. Правда, народ этот был варварский, ибо римская культура пришла в упадок и германцы внесли сюда свой дух воинственности, свои свободные обычаи и учреждения, но тем не менее, особенно в городах, старые римские учреждения остались.
Но в отличие от Савиньи он справедливо полагает, что большинство городов возникло позже и что развитие этих новых городов шло самостоятельно. История этих новых германских городов развивается совсем иначе, не из римских, а из германских начал. В них можно различить две части населения: свободных, которые подчинены государству через посредство графа, и крепостных людей, которые подчинены сеньору города. Таким образом, городское развитие, по мнению Эйхгорна, прошло через стадию вотчинного строя и городское право развилось из сеньорального права.