Пер. пол. XIX в. – утверждение капиталистических отношений в Зап. Европе. Три периода:1. период наполеоновской империи,2. период Реставрации Бурбонов (1815-1830): два направления в историографии: дворянская и буржуазная,3. период июльской монархии (1830-1848): раскол «третьего» сословия.
Романтики: 1. Особенность- историзм (отвергали представление об истории как хаосе, неправомерно отвергать ист периоды, если они не нравятся). 2. выдвинули идею ограниченного развития языка, права, общества (имманентный процесс развития). 3.стали рассматривать чел-ка как чел-ка исторического. 4.чел-к- продукт ист развития. 5.поставили изучение средневековья на науч почву. 6. реакция против космополитизма. 7. Германия- колыбель романтизма.
Основные положения эпохи:
1. Возрос престиж историка. 2. В ун-тах открылись историч. кафедры. 3. Наполеоном были проведены реформы в области образования (1806-1808). 4. Сорбонна и Берлин.ун-т – самые престижные из ун-тов.5. Необычайный интерес к прошлому во время Реставрации. 1819 – из гос. казны деньги распространялись на сохранение культурных и историч. памятников.6. Была ликвидирована «наполеоновская» цензура. Появились широкие возможности для развития историографии во Франции. 7. Гл. объект исследований – Фр. рев. Исследовались причины, предпосылки, ход и результаты революции.8. Развивались историографические школы: романтическая – фр. либеральная школа Реставрации (Гизо и Тьерри), социалистическая – школа утопического социализма.
Обеспечить прогресс ист развития- главная задача романтиков.
В историографии романтизма существовали разные течения. Идейные расхождения были в большой степени связаны с идеологическими предпочтениями авторов, первой половине XIX в. общественное значение истории постепенно возрастало. Предполагалось, что она могла помочь отыскать ответы на вопросы о путях преобразования социального и политического устройства в государствах. В первые десятилетия XIX в. достаточно сильным влиянием в обществе обладали сторонники консервативных позиций.
|
В Англии предвестником консервативных романтических идей был публицист и политический деятель ЭДМУНД БЁРК(1729—1797). Его сочинение «Размышления о революции во Франции» (1790) многократно переиздавалось в Европе. В книге Бёрка ставились важные для его современников вопросы: В чем заключались причины бедствий, порожденных Французской революцией? Почему дело, задуманное ради общего блага, привело к свержению монархии, казням, еще большей нищете и страданиям народа? По мысли автора, порочной была сама идея революционных преобразований. Любое государство с его правовым, социальным порядком должно было развиваться естественным образом. По мнению Бёрка, к кризису привели идеи Просвещения. Механистический взгляд на общество, утверждение безграничных возможностей рационального переустройства мира — эти теории «века разума» трактовались им как трагически-ошибочные.
Во Франции на рубеже XVIII—XIX вв. были опубликованы труды Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф. Р. Шатобриана. В них консервативный романтический взгляд на революцию обосновывался религиозным, провиденциальным видением истории. Согласно взглядам графа ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА (1753—1821), лучшим государственным порядком была монархия, подчинявшаяся церкви, римскому папе. В сочинении де Местра «Соображения о Франции» (1796) обосновывалась мысль о том, что революция была результатом общей греховности народа. Писатель-романтик, публицист ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ ШАТОБРИАН (1768—1848) в трактате «Гений христианства» (1802) писал, что человечество знало только одно революционное событие, изменившее судьбу людей, -—-пришествие Христа. Прочие попытки преобразовать мир были вызваны человеческим стремлением повелевать силами, которые скрыты от него и подвластны только Провидению. Автор, используя приемы романтического письма, пытался воссоздать колорит средневековья, когда, по его мнению, христианство вдохновляло искусства, облагораживало нравы.
|
Таким образом, общественный идеал консервативных романтиков лежал в прошлом.
В Германии, где были сформулированы ранние теории романтизма, консервативные романтические идеи в историографии были представлены наиболее полно.
Романтическое письмо нашло выражение в трудах исторической школы права— исследованиях ФРИДРИХА КАРЛА САВИНЬИ (1779—1861) И КАРЛА ФРИДРИХА ЭЙХГОРНА (1781 — 1854). В их работах выдвинут тезис о длительном естественном развитии законов. В своем сочинении «О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве» (1814) Савиньи полемизировал с теми, кто полагал, что право в любой стране являлось продуктом сознательной работы разума. Реформы и революции понимались как противоречащие природе. Помимо идей, исследователи школы права сосредоточили внимание на доскональном изучении исторических источников, рассматриваемых как ценные свидетельства, в которых зафиксированы следы традиции.