Основные положения просветителей: 1. секуляризировали все сферы науч. мысли,2. отвергали религ. понимание истории: вера в Бога заменена верой в разум,3. являлись сторонниками чистого рационализма: отказывались принимать на веру все что угодно («естественно только то, что соответствует законам разума»),4. были лишены историч. чутья,5. были убеждены в единстве человеческого рода: единство мир.истории.
Вклад немецкого Просвещения:
1.развитие идеи «прогресса» в истории,2. Расширениепредмета и географии историч. исследования,3. поиск причин историч. развития,4. постановка вопроса о роли народа в истории (только вопрос, но не его решение),5. сочувствие,6.разработка определенной теории научного познания,7.накопление и совершенствование работы с источниками,8. Показаниесоциальной полезности истории.
Иоганн Кристоф А́делунг (1732—1806) — немецкий филолог, представитель немецкого Просвещения, сыграл огромную роль в нормализации и унификации немецкого литературного языка, труды Аделунга непосредственно предшествовали развитию в Германии научного языкознания
Родился 8 августа 1732 года в общине Шпантеков (недалеко от Анклама) в Померании в семье пастора. В 1752—1758 годах изучал евангелическую теологию в университете Мартина Лютера в Халле под руководством Баумгартена.В 1759 году был назначен преподавателем евангелической гимназии в Эрфурте. В 1765 году переехал в Лейпциг, сотрудничал с лейпцигскими газетами и журналами, работал редактором и корректором, занимался переводами и самостоятельными историко-филологическими разысканиями.
В 1787 году получил в Дрездене место главного библиотекаря частной библиотеки курфюрста Саксонии Фридриха Августа I, которое и занимал до самой смерти. Аделунг скончался 10 сентября 1806 года в Дрездене.Племянником И.К. Аделунга был поселившийся в России историк, археолог и библиограф, в дальнейшем член-корр. Петербургской Академии наук Фридрих (Фёдор Павлович) Аделунг.В эссе «Опыт истории культуры человеческого рода» развил данное им в «Грамматико-критическом словаре немецкого языка» просвещенческое определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа).
|
В труде «Митридат, или Всеобщее языкознание», I том которого вышел 1806 году, представлены языки и языковые системы мира на примере перевода «Отче наш» на почти 500 языков, диалектов и наречий (с более или менее подробными сведениями о каждом). Этот труд был предпринят с целью облегчить сравнение разных языков и установить их родство. Аделунг полагал, что таким образом можно выявить древнейшие корни слов. Тома II—IV этого труда были закончены и изданы учеником Аделунга Иоганном Северином Фатером в 1809—1817 годах.
Труд: «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782).
1. Вся история человечества – история становления. 2.Культура – единственный признак отличия человека от природы.Процесс культуры не ограничен. Развитие культуры не носит однолинейного хар-ра: нет никаких спада, нет никаких подъемов. 3. Существует две культуры – культура элиты и культура народа. 4. Причина эволюции культуры – плотность населения. Чем больше плотность (в городах), тем больше успех. В разрозненном общ-ве культура мало развивается.
|
Г.Э. Лессинг
1. его религиозно- политич и этетич произведения подготовили основу развития немец классич философии, 2.отстаивал право на научное исследование в любой сфере знания, 3. в работе «О воспитании рода человеческого» уподобил историю развития чел-ва истории развития отдельного индивида.4. чел-во проходит 3 возраста в своём развитии: детство- эпоха Ветхого завета, юность- эпоха Нового завета, период зрелости- эпоха нового Евангелия, когда всеобщим принципом поведения становятся нормы морали, а мораль не связана с верой в бога.5. он скрывал сомнения в существование бога, опасаясь преследований, 6. доказывал, что всякое подлинное произведение искусства должно отражать события и интересы современной жизни своего народа, 7. «Массонские беседы»: различные климаты порождают различные потребности.
И. Кант
Его творчество явилось вершиной немец просвещения. Был профессором Кёнигсбергского универ. Считал, что только в общем ходе истории можно разглядеть единую для всего человечества разумную цель. Её Кант видел в установлении всеобщего правового гражданского состояния, при котором каждый обладает полной свободой, совместимой со свободой других. Соперничество между людьми останется, но будет ограничено разумными законами. Считал, что историю движут вперёд противоречия и соперничество между людьми. Установление правового гражданского общества считал сложной проблемой, т. К. любой чел-к стремится к созданию закона, ставящего границы произволу других людей, но не его самого. Подчеркнул, что нравственное поведение чел-ка определяется не божьими заповедями, а долгом перед другими людьми. Помимо общественных противоречий отмечал ещё один фактор развития- человеч труд.
Составной частью философии истории выступала его теория культуры. Отличал культуру от цивилизации. Считал культурой только те явления, которые служат благу чел-ка, а цив-ей называл современный ему тип устройства общества.
Он считал гос-во тем культур началом, без которого не возможно чел-ое бытие.
Идея вечного мира завершала его политическую философию.
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» (1788). Соединил фр. рационализм и англ. эмпиризм (опыт): разум и опыт не отделимы друг от друга. Знания приходят через чувства. Знания ограничены феноменами: все, что за рамками чувственного не подлежит познанию.