ИДЕЯ ТРАДИЦИИ И РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ И. Г. ГЕРДЕРА




ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид (1744–1803).

Основные положения Гердера:

1. Сочетал в себе идеи искренней религиозности и вольнодумства.

2. Историч. процесс – не хаос, это итог человеческих действий.

3. История – не итог человеческого разума, но итог деятельности человека.

4. История- это наука о том, что реально существует.

5. Подчёркивает роль случайности исторического процесса.

6. Центральная идея – идея развития. Критиковал теорию «прогресса», историю развития по прогрессивной линии. Считал, что «прогресс» – не конечная вершина.

7. Идея индивидуальности развития положена в основу всех народов и гос-в.

8. Остановить развитие невозможно. Движение базируется: на органич. силе природы и на силе традиций. Без традиций невозможен человеческий род (нет традиций – нет народа).

9. Сделал попытку связать историю природы и общ-ва воедино. История человека – органич. продолжение истории природы. Считал, что жизнь зародилась в воде, значит, развитие материи предшествовало развитию органич. форм на земле (человека). Однако: человек был создан в результате божественного вмешательства. Сейчас он развивается самостоятельно.

10. Выделил идеальную модель развития народа, прошедшего все исторические эпохи. Греки достигли всевозможных вершин.

 


ВКЛАД И.В.ГЁТЕ В РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ НЕМЕЦКОГО ИСТОРИЗМА

 

ГЕТЕ, Иоганн Вольфганг фон (1749-1832). Род.в богатой бюргер. семье.

Основные положения Гете:

1. Для него характерен глубокий интерес к истории, к роли личности в истории.

2. Не написал ни одного историч. произведения, только историч. роман в стихах «Фауст». Относился к истории как поэт. Считал, что писать надо с памяти творческого воображения, так лучше можно понять прошлое. Прибегал к критике источников. Критиковал совр. науку за ее схоластику, за схематизм. Знания должны быть связаны с жизнью (опыт). Знания истории не могут быть основаны только на логических законах.

3. Учился в Лейпцигском ун-те. В Страсбургском ун-те сблизился с литературной группой «Буря и натиск»:

• отвергала просветительство,

• признавала сопереживание как средство познания мира,

• утверждала, что личность – центр мира.

4. 1775 – совершил поездку в Швейцарию. Познакомился с принцем Веймара. Стал Председателем Веймарского правительства.

5. Отрицал идею создания объед. Германии. Центризм приведет к унификации культуры. Величие Германии заключается в ее культуре.

6. Сторонник монархической власти.

7. Выступал против любых политич. переворотов. Любая революция всегда доходит до крайностей. Отвергал любые насильственные перевороты.

8. Произошедшее во Франции – необходимость, преемственность – неприемлема. Нельзя копировать историю одного народа другому. Каждая историч. эпоха уникальна и неповторима. Некоторая повторимость в истории возможна, так как история всеобща.

9. В основе историч движения видел борьбу противоположностей.

10. Каждую ист эпоху рассматривал как индивидуальную.

11. Ничто в истории не может стоять на месте.

12. Достижение всеобщего счастья – утопия. В будущем человек не станет счастливым. Причина: деньги, скорость, машины.

13. Историч. процесс – продукт деят. людей. Чтобы история развивалась нормально нужно, чтобы каждый занимался своим делом.

14. От чел-ка остаётся то, что он создал.

15. Английская история для него как эталон.

16. Ввел категорию «демонического» в истории. Демоническое – все то, что не может постигнуть разум. «Демоническое» проявляется в отдельном человеке или народе (как у ГЕГЕЛЯ – мир.разум). «Демоническая» сила – деятельная сила. Демоническое то, что нельзя остановить.

17. Высоко оценивал роль личности в истории. Вел.герой истории – Наполеон. Судьба историч. героя драматична.

18. Близка мысль об активной роли науки в жизни.

19. Требовал точности, конкретности в описании.

20. Высоко ценил греков и греческую мысль.

21. Всемирная история должна переписываться.

Произведения

«Страдания юного Вертера» (1774), «Лесной царь» (1782), «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Фауст» (1774—1832), «К теории цвета» (1810), «Рейнеке-лис» (1792), «Страдания юного Вертера».

Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.

 


И.Ф.ШИЛЛЕР КАК ИСТОРИК

ШИЛЛЕР, Иоганн Кристоф Фридрих (1759–1805). Род.в бюргер. семье. В 1773 поступил в воен. академию и начал изучать право. В 1775 оставил юриспруденцию и занялся медициной. В 1780 получил в Штутгарте место полкового врача. Долгое время жил у Гете.

Основные положения Шиллера до 1787:

1. Находился под сильным влиянием Канта.

2. Автор многочисленных историч. драм. Ухватить драматич. суть историч. событий, четко обозначить нравственную проблематику еще не умел.

3. Драма: «Разбойники» (1781). Принесла широкую известность. Драма побудила французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.

4. «Фиаско» (1783). Основана на материале биографии генуэзского заговорщика XVI в.

5. В «Коварстве и любви» (1784) обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств.

6. В «Дон Карлосе» (1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. Изучая материалы для «Дон Карлоса», подготовил свое первое историч. исследование – «Историю отпадения Нидерландов от исп. владычества» (1788).

7. 1788- «История отпадения объединённых Нидерландов от испанской короны».

8. 1793- «История Тридцатилетней войны». Причиной и побудительной силой Тридцатилетней войны считал религиозные противоречия.

Основные положения Шиллера с 1796:

1. Трилогия: «Валленштейн: Лагерь Валленштейна, Пикколомини, Смерть Валленштейна» (1796). Идея создания трилогии родилась во время работы над «Историей Тридцатилетней войны» (1791-1793). Валленштейн – генералиссимус имперских войск.

2. Пьеса: «Мария Стюарт» (1800). Иллюстрирует эстетич. тезис о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать историч. события. Не стал выдвигать на передний план политич. и религ. проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.

3. В основе романтич. трагедии «Орлеанской девы» (1801) – история Жанны д'Арк. Дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды.

4. Пьеса: «Вильгельм Телль» (1804). Масштабная картина борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

5. Пьеса «Димитрий» осталась незаконченной.

Основные положения Шиллера-историка:

1. Гл. чертой чел-ой истории считал культурный и научный прогресс.

2. Огромную роль в прогрессивном развитии общ-ва отводил истории.

1. Ставит вопрос о границах историч. познания. Историк не может ухватить все.

2. Ставит вопрос о том, насколько историк может охватить источники. Из всей суммы фактов историк отбирает только самое главное, то, что актуально на сегодняшний день.

3. Выделяет историч. методы исследования:

• Ретроспективный метод.

• Метод историч. хронологии. Единство законов природы и человеческого духа. Результат – при совпадении историч. условий события древности могут повторяться.

• Вспомогательный метод.

4. Большое количество историч. событий не зафиксированы в историч. памятниках.

5. Источники проблематичны, так как носят авторский хар-р.

6. Историч. источники нуждаются в теоретическом обосновании. Если история будет опираться только на источники, она никогда не станет наукой.

7. На помощь историку приходит философский разум. Философский разум базируется на единстве духа и природы. Философский разум придает истории смысл, он соединяет уровень исторического и философского.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: