ВКЛАД ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В ЗАРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЗМА. Ф.ВОЛЬТЕР. Ж.КОНДОРСЕ. Ш.МОНТЕСКЬЁ. ЛОРД БОЛИНГБРОК. Э.ГИББОН. Д.ЮМ. Ж.Б.ВИКО




Ф.ВОЛЬТЕР- самая яркая фигура франци европ просвещения, философ, писатель, поэт, историк-просветитель. Труды: «Опыт о нравах» («и о главных историч. событиях»), «История России в царствование Петра Великого», «Век Людовика XIV».

Выступал за обновление ист науки. Гл его идея- соединение истории с просветит философией. Задача историка- не просто собирание фактов и изложение событий, но критич осмысление всего материала с точки зрения разума, создание «философской истории». Ввёл в оборот понятие «философия истории». Расширил географич. рамки истории: воссоздал историю не только народов Европы, но историю арабов, индусов, китайцев. Задача историка в осмыслении всемир. истории – необходимость показать, как развивалось человеческое общ-во от «грубого варварства» к современности. Гл. двигатель историч. процесса – развитие человеческого разума, просвещения. Гл. препятствие – суеверие, религиозный фанатизм, невежество. Процесс человечества совершается в борьбе этих двух начал. Был противником всякой рев. Нельзя защищать идею равенства «методами хищных зверей».

КОНДОРСЕ, Жан Антуан (1743-1794). Находился пол влиянием своих друзей – Вольтера и Тюрго. Гл. труд: «Эскиз историч. картины прогресса человеческого разума» (1795):

1. о добродетельности и величии человеческой природы,2.о безграничном совершенствовании и прогрессе человечества.

Ведущей идеей его историко-соц-й концепции является идея прогресса. Гл. критерии прогресса- развитие разума и науч познания мира. Движущей силой прогресса считал чел рода считал прогресс разума, рост просвещения и научных знаний. Эти принципы положены в его периодиз истории, в кот он выделил 9 эпох. Приветствовал рев-ии в америке и во франции. Убеждён, что дальнейшее срвершенствование разума приведёт к преодолению неравенства между нациями, устранению нищеты и богатства, исчезновению неравенства прав между полами. Прогресс охватит и и ныне отсталые народы Азии и Африки.

МОНТЕСКЬЕ, Шарль Луи (1689-1755). Родонач. конституционной теории: идеи огранич. Монархии (конституционной) и разделения властей. Труды: «О причинах величия и падения римлян», трактат «О духе законов». В поисках наилучшей политич. организации обращался к критическому анализу прошлых гос. форм, прибегал к сравнительному методу. Выдвинул тезис о решающем влиянии географич. среды – климата, почвы, месторасположения – на общ-в. устройство. Природные условия формируют хар-р и «дух» народа, влияют на его экономич. деятельность.

БОЛИНГБРОК, Генри Сент-Джон (1678–1751), виконт, англ. гос. деятель. Труд: «Король-патриот» (1738). Представил идеал «короля-патриота», облеченного сильной властью, стоящего выше партий и регулирующего парламентскую жизнь в интересах народного блага. Труд: «Письма о изучении и пользе истории» (1751). Любовь к истории не отделима от человеческой истории. Особое значение имеет знание истории для гос. мужей. Определил историю как «философию», которая учит нас с помощью примеров».

ГИББОН, Эдуард (1737-1794). «История упадка и крушения Рим.империи». Считал рим имп памятником человеч гения, а эпоху империи- периодом истории, когда положение челов рода было счастливым и процветающим. Причина развала и гибели империи – христианство. Видел в средневековье мрак и варварставо. Почитал буржуазию,но полагал, что власть должна принадлежать дворянству и аристократии

ВИКО, Джамбаттиста (1668-1744). Труд: «Основание новой науки об общей природе наций» (1725): предложена целостная оригинальная теория исторического процесса методов познания истории. Выдвинул циклическую теорию развития общества. Циклы: век Богов/варварство, век героев/феодализм, век людей/век разума, век разрушения (последний цикл). Считал, что у общ-ва есть свои начало и конец. Органич. хар-р развития общ-ва: изменение в чем-то одном влечет изменение общ-ва в целом. Не соглашался с распространенным мнением, что только с помощью математических и естественнонаучных знаний можно постичь истину, и с тем, что истории в этом процессе отводилось подчиненное место. Природа сотворена Богом, и он один может знать что-либо о ней. А история, как мир человеческих поступков, создавалась людьми, и поэтому более важна и доступна для изучения.

ЮМ, ДАВИД (1711-1776). Труд: «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до рев. 1688». В основе периодизации- царствование династий и королей. Действующая сила обществен развития- прогресс идей, знания и морали. «Трактат о человеческой природе», «Исследование чел-го разумения». Попытка дать связное цельное изложение англ. истории. Противник богословия и церкви. Средневековье – время варварства, перерыв в духовном прогрессе. Историю представлял как процесс, на кот оказывают влияние георгафия, климат, экономика, законодательство, религия.Прославлял переворот 1688, наделивший Англию наилучшей в мире конституцией и всеми гарантиями свободы.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: