ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид (1744–1803).
Четыре положения великого принципа истории:
1. История – итог человеческой деятельности. Человека создал Бог, дальше он развивается самостоятельно.
2. Существует взаимосвязь отдельных народов. Народы взаимодействуют между собой посредством культуры, что приводит к признанию существования всемир. истории народов. Каждый народ играет ключевую роль во всемир. истории. Исключение какого-либо народа может привести к непоправимым последствиям.
3. Главное содержание историч. процесса – культура. Культура – продукт и стимул для деятельности человека. Первое место в культурном развитии занимает язык. Существуют культуры: науч., ремесленная, земледельческая. В культуре ничего нельзя повторить. Нельзя вернуть античность, возрождение или просвещение.
4. Здоровье и процветание гос. зависит от его творческих сил. Сверхразвитая культура обречена на погибель. Причины: духовная расслабленность, отвлеченность от реального мира, отсутствие понятия «угроза» (Греция, Египет, Рим). Когда одна культура погибает на ее прахе вырастает новая. Если бы не существовало бы политич. бурь, то народ погряз бы в традиционализме, а культура – сгнила.
1. Провозглашает содержанием ист процесса культуру.
2. Культура не только развивает чел-ка, но и расслобляет.
3. Культура либо деградирует, либо дальше развивается.
Идея уникального в истории – идея индивидуальности – исходная характеристика народа и его состояния, эта идея положена в основу всех народов и гос-в.:
1. Каждый народ – историч. индивидуальность. Для того чтобы понять народ, необходимо изучить его историю.
2. Народы ведут себя не одинаково, но различно. Если два народа поместить в одну и ту же среду, они построят две разные цивилизации.
|
3. Хар-р народа – показатель отличия. Два положения: хар-р заложен в человеке изначально (Богом), хар-р складывается под влиянием географич. среды.
4. Широко использовал понятие «хар-р народа».
5. С уважением относится ко всем народам.
6. Считает, что за славянами большое будущее.
Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (25 августа 1744— 18 декабря 1803) — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гёте, переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (1766—1768), «Критические рощи» (1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска». Гердер обосновывает положение о зависимости литературы от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа.
Произведения: «О возникновении языка» (1772), статьи: «О Шекспире» (1770). С 1785 начал выходить монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке.
|
По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг.
С теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем.
Концепция И. Гердера базируется на общефилософском воззрении на развитии природы от низшего к высшему и на представлении о человеке как венце эволюции, ее самоцели и самоценности, «цели в себе» (человек есть высшее звено природы, он замыкает цепь всех земных созданий). Уникальность человека в том, что он является творцом и носителем культуры (потому философская антропология оказывается у Гердера культурологией).
Гердер называл культуру «вторым рождением человека», представляя ее суть как исторический процесс, где определяющую роль играют умения человека, развертывающиеся на «достаточном основании» его разума. Особое внимание он уделял роли культурных традиций, языка.
И. Гердер вырабатывал многомерное представление о культуре, в котором можно выделить три принципиально важных момента. Во-первых, культура есть порождение человека в историческом процессе и результат этого процесса. Во-вторых, культура по своему содержанию есть производная от разума совокупность социально значимых умений человека, продуцирующих специфику его существования. В-третьих, именно культура делает человека человеком, формирует в нем «человеческое начало». Даже самый одаренный человек не в состоянии сам из себя произвести свои умения и навыки. Каждый индивид связан с другими людьми и зависит от них. Передача культурного наследия из поколения в поколение предполагает историю, которая есть история культуры.
|
Тем самым историософия Гердера предстает в качестве философии культуры. Утверждая, что историческое существование культуры обеспечивается с помощью такой формы нормативной регуляции, как традиции, выступающими механизмом исторической трансляции культуры, И. Гердер отмечает, что сама традиция не есть не что неизменное – она преобразуется и применяется новыми поколениями. Человек формируется культурой, но он же ее создает, развивает и преобразует.
Важным моментом философии культуры Гердера является его убежденность, что нет и не было индивидов или народов, лишенных культуры, и что различия между высшими и низшими ступенями культурности – скорее количественные, чем качественные.
У культуры и ее истории, как полагал И. Гердер, есть своя цель, притом внутренняя и достижимая, – это полнота человеческого бытия, счастье и человечность в той степени и в тех формах, какие возможны в данном месте и в данный момент.
И. Гердер разделял просветительскую веру в общественный прогресс культуры и считал, что человечество движется к возрастанию гуманности в общекультурном прогрессе, и единая цепь культуры соединяет культуры всех времен и народов. Прогрессивное развитие отличает человека от животного и демонстрирует его стремление к совершенствованию своих сил и способностей.