Взгляды о гос. у ГЕГЕЛЯ, Вильгельма Георга Фридриха (1770-1831) формировались на основе Вел. Фр. рев. и реакции на Вел. Фр. рев. Три периода в жизни:1.донаполеоновский,2. наполеоновский,3. посленаполеоновский.
Донаполеоновский период.
1. Вместе с Шиллером вступил в рев.организацию «Дерево Свободы». Поддерживал Фр. рев. 2. Рев. – источник движения. 3.Считал, что Герм. нуждается в преобразованиях подобных Фр.4.Гос. – антигуманный инструмент, который обречен на гибель (по средствам рев.): гос. должно быть преодолено. 5.Противопоставил гос. индивиду: не индивид для гос., но гос. для индивида. Выступал за вечный мир, право и свободы для индивида
Наполеоновский период.
Наполеон – вел.учитель гос. права. С ним связывает гос. преобразования в Герм. Осуждает любое проявление национализма. Концепция Тезея-героя:
1. толпа не готова ни на что,
2. толпой должен руководить Тезей-герой,
3. только Тезей-герой способен насильственно объед. толпу,
4. гос. – сила.
Посленаполеоновский период.
1. Переориентация с либерализма к консерватизму.
2. 1816 – заявил, что нем. нар.с помощью орудия справедливо спас основы своей национальной жизни. 1818 – восхваляет Прус. гос. в борьбе с Францией.
3. Уменьшает значение Фр. рев. Фр. рев. – продолжение герм. рев. времен Лютера. Тогда рев.победила в Герм. и принесла ему внутреннюю свободу, тогда как во Франции рев. потерпела поражение. Еще одна рев.для фр. была просто необходима.
4. Выступил против избирательного права в Брит., ибо не избежать рев.как это произошло во Франции.
5. Прус.гос. – идеальная форма правления.
Гегель называет три существующих разновидности историографии. Первоначальной историографией он обозначает античный, бессистемный, описательный период, при этом начисто отвергая как возможный источник исторических знаний народные мифы, легенды, песни на том основании, что такие смутные способы представления собственной истории характерны лишь для непросвещенных, варварских народов. Труды древних историков философ рассматривает только как источник отдельных исторических фактов для дальнейшего изучения и обобщения.
|
Другой вид историографии Гегель назвал рефлективным.Различает четыре разновидности этой историографии: духовная, прагматическая, критическая и обобщающая. Духовная рефлексия наблюдается в трудах авторов, которые для создания у читателя доверительного настроения к тексту излагают события и передают речи исторических личностей языком своего времени. Прагматическая рефлексия наблюдается, когда автор стремится использовать описываемые явления и факты истории для каких-то выводов или поучений своих современников, опыт предков они пытаются перенести на современную им почву. Критическая рефлексия грешит изложением не самой истории, а дает оценку исторических повествований и пытается исследовать их истинность и достоверность. И обобщающая (не всеобщая!), которая руководствуется общими точками зрения на отдельные общественные предметы и явления (например, история искусства, история права и т.д.).
Ведь история, по определению, занимается лишь тем, что было и есть, а философия — наоборот, порождает собственные мысли, не принимая в расчет того, что есть.философия привносит с собой в историю лишь мысль о том, что в мире господствует разум, а потому всемирно-исторический процесс совершался и совершается разумно. Разум господствует как в мире вообще, так и в истории в частности. Таким образом, Гегель характеризует свое понимание истории как мыслящее рассмотрение ее. Всемирная история с его точки зрения не есть простое нагромождение тех или других событий, не поле, где господствуют случайность, произвол и хаотичное переплетение отдельных человеческих устремлений и чувств и не случайный круговорот общественных состояний и формаций.
|
По мысли философа, собственно развитие свойственно только человечеству, так как человеческая история есть высшая сфера, в которой развивается духовное, мысль, познание. Природе же присущи только простое изменение и вечное повторение явлений.
Говоря далее о предмете философии истории, Гегель указывает на то, что в него входят два момента: идея и человеческие страсти.
Гегель утверждает, что всемирная история создается, пишется только тогда, когда в обществе идет борьба, когда оно полно живых противоречий и лишь стремится к счастливой жизни.Нельзя рассматривать человека вне его страстей и интересов.
Итак, по Гегелю, развитие связано с возникновением нового, более совершенного, и что это возникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств.
Народ создает то, что он желает, он имеет то, чего хочет.
Историческая деятельность человечества складывается из действий людей.Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума.