Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом.
Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на определенные «метафизические» предпосылки.
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов.
Исидо́р Огюст Ко́нт; (19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Родился в Монпелье в семье мелкого налогового чиновника. Получил образование в лицее в Монпелье. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в Политехническую школу. В 1816 году студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан в родной город. Через год он против воли родителей вернулся в Париж. Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова («Проспект научных работ необходимых для реорганизации общества») (1822 год). Здесь уже обнаружилось существенное разногласие между учителем и учеником. Сен-Симон находил, что Конт становится на исключительно научную (аристотелевскую) точку зрения, оставляя в стороне «сентиментальную» и религиозную часть системы, а Конт, в свою очередь, заявлял (впоследствии), что его философские убеждения находятся в непримиримом противоречии с новыми религиозными тенденциями Сен-Симона.
|
В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже – питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824.
Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; 1818 г.- он сошёлся с женщиной значительно старше его, от которой имел дочь; в 1821 году он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 год).
|
В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями.
Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики, 1851–1854), – одна из самых путаных работ в истории философии.
В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики.
Считая настоящим путём общественного прогресса распространение научных знаний в народе, Конт совместно с рядом других учёных основал еще в 1830 году Association polytechnique, которая должна была устраивать даровые популярные курсы точных наук для рабочего населения Парижа. На свою долю Конт взял курс астрономии, который и читал в течение многих лет.
В 1832–1845 работал учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Все это происходило в последний год жизни Конта (1857). Смерть его была ускорена нравственными причинами. Конт умер в Париже 5 сентября 1857.
Политические взгляды. На самом деле он был крайним реакционером. За два месяца до смерти он писал: «С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции». Конт всецело отвергал идеалы Французской революции и считал «верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство – недостойной ложью». Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации. Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его «позитивистской диктатуры», сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных. Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами. Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему, на место Бога позитивизм ставит «Высшее Существо». Конт предлагал заменить традиционную религию – религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами. Гражданин контовской утопии должен видеть «достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании».
Среди других работ Конта – Рассуждение о духе позитивизма (1844); Рассуждение о позитивизме в целом (, 1848); Позитивистский катехизис, 1852); Субъективный синтез.