Ипполит ТЭН (1828-1893).французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848—51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории натурализма, основатель культурно-исторической школы. Основные сочинения — "Критические опыты" (1858, рус.пер. 1869), этюды об О. Бальзаке (1858) и Стендале (1864), "История английской литературы" (1863—1864, рус. пер. 1876), "Философия искусства" (1865—69, рус. пер. 1866, 1899). Исходя из позитивистского эволюционизма О. Конта, Т. задачей критики считал "нейтральный" анализ, избегающий нравственных и идеологических оценок.
Основу его методологии составляет триада: "раса" (то есть врождённые, "естественные" качества), "среда" (географические и климатические условия), "момент" (бытие "расы" и "среды" в определённую историческую эпоху). Взаимодействие членов триады обусловливает возникновение стилей, жанров, школ. Художественное творчество Т. несёт печать элитарного равнодушия к жизни народа. Автор очерковых книг "Пиренейское путешествие" (1855), "Путешествие по Италии" (1866, рус.пер. 1913—16), сатирической повести "Парижские нравы. Жизнь и размышления Фредерика Томаса Грэндоржа" (1867, рус.пер. 1880), "Очерков современной Англии" (1871, рус. пер. 1872), "Путевого дневника" (1897). Выступая до 70-х гг. с умеренно либеральных позиций, Т. после Парижской Коммуны 1871, которую он встретил враждебно, эволюционировал в сторону реакции. Этот перелом нашёл отражение в основном историческом труде Т. — "Происхождение современной Франции" (т. 1—3, 1876—93, рус.пер., т. 1—5, 1907). Построенное на тенденциозном подборе источников, сочинение Т. представляет собой по существу памфлет против Великой французской революции, против якобинцев и якобинской диктатуры
|
1. Французский историк литературы, историк, крупнейший представитель буржуазного искусствоведения XIX в.
2. Создатель так наз. культурно-исторического метода изучения литературы и искусства.
Труды: «История английской литературы» (1864), «Философия искусства» (1865-1869).
ТЭН. Воззрения.
1. Предмет научного познания – законы, события, отношения и факты, «хорошо подобранные, детально описанные».
2. Литературное произведение как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой.
3. Литературное произведение – «не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума»; вследствие этого, изучая и объясняя литературный документ, «можно найти психологию души и психологию века».
4. Человеческая психика – ведущее начало исторического процесса.
5. Проявление человеческой психики обусловливаются тремя «первичными силами», тремя общими причинами движения человеческой культуры:
• расой, • средой, • моментом.
6. Раса – «врожденные наследственные свойства, которые человек приносит с собою в свет и которые обычно сопровождаются отклонениями в зависимости от темперамента и строения организма». Эти врожденные свойства являются наиболее ярко выраженными и преобладающими в творчестве.
7. Сила расы столь велика, что «какая-нибудь раса, напр. древнеарийский народ, поселившийся во всех климатах, стоящий на всех ступенях цивилизации, преобразованный тридцатью веками революций, обнаруживает все же в своих языках, религиях, литературах и философиях кровное духовное родство»:
|
8. Неизменная метафизическая сущности расы.
9. Среда –пространство (историческое, социальное и физическое), в котором живет раса.
10. Момент – давление предшествующего развития.
Труд: «История английской литературы».
1. Исследование развития английской литературы с ее истоков.
2. Раскрывает внутренний механизм, движением которого варвар-англосакс обратился в современного англичанина.
3. Рассматривает свойства почвы, неба, моря, климата, окружавших древних англо-саксов, влияние климата на характер, физические свойства народа, его пищу, наклонности, нравы, религию, семейные и общественные отношения, лит-ые памятники, указывает значение и степень влияния христианства и латинской культуры, влияние завоевателей-норманнов.
4. Подчеркивает неизменную метафизическую сущность расы, скрытую под наслоениями чуждых влияний и изменений, вызванных давлением среды и момента.
5. «В глубине своего существа человек остается тем же, чем он был в доисторические времена».
6. Неизменная «среда», вечная «раса» не раскрывают движения искусства, подвижный «момент» является недостаточным коррективом. Дополняет теорию «расы, среды и момента» теорией «господствующей способности» – таинственной силы творчества, независимой от воли и сознания художника. «Господствующая способность» руководит художником.