ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭРНЕСТА РЕНАНА




Жозеф Эрнест РЕНАН (1823-1892). Французский семитолог, историк, мыслитель и писатель.

Выходец из благочестивой католической семьи, готовившей его к духовной карьере. В молодости порвал с церковью.

Воссоздал картину возникновения христианства с позиции научной критики первоисточников.

Признал раннее христианство исключительным творением еврейского религиозного и национального гения.

Евреи – «странный народец», который отличается от всех других народов и не может поэтому претендовать на равное с остальными к себе отношение.

Труд: «Сравнительная история семитических языков» (1847). На основе лингвистического анализа дает сравнительную психоантропологическую характеристику семитов (евреев) и арийцев, и без колебаний ставит вторых выше первых в расовом отношении.

Лекция (в Коллеж де Франс): «Участие семитических народов в истории цивилизации» (1862). Семитские народы (евреи) не внесли ничего самобытного ни в науку, ни в политику, ни в искусство, ни в философию. Евреи дали человечеству религию, котораяв форме христианства, принесла индоевропейским народам совершенные идеалы добра, красоты, истины и справедливости.

Труды: «История происхождения христианства», «История израильского народа» (1887-1893).

1. Первая и непреходящая заслуга еврейства – это мессианская идея спасения, идеалы социальной справедливости и прогресса. Заслуга евреев в формулировании важнейших принципов морали.

2. Этим полностью исчерпывается вклад евреев в мировую цивилизацию.

3. Народы должны выбирать одну из двух судеб:

• эгоистическое стремление к национальному и государственному устроению и благополучию,

• беззаветное служение общечеловеческим идеалам добра и справедливости.

4. Ликвидация еврейской национальной государственности в I в. была неизбежна и даже благодетельна. Израиль вернулся к своему истинному призванию – к религиозному и нравственному исправлению человечества.

5. Христианством исчерпывается все то ценное, что человечество получило от еврейского народа. В создании христианства изначально и состояло все его предназначение.

6. После возникновения учения Христа существование еврейского народа не имеет смысла. Он – не более чем сухая ветвь, существо, истощившее свои силы. «В истории нет более странного зрелища, чем зрелище этого народа, превратившегося в привидение, – народа, вот уже тысячу лет потерявшего чувство дела, не написавшего ни единой страницы, достойной прочтения, не давшего нам верной о себе справки...».

Родился в небольшом городке Бретани. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Ренану было 5 лет. Наибольшее влияние на Ренана в детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой её смерти. Мать Ренана, желая посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешёл в 1838 в парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которой управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу.

ВСеминария Ренан впервые познакомился со светской литературой; Мишле, Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Ренан перешёл в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый удар его прежним верованиям: с этих пор «вечное fieri», метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира — но он оставался ещё католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во всё то, чему будешь учить.

В 1843 он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Ира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера.

Историк, а не философ по натуре, Ренан, после ближайшего ознакомления с библейской критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,

Чтобы как-нибудь материально устроиться, Ренан принял место репетитора в иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но оставался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешёл репетитором в пансион Крузэ, где близко сошёлся с одним из своих учеников и почти сверстником,, Ренан продолжал изучение восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее.

Творчество

В 1847 году он представил в академию надписей рукопись своего первого учёного труда — «Истории семитических языков» как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка.

. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нём особых симпатий к демократии. В книге: «Будущее науки» составленной в конце 1848 и в 1849 гг., он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов; народ, однако, слишком силен, чтобы находиться в подчиненном положении; поэтому необходимо поднять и просветить его.

К этому же времени относится первая мысль Ренана о критической истории происхождения христианства.

его докторская диссертация:» (П., 1852).в Париж, получил место при национальной библиотеке. В 1855 была издана его «История семитических языков»; в следующем году он был избран членом академии надписей.

Его раскопки не особенно расширили наши сведения о Финикии; но Ренан посетил Палестину, и под живым впечатлением виденных мест написал, во время экспедиции, «Vie de Jésus», в её первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Ренан был назначен профессором в Collège de France.

Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике.(Париж, 1868).

В 1860-х годах вышли и три первых тома его «Histoire des origines du christianisme»

Как критик и исследователь, его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Ренан совершил ещё раз путешествие на Восток), Ренан пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток — крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелЬ

Как политик Ренан был либеральным империалистом.

Война 1870, с её последствиями для Франции, нанесла тяжёлый удар Ренану, но не излечила его политического идеализма.

Во время коммуны Ренан жил в Версале и там обдумал свои «Dialogues philosophiques»,. Философия Ренана стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих «Origines» — «Antéchrist», за которым вскоре последовали и три остальных тома.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: