Церковь как носитель духовной традиции




Как показывают многочисленные социологические исследования, многие россияне рассматривают Русскую Православную Церковь как носительницу духовных традиций и связывают ее с национальной и культурной самоидентификацией. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» также декларируется роль церкви в патриотическом и национально-культурном воспитании. Особо отмечается, что церковь играла большую роль в культурной и национальной жизни России на протяжении истории. Тем не менее, как мы уже отмечали, в тексте документа декларируется автономия Русской Православной Церкви по отношению мирскому сообществу и ее особая роль в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Как показывает исследование социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, молодые россияне рассматривают воспитательную роль церкви именно в трансляции культурно-национальной традиции. Среди российской молодежи большинство (71,8 %) считает, что Русской Православной Церкви следует активно приобщать молодежь к культурному наследию своего народа. Среди воцерковленных верующих подавляющее большинство молодых людей (94,6 %) считает деятельность по приобщению молодежи к культурному наследию необходимой. Даже среди молодых людей, не идентифицирующих себя с православием, только 16 % считает такое направление деятельности Русской Православной Церкви нецелесообразным. А более половины молодых людей в данной группе (54,4 %), несмотря на низкий уровень православной религиозности, одобряют деятельность Русской Православной Церкви по приобщению молодежи к культурному наследию своего народа.

 

Помимо этого россияне видят важную роль церкви в патриотическом воспитании. Деятельность, направленная на патриотическое воспитание молодежи, также как и приобщение молодежи к культурному наследию, положительно оценивается молодыми людьми и, в целом, востребована. Большинство (67,9 %) российской молодежи считает, что Русская Православная Церковь должна уделять внимание патриотическому воспитанию молодежи. Среди воцерковленной молодежи уровень потребности в данной деятельности Церкви выше (87,9 %), а среди неверующей части молодежи – ниже (51 %).

Церковь и армия

Рассмотрение роли Русской Православной Церкви в перспективе национально-культурного и патриотического воспитания можно также увидеть на примере отношения к взаимодействию церкви и армии. Стоит отметить, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается негативное отношение к войне. Однако, церковь принимает ее неизбежность и признает случаи, когда война оказывается неизбежной (например, защита государства или войны, вызванные попранной справедливостью). Тем не менее, как отмечается в документе, даже на войне должны соблюдаться нравственные правила, а человек должен оставаться человеком и минимизировать совершаемый им грех. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается роль христианства в формировании международного права, регламентирующего правила боевых действий и взаимоотношений военных с мирным населением. Задача священнослужителей заключается в наставлении военных и нравственном поддержании их боевого духа.

Как видно из многочисленных публикаций[35] в сети Internet, а также из социологических исследований, посвященных данной теме, взаимодействие между церковью и армией как раз является одной из тех сфер взаимоотношения между Русской Православной Церковью и обществом, которая находит широкое признание в обществе. В частности, как показывает социологическое исследование, попечение Русской Православной Церкви о военнослужащих – также востребовано и одобряется большинством молодых людей (63,4 %). Только каждый десятый молодой человек (11,9 %) в России считает, что церкви в целом не следует уделять внимания попечению о военнослужащих. Но оценка молодежью того, насколько эффективно Русская Православная Церковь на данный момент заботится о духовно-нравственном воспитании военнослужащих, не очень высока. Оценивают деятельность Русской Православной Церкви на этот поприще как в целом эффективную 29,9 % молодых людей. Еще практически столько же молодых людей склоняются к обратной точке зрения.

Церковь и образование

Если взаимодействие Русской Православной Церкви с армией и в целом роль церкви в национально-культурном и патриотическом воспитании находит поддержку среди членов российского общества, то способы трансляции православного воспитания и, в частности, вопрос о взаимодействии церкви со светскими институтами образования вызывает оживленные дискуссии[36].

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» декларируется сосуществование церкви с институтами, представляющими светскую культуру. Церковь и наука взаимно признают друг друга и должны сотрудничать для поддержания и улучшения культуры общества. С одной стороны, церковь признает достижения современной светской науки и считает необходимым, чтобы православные христиане были знакомы с ее достижениями. С другой стороны, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» наука не должна выходить из-под нравственного и духовного контроля церкви. Наука, а также искусство не должны использоваться в утилитарных целях, но должны совместно с церковью стремиться к облагораживанию человеческой души. И в этом стремлении церковь усматривает общее поле для взаимодействия с институтами светской культуры. По мнению Русской Православной Церкви, в школах и университетах должны вводиться курсы по православной религии, которые молодые люди могут посещать по желанию. Также должны действовать воскресные школы, в которых дети могли бы получить православное образование. Церковь оставляет за собой право давать оценку научным достижениям и произведениям искусства и доносить ее до широкой общественности. Кроме того церковь должна принимать активное участие в сохранении культурного наследия, способствующего нравственному и духовному укреплению национального единства.

Что касается вопроса церковного образования, то, как показывает социологическое исследование, потребность молодежи в увеличении числа приходских и воскресных школ в целом не сформирована. Каждый третий молодой человек в России (38,2 %) считает, что Русской Православной Церкви необходимо уделять внимание вопросу увеличения числа воскресных и приходских школ. Еще 39,1 % молодежи затруднились дать оценку необходимости создания воскресных и приходских школ, однако не выразили однозначно негативной оценки. Это указывает на достаточно широкую прослойку молодежи не имеющую сформированного мнения по данному вопросу. Исследователи указывают, что среди невоцерковленных верующих уровень осведомленности о православном образовании очень низок.

Вопрос об общем нравственном воспитании и публичном выражении церковью своих взглядов на актуальные политические проблемы также не имеет общего ответа со стороны церкви и общества. Несмотря на то, что помимо потребности в культурном просвещении, у половины молодежи (51,2 %) существует потребность в нравственной оценке явлений современной жизни, высказанной публично от лица Русской Православной Церкви, каждый пятый молодой человек (20,7 %) не согласен с тем, что Церковь должна публично давать оценку таким явлениям современной жизни (в том числе по вопросам, касающимся абортов, однополой любви и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: