1. Контролю подвергаются 15 % случайно отобранных анкет у каждого интервьюера. Случайность отбора достигается следующим образом: определяем шаг, с которым будем отбирать анкеты: shag=N/(N*0,15-1), где N – общее число контролируемых анкет, shag – число анкет, отсчитывая которые необходимо отбирать нужную для контроля анкету (округляется до меньшего значения),. (Например: у контролера есть 100 анкет для контроля; определяем шаг shag=100/(100*0,15-1)=7,14; отбираем каждую седьмую анкету для контроля).
2. Отобранную для контроля анкету проверяем по адресу: удостоверяемся, что человек, которого опрашивали, проживает в данной квартире, что ему задавались вопросы анкеты и что опрос проходил по всей анкете, а не по выборочным вопросам. Также контролер зачитывает отобранные контрольные вопросы анкеты и сверяет их с ответами, которые отмечены в анкете (контрольные вопросы уточняются у организаторов исследования).
3. Вписываем номер анкеты в контрольный лист, заполняем адрес, и отмечаем поля следующими условными обозначениями:
a. Поле «результат контроля»: «+» ‑ опрос проходил, человек такой живет в квартире, «-» ‑ опроса не было, такой человек не живет, опроса не могло быть.
b. Поле «проведение по анкете»: «+» ‑ опрос проходил по всей анкете, зачитывались все вопросы, «-» ‑ опрос проведен не по всем вопросам, некоторые вопросы анкеты не зачитывались.
c. Поле «контрольные вопросы»: «+» ‑ ответы совпадают, «-» ‑ ответы не соответствуют тем, которые указаны в анкете.
Линейное распределение ответов респондентов на вопросы формализованной анкеты
Считаете ли Вы себя верующим человеком?
в % | |
Да | 69,0 |
Скорее, да | 31,0 |
Как часто Вы бываете в православных храмах?
|
в % | |
Практически каждый день | 7,6 |
Несколько раз в месяц | 33,5 |
Несколько раз в год | 51,2 |
Реже одного раза в год | 7,2 |
Вообще не посещаю храм | 0,4 |
Затрудняюсь ответить | 0,1 |
(среди тех, кто выбрал ответы 1-3) Как давно вы посещаете храм с такой регулярностью?
в % | |
Менее года | 6,5 |
От 1 года до 3 лет | 18,8 |
От 3 лет до 6 лет | 21,1 |
Более 6 лет | 53,6 |
Часто ли Вы исповедуетесь и причащаетесь?
в % | |
Не менее 4 раз в год | 22,4 |
Как минимум один раз в год | 19,6 |
Реже одного раза в год | 22,8 |
Вообще не причащаюсь и не исповедуюсь | 19,5 |
Затрудняюсь ответить | 15,8 |
Соблюдаете ли Вы православные посты?
в % | |
Стараюсь соблюдать все посты, включая среду и пт | 16,1 |
Стараюсь соблюдать только 4 больших поста | 9,6 |
Стараюсь соблюдать только великий пост | 31,5 |
Не соблюдаю посты | 42,8 |
обращались ли вы когда либо за советом к священнику, если да, то как часто?
в % | |
Обращаюсь практически каждый день | 1,9 |
Обращаюсь каждую неделю | 3,0 |
Обращаюсь 1-2 раза в месяц | 10,8 |
Обращаюсь несколько раз в год | 19,9 |
Обращаюсь реже одного раза в год | 32,2 |
Затрудняюсь ответить | 32,1 |
Как часто вы следуете советам священника?
в % | |
Следую всегда советам священника | 25,3 |
Стараюсь всегда следовать советам, но не всегда получается | 33,2 |
Следую только некоторым советам священников | 10,6 |
Редко следую советам священников | 5,6 |
Никогда не следую советам священников | 3,1 |
Затрудняюсь ответить | 22,3 |
Какова степень значимости для Вас нижеперечисленных ценностей?
Очень значима | Скорее, значима | Скорее, не значима | Не значима | |
Здоровье | 80,2 | 16,0 | 2,7 | 1,1 |
Жизнь | 79,9 | 17,5 | 1,9 | 0,7 |
Семья, семейная жизнь | 75,0 | 21,4 | 2,7 | 0,8 |
Любовь к Богу | 70,9 | 27,0 | 1,5 | 0,5 |
Любовь к ближнему | 68,2 | 28,4 | 2,9 | 0,5 |
Вера в Бога | 67,9 | 30,5 | 1,4 | 0,2 |
Воспитание детей | 65,8 | 28,2 | 4,6 | 1,4 |
Жизненная цель | 62,3 | 29,8 | 6,5 | 1,4 |
Свобода | 60,0 | 31,9 | 6,3 | 1,8 |
Хорошая работа | 57,8 | 29,5 | 8,6 | 4,1 |
Россия | 55,9 | 33,9 | 8,1 | 2,0 |
Мудрость | 55,1 | 36,0 | 7,8 | 1,0 |
Друзья, круг общения | 51,7 | 39,6 | 7,4 | 1,4 |
Образование | 45,3 | 38,7 | 12,0 | 4,0 |
Патриотизм | 39,0 | 39,7 | 16,7 | 4,6 |
Профессиональная деятельность | 38,8 | 36,0 | 18,8 | 6,4 |
Достаток еды, качество еды | 37,7 | 43,0 | 15,0 | 4,3 |
Материальное положение, деньги | 36,9 | 44,7 | 13,6 | 4,7 |
Культурная жизнь | 33,5 | 45,8 | 15,7 | 5,0 |
Карьерный рост | 26,9 | 34,9 | 24,0 | 14,2 |
Плотская любовь (секс) | 19,2 | 39,8 | 25,1 | 15,8 |
Политическая жизнь (участие выборах) | 13,0 | 23,9 | 36,9 | 26,1 |
Демократия | 12,7 | 36,1 | 34,6 | 16,6 |
Власть | 11,7 | 26,0 | 40,3 | 22,0 |
Если Вы когда-либо обращались с вопросами к православным священникам, то отметьте, по каким поводам Вы к ним обращались?
|
в % | |
Лечение болезней | 40,5 |
Религиозная жизнь | 40,0 |
Смерть | 34,8 |
Отношения с родителями, родственниками | 32,6 |
Воспитание детей | 26,1 |
Супружеские отношения | 20,4 |
Отношения с друзьями | 18,7 |
Здоровый образ жизни | 18,7 |
Успех в жизни, повышение социального статуса | 9,0 |
Профессиональная карьера | 8,8 |
Культурная жизнь | 7,6 |
Отношения с начальством, с подчиненными | 7,3 |
Планирование количества детей | 7,1 |
Выбор сферы деятельности, смена сферы деятельности | 6,6 |
Труд и его оплата | 6,0 |
Выбор и получение образования | 6,0 |
Материальный достаток | 5,8 |
Служба в армии | 4,8 |
Патриотизм | 4,7 |
Покупка дорогих вещей, недвижимости, машин | 3,3 |
Судьба людей, попавших в местах лишения свободы | 3,2 |
Выбор и просмотр кинофильмов | 3,1 |
Отношение к политическим партиям | 2,7 |
Выбор хобби | 2,5 |
Участие в выборах | 2,5 |
Участие в гражданских организациях | 1,7 |
Участие в митингах, защите своих прав | 1,6 |
Участие в военных действиях | 1,5 |
Ваш пол:
|
в % | |
Мужской | 28,3 |
Женский | 71,7 |
ВАШ Возраст
в % | |
До 24 лет | 28,5 |
От 25 до 34 лет | 18,9 |
От 35 до 44 лет | 14,5 |
От 45 до 54 лет | 15,5 |
Старше 55 лет | 22,6 |
Ваше Образование:
в % | |
Неполное среднее | 4,4 |
Среднее | 10,2 |
Среднее специальное | 23,2 |
Высшее | 62,3 |
ваше основное занятие, которое является основным источником Ваших доходов (социальное положение)?
в % | |
Руководитель | 4,8 |
Специалист | 22,4 |
Служащий | 13,6 |
Рабочий | 8,4 |
Военнослужащий | 0,8 |
Предприниматель | 4,5 |
Учащийся, студент | 19,1 |
Пенсионер | 17,9 |
Работник сельского хозяйства | 0,2 |
Домохозяйка | 5,4 |
Безработный | 2,1 |
Другое | 0,9 |
К какой категории людей по материальному достатку вы себя относите?
в % | |
Испытываем бедственное положение | 3,7 |
Не бедствуем, но испытываем затруднения | 33,7 |
Не вполне обеспеченные люди | 48,4 |
Вполне обеспеченные люди | 13,7 |
Полный достаток | 0,5 |
[1] https://top.rbc.ru/society/11/10/2007/122198.shtml
[2] https://religion.sova-center.ru/events/13B7354/14447D7/893316D
[3] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
[4] Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. — Мн.: Литература, 1998. — 960 с. — (Классическая философская мысль). 593 с.
[5] Там же.
[6] Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура. «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
[7] Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974. С. 227
[8] Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. – М., 1987. С. 138.
[9]Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974. С.105
[10] Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988. С.39-40
[11] Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура. «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
[12] Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988. С. 64
[13] Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. С.31-42.
[14] Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983. С.188
[15] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 153.
[16] Николай II Романов и его семья в 2000 г. причислены к лику Святых (новомученики).
[17] И. Забаев Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007. № 9.
[18] См. раздел «Содержание транслируемых нравственных идеалов»
[19] И.Г. Каргина Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. Январь 2004. № 1. С. 45-53.
[20] Исследование проводилось в форме дифференцированного опроса жителей шести городов центральной части России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга) не моложе 18-ти лет.
[21] И.Г. Каргина Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. Январь 2004. № 1. С. 46
[22] Вопросы, на которые респонденты отвечали самостоятельно, а не выбирали варианты ответов.
[23] И.Г. Каргина Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. Январь 2004. № 1. С. 48
[24] Там же. С.49
[25] И. Забаев Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007. № 9. С. 5-26; Социальная реальность. 2007. № 10. С. 36-62
[26] Например см. Г.В. Еримичева Религиозный поиск и новые религиозные организации (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 3. С. 174-192.
[27] Новые Религиозные Движения
[28] И. Забаев Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007. № 9. С. 11
[29] Там же. С. 11
[30] Константин Белоусов, Наталья Зелянская РПЦ МП — госкорпорация Духа. Опыт социологического исследования — https://a-theism.com/index.php?Itemid=214&id=2423&option=com_content&task=view
[31] Дикурс-анализ является исследовательским методом, направленным на установление взаимосвязи между языковыми фатками (высказывания) и социальным контекстом.
[32] Этот официальный документ был принят юбилейным Архиерейским собором 13-17 августа 2000 г.
[33] https://top.rbc.ru/society/11/10/2007/122198.shtml
[34] https://religion.sova-center.ru/events/13B7354/14447D7/893316D
[35] См. например Сергей Мозговой Взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации — https://www.pipss.org/index390.html
[36] См. например С. Н. РОДИОНОВ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В СВЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Социологические исследования, № 11, Ноябрь 2008, C. 139-142
[37] Патриарх Московский и всей Руси Алексей II. Россия: духовное возрождение. М., 1999. С.43.
[38] «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России». Под редакцией проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. СПб. — М., 2000, 248 стр. В Internet: https://www.krotov.info/history/20/1990kaar.html#in1_4
[39] Статья священника Владимира Вигилянского о социологии религии, опубликованная в журнале «Новый Мир» \\ «Новый Мир» 2001, № 4 https://www.st-tatiana.ru/text/34594.html#note_link_4
[40] https://www.ispr.ru/ZNAMDAT/10LET/STATI10/stati14.html
[41] Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики \\ НГ Религии, 2000.05.17 \\ https://religion.ng.ru/facts/2000-05-17/5_faithmirrored.html
[42] Репрезентативное всероссийское социологическое исследование "Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век" провел Российский независимый институт социальных и национальных проблем РНИСиНП (по заказу Фонда Эберта) в феврале-марте 2000 г. Были опрошены 2050 человек, представляющих разные социальные группы, в 58 поселениях пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел. Исследование охватывало широкий круг социально-экономических, политических, нравственных проблем.
[43] Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический Проект, 2005. - 297 https://www.krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm/
[44] Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1993 https://www.krotov.info/libr_min/k/kasyanov/kas_00.html/
(Ксения касьянова – псевдоним, под которым долгое время публиковалась В.Чеснокова)
[45] Оп.: "ФОМ КЛУБ", 27 июля 2005 г. https://www.krotov.info/history/21/61_statistika/2005chesnokova.htm
[46] См. например Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 3-12.
[47] Ю.Ю.Синелина Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 89-97.
[48] Ю.Ю.Синелина Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 91.
[49] В.В.Локосов Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 82-89.
[50] В.В.Локосов Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 84
[51] См. М.П.Мчедлов, А.А. Нуруллаев, Э.Г.Филимонов, Е.С. Элбакян Религия в зеркале общественного мнения; С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман Религия и политика в массовом сознании; М.П. Мчедлов, Э.Г. Филимонов Социально-политические позиции верующих в России; М.П. Мчедлов О религиозности российской молодежи и др.
[52] См. Там же
[53] Об этом свидетельствует в том числе появление в опросных исследованиях категории «верующих в сверхъестественные силы».
[54] См. Чеснокова В.Ф. Процесс воцерковления населения России (Сравнение двух исследований 1992 и 2000 гг.). М.: ФОМ. 2000; Ю.Ю. Синелина Воцерквленность и суеверное поведение жителей Ярославской области; Ю.Ю. Синелина Динамика процесса воцерквления православных; Ю.Ю. Синелина О критериях определения религиозности населения; И.В. Налетова "Новые православные" в России: тип или стереотип религиозности
[55] Общий рост религиозных натроений главным образом определяется на основании веры индивидов в сверхестественные силы или веры в бога (более жесткий критерий).
[56] Хотя исследования, основанные на индексе воцерковления, несколько проясняют ситуацию, они все же не дают никаких теоретических схем объяснения, адекватно интерпретирующих различные типы религиозной идентификации, предлагая фрагментированную картину фактов.