Социологические исследования об отношении россиян к Русской Православной Церкви: анализ публикаций в сети Internet




Последнее время религиозность россиян и отношение населения России к Русской Православной Церкви все чаще становятся предметом исследования социологов. Важнейшую роль в становлении религиозной деятельности страны сыграли Законы РФ "О свободе вероисповеданий" и "О свободе совести и религиозных объединениях". Как сказал об этих изменениях Патриарх Московский и всея Руси Алексей II: «После семидесятилетних репрессий и ограничений церковная жизнь начала возвращаться к своему нормальному состоянию, Церковь стала обретать искони присущее ей место в российском обществе»[37]. Эти изменения в российском обществе, в сознании, в самоидентификации россиян активно фиксируются социологами. В сети Internet доступно более 3х десятков публикаций, касающихся социологических исследований процесса воцерковления россиян и отношения граждан к Русской Православной Церкви.

В целом, представленные в сети Internet публикации социологических исследований подтверждают тенденции роста роли Русской Православной Церкви в жизни россиян, увеличение количества людей, считающих себя православными, рост интереса к православной вере, в том числе и среди молодежи.

В данном обзоре будут представлены основные социологические исследования, рассматривающие вопросы религиозности и отношения россиян к Русской Православной Церкви, публикации о которых доступны в сети Internet.

В 2000 году свет увидела монография «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России». Эта монография стала одним из первых серьезных социологических исследований вопросов религиозности российского населения, авторы которой претендовали на интерпретацию полученных данных, очищенную от идеологического давления советского прошлого. Данная монография, под редакцией проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана[38], стало итогом исследовательского проекта «Религия и ценности после падения коммунизма» (работа над ним велась в 1991 — 1999 годах)[39]. В монографии поднимается большое количество вопросов об уровне религиозности россиян, о религиозных практиках, исследуются вопросы доверия к различным общественным институтам, описаны, с точки зрения социальных характеристик, выделенные мировоззренческие группы. Авторы фиксируют взлет интереса и положительного отношения к православию даже среди атеистов. Они также отмечают, что Русская Православная Церковь стала терпимее к атеистам и «видит своего главного врага не в атеизме, а скорее в других конкурирующих религиях и так называемых «тоталитарных сектах».

Авторы констатировали «наличие «прорелигиозного» и «проправославного» консенсуса», который охватил представителей всех мировоззренческих групп. Данный консенсус авторы констатировали на основе выявления отношения населения к различным религиям, а также по уровню доверия населения к религиозным институтам. Так, по результатам опросов, проведенных авторами в 1999 году «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию высказывали 94% населения. Среди верующих «хорошо» и «очень хорошо» относятся к православию 98%, колеблющихся — тоже 98%, неверующих — 85%, атеистов — 84% (в том числе 24% атеистов относятся «очень хорошо»). Авторы исследования также отмечают, что «Русская Православная церковь (РПЦ) резко выделяется среди всех религий по ее высокой оценке населением и по степени доверия к ней среди всех общественных и государственных институтов».

Результатом исследования стали размышления авторов о перспективах «русской религиозности». Интерпретируя полученные данные, авторы сомневаются в том, что уровень воцерковленных верующих будет расти, предрекая полную «мировоззренческую неопределенность» и эклектичность сознания россиян в будущем.

Среди публикаций, также приводящих данные о тенденциях увеличения количества православных (по самоидентификации) в России можно выделить обзор Института социально-политических исследований Российской академии наук[40] «Основные тенденции изменения религиозной ситуации в России (социологический аспект)», где приведены результаты исследований 1993-2000 годов.

Согласно данным этих исследований, число россиян, считающих себя верующими, возросло, и если в 80-ые годы примерно 20% жителей России считали себя верующими, то в 2000 г. число людей, готовых назвать себя православными достигло 49 %. Социологические исследования, проведенные в 90-е гг., также свидетельствуют об увеличении уровня религиозности (см. табл. 1).

Таблица №1. Самоидентификация населения по отношению к религии (РФ, % от числа опрошенных).

  1993 N=1064 1995 N=1430 1996 N=1612 1997 N=1600 1998 N=1621 2000 N=1312
Неверующие            
Православные            
Мусульмане            
Представители других конфессий            
Верующие в существование сверхъестественных сил, но не принадлежащие ни к какой конфессии            

Источник: Аналитический центр ИСПИ РАН.

Уже в 2000 году, в том числе данное исследование, фиксирует увеличение уровня религиозности среди молодежи: «уровень религиозности молодых людей, по социологическим данным, выше аналогичного показателя среди старших возрастных групп». Были отмечены также другие важные тенденции религиозной жизни России 90-х годов: усиление противоречий между традиционными конфессиями, высокий уровень религиозного синкретизма (например, москвичи склонны к мистическим верованиям, суевериям), относительный рост популярности нетрадиционных религиозных объединений и д.р. Интерпретируя данные, полученные центром ИСПИ РАН, авторы этого обзора отметили, что в общественном сознании к 2000 году сложилось представление «о господствующей религии - православии, о ее привилегированном положении».

Широкий срез тенденций отношения населения к религии в целом и Русской Православной Церкви дает также статья М.П. Мчедлова, директора исследовательского центра «Религия в современном обществе» РНИСиНП, «Вера России в зеркале статистики»[41].

В статье автор рассматривает влияние религиозного фактора на социальное поведение граждан и описывает портрет православного верующего человека на рубеже веков.[42] По данным этого исследования в 2000г. также наблюдается рост религиозности: 46,9% респондентов заявляет о своей вере в Бога, что почти в четыре раза больше по сравнению с данными конца 70-х. Автор статьи фиксирует интересный парадокс: довольно «серьезное несовпадение общего числа верующих (46,9%) с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (69,5%)». То есть часть респондентов, ответивших, что они не верят в Бога, в ответах на другие вопросы, относила себя к православным. Подобные явления авторы исследования объясняют приверженностью части россиян определенной культуре, типу цивилизации, национальной истории и образу жизни, и идентификацией с этими ценностями православия. Среди неверующих горожан, например, более 60 % считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания. Важным является вывод исследования о том, что нельзя полностью определить значение и роль религии и Русской Православной Церкви для жизни и перспектив России, исходя только из исследования верующих людей и степени их воцерковленности. По мнению Мчедлова, тот факт, что «многие неверующие видят в Церкви общенациональную нравственную опору, признают ее социальный авторитет, позволяет полагать, что Русская Православная Церковь имеет значительные возможности для содействия социальному и нравственному возрождению России».

Широкий срез различных форм православной религиозности и воцерковленности дает в своих исследованиях Валентина Федоровна Чеснокова, автор книги «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце 20-го века»[43], а также статьи «О русском национальном характере»[44] и бюллетеней «Процесс воцерковления» и «Воцерковленность. Феномен и способы изучения». В своей статье «Число православных в России увеличивается…»[45] Чеснокова пишет о том, что после 1992 года «пирамида», вершину которой раньше составляло верующее меньшинство, «опрокинулась», и соотношение верующих/неверующих изменилось. Чеснокова приводит следующие результаты опросов (см. Таблицу №2): за 5 лет (1992 - 1997 гг.) удельный вес православных вырос на 7% и на столько же выросло количество неверующих (за счет, как очевидно, "затруднявшихся с ответом", количество которых упало с 15% до 3%)». За следующие 2 года, замечает автор, удельный вес православных увеличился на 2% за 2 года дважды (неверующих - уменьшился на 4% и на этом остановился). Наконец, в конце 2004 г. удельный вес "православных" понизился на 2% (до 56%) и вдруг в апреле 2005 г. "прыгнул" до 63% населения ("неверующие" "опустились" на те же 5% до 26%).»

Таблица №2. Динамика изменения удельного веса православных в России (в %).

Период Неверующих Православных Мусульман Прочих Затруднившихся с ответом Всего
      -      
      -      
      -      
      -      
      -      
      -      
      -      
К XII 2003            
К XII 2004            
9-10 IV 2005            
Теоретически            

 

Таким образом, таблица данных, которую приводит В. Чеснокова, наглядно демонстрирует зафиксированный выше «переворот пирамиды»: «за 17 лет (1989 - 2005) прирост православных составил 43 процента - падение удельного веса неверующих - 27 процентов».

Несколько слов, на наш взгляд, следует сказать о методике измерения воцерковленности. Пытаясь объяснить ситуацию, когда в социологических опросах число респондентов, называющих себя православными, превышает число респондентов, называющих себя верующими, В. Чеснокова разработала методику расчета индекса воцерковленности (В-индекса) для православных верующих, основанного на пяти показателях религиозного образа жизни (посещение храма, исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, пост). По мнению В. Чесноковой и ее последователей тезисы социологов о том, что в Росси среди респондентов, идентифицирующих себя как верующих, преобладает мировозренчески не определившиеся индивиды[46] (вследствие чего некоторые социологи считают спорным моментом включение подобных респондентов в графу «верующих») является неправильным. Подобная точка зрения, на ее взгляд, предъявляет жесткие критерии разделения респондентов на верующих и неверующих, которые могут применяться только по отношению к религиозным сектам и не учитывают особенности церкви как массовой религиозной организации. В отличие от секты церковь предъявляет менее жесткие требования к своим прихожанам и является организацией, приближенной к мирской жизни и обществу. Таким образом, как считает В. Чеснокова, ужесточение социологами критериев включения респондентов в категорию православных приводит к ложному отождествлению церкви с религиозной сектой. Для разрешения этой проблемы автор предложила включить в опросные исследования, посвященные анализу православия, динамический аспект и рассматривать православных как религиозную группу, находящуюся в становлении. Методика расчета индекса воцерковленности, по мнению В. Чесноковой, позволяет рассматривать, дифференцировать православных в зависимости от степени их вовлеченности в церковную жизнь и отслеживать динамику процесса вхождения репондентов в церковь.

Разработанная методика В. Чесноковой активно применялась во многих исследованиях: в том числе в исследованиях ФОМ и ИСПИ РАН. В частности, Ю.Ю. Синелина в своей статье «Динамика процесса воцерковления православных»[47], отталкиваясь от методики В. Чесноковой, описывает основные черты динамики процесса воцерковления в современной России. Статья Ю.Ю. Синелиной основывается на всероссийском исследовании религиозности населения, проведенном отделом социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН в октябре 2004 г. Оно проходило в 14 субъектах РФ (в городах Москва. Петербург: в республиках Татарстан и Башкортостан; в Краснодарском крае, Хабаровском крае, в областях Архангельская, Екатеринбургская, Иркутская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Томская, Ярославская), было опрошено 1794 респондента, проживающих в городах и сельской местности. Опрос проводился по квотно-пропорциональной выборке, составленной на основании последней переписи населения.

По данным исследования, более или менее систематически посещают храм около 40% опрошенных, назвавших себя православными, раз в год 14,6%, очень редко, не каждый год - 34,5%, никогда не были в храме 9,1% россиян. Исповедуются и причащаются раз в месяц и чаще 2,3% опрошенных православных, несколько раз в год - 4,6%, раз в год обязательно 8,8%, редко (раз в несколько лет) 25,4%, никогда не исповедовались и не причащались 54,5%. Всего исповедуются и причащаются 16% православных. С Евангелием знакомы 57,5% опрошенных православных, хотя из них регулярно его читают около 10%, не читали 38,8%. Молятся церковными молитвами 27%, 49% - своими молитвами. Соблюдают посты 32% православных[48]. Таким образом, относительно высокий уровень воцерковленности и глубокую связь с православной церковью можно обнаружить у 40% всех православных (по посещению храма) и примерно у трети (по остальным показателям уровня воцерковленности). Как отмечает автор, из пяти показателей воцерковленного образа жизни, православные в большей степени отдают предпочтение посещению храма и молитве. Все больше православных молятся церковными молитвами. Самыми низким показателем воцерковленности остаётся исповедь и причастие.

Подводя итоги Ю.Ю. Синелина делает вывод о том, что в последние пять лет в России происходит медленный рост числа людей, относящих себя к верующим и снижение числа неверующих людей, а также верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы. В то же время последовательно идет процесс воцерковления россиян, идентифицирующих себя с православными; медленными темпами растет доля "церковного народа" среди православных. "Церковный народ", по данным нашего исследования, составляет 44%. Невоцерковленными считаются 37% опрошенных православных. Удельный вес невоцерковленных православных постепенно снижается: все меньше опрошенных называют себя православными, при этом не демонстрируя в своем поведении признаков религиозной жизни.

Позитивную роль религии в политической консолидации общества отмечает В.В. Локосов в своей статье «Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества»[49]. В этом тексте анализируются данные всероссийского исследования, проведенного Отделом социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН в октябре 2004 г. В ходе исследования респонденты были разделены на три группы: православные (воцерковленные и невоцерковленные), неверующие и мусульмане.

Материалы исследования показали, что современная политическая система критически воспринимается россиянами независимо от их отношения к религии. Однако религиозное население было «оптимистичнее» неверующих при оценке духовного единства нашего общества. Неверующие отдали предпочтение мнению об отсутствии в российском обществе общих духовных ценностей. Православные и мусульмане заняли противоположную позицию. Особенно активно соглашалась с необходимостью сохранности духовных ценностей группа воцерковленных. Автор статьи также отмечает, что религиозные взгляды слабо связаны с политическими предпочтениями. Полностью одобрительное отношение людей к политической власти не зависит от их отношения к религии - политический оптимизм в равной мере характерен всем группам респондентов. Лояльное восприятие политического устройства достигает пика среди воцерковленных респондентов (51%) и наименее часто встречается среди неверующих (40%). Эти же группы выразили наибольшее расхождение по радикально негативной оценке политической структуры – ее хотят существенно изменить 29% воцерковленных респондентов и 43% неверующих. Предельно-критическим считается 40-процентный уровень радикальных настроений, свидетельствующий о делегитимации политической системы в глазах респондентов. Перешла эту черту только группа неверующих[50].

Тенденция усиления поддержки политической власти по мере повышения степени религиозности подтверждается показателями доверия и авторитетности действующего Президента РФ. Все группы респондентов доверяли президенту страны, но наименьшей поддержкой В.В. Путин пользовался у неверующих респондентов, в то время как среди православных положительная оценка ("лидерство") президента заметно возрастало. В то время как высшие органы власти не пользовались доверием у всех групп.

Повышенная политическая лояльность религиозного населения не означала снижения его готовности защищать свои интересы. Доля респондентов, не готовых или не желающих защищать свои интересы, варьировалась от 27% в группе воцерковленных до 35% в группе неверующих и мусульман. По мнению автора статьи, это различие важно не столько в количественном, сколько в качественном плане: воцерковленные люди, которые демонстрировали большую лояльность к политической системе, чем неверующие, по показателю готовности защищать свои интересы неожиданно вышли вперед. Они с небольшим перевесом опередили другие группы респондентов по готовности защищать свои интересы "жесткими" способами: готовностью подписать воззвание, участвовать в митинге, забастовке, "идти на баррикады".

Подводя итоги исследования, В.В. Локосов отмечает, что глубоких расхождений политических взглядов среди типологических групп нет. Респонденты независимо от их отношения к религии, вероисповедания, воцерковленности доверяют президенту страны и не доверяют таким органам власти, как Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, а также СМИ. Они критически оценивают политическую систему и готовы активно защищать свои интересы. Сходство политических взглядов типологических групп свидетельствует, что разделение по политическим лагерям проходит в основном без учета разделения людей на верующих и неверующих, последователей православия и ислама. Это значит, по мнению автора, что религиозные, конфессиональные отношения занимают свою мировоззренческую, социокультурную нишу и не переходят в политическую плоскость.

 


Заключение

При отмечаемом социологами росте числа верующих и положительно относящихся к Русской Православной Церкви, перед исследователями встает проблема определения границ принадлежности к православной вере. Так, многие исследователи отмечают несовпадение респондентов, идентифицирующих себя с православием, с респондентами, которые верят в бога, бессмертие души и отправляют религиозные ритуалы. Можно даже встретить случаи, когда респонденты декларируют, что не верят в Бога, но при этом идентифицируют себя как православные. Таким образом, в социологической литературе поднимается вопрос об обоснованности включения подобных респондентов в число православных верующих. О популярности данной проблемы свидетельствует преобладающее число публикаций социологических работ, посвященных православным верующим и Русской Православной Церкви.

Некоторые исследователи пытаются объяснить появление категории респондентов, отождествляющих себя с православием, но не отправляющих религиозные обряды или не придерживающихся основных церковных догматов, исходя из гипотезы о том, что православная самоидентификация основана на национальной и общекультурной принадлежности (мы русские — следовательно, мы православные)[51]. Другая гипотеза, подкрепляющая первую, пытается объяснить данное явление через апелляцию к советской доктрине атеизма, вследствие которой, по мнению авторов, большая часть населения утратила «религиозную грамотность»[52]. Рост религиозности среди населения не приводит к расширению религиозных конфессий (в том числе и Русской Православной Церкви). Вместо этого появляется аморфная категория верующих, чью религиозную принадлежность нельзя четко идентифицировать[53].

Другую интерпретацию данной проблемы предлагают исследователи ИСПИ РАН, предлагающие ввести формальные критерии, дифференцирующие уровни религиозной воцерквленности[54]. Согласно предложенной методике верующих, принадлежащих к той или иной конфессии, необходимо разделить на подгруппы, исходя из формальных критериев, включающих в себя частоту посещения церкви, отправления обрядов причащения, наличие общей и специализированной литературы и др. Далее эти подгруппы можно условно распределить на шкале по степени возрастания воцерквленности.

Таким образом, мы можем констатировать присутствующую в исследованиях аналитическую схему, разделяющую два процесса: с одной стороны, общий рост религиозности и религиозных настроений[55]. С другой — процесс вхождения индивидов в активную церковную жизнь, характеризующуюся соблюдением религиозных ритуалов и ростом религиозной грамотности. Но и в этом случае, как показывают материалы эмпирических исследований, картина не может быть представлена однозначным образом. Высокой религиозной грамотностью (выраженная, например, в чтении специализированной религиозной литературы) могут обладать индивиды, которые не ходят в церковь и не участвуют в религиозных обрядах. Напротив, индивиды, посещающие церковь и соблюдающие исполнение религиозных ритуалов, могут совмещать веру в церковные догматы с бытовыми суевериями и обладать низким уровнем религиозной грамотности. Таким образом, как показывают исследования по динамике воцерковления, процесс вхождения верующих в церковную жизнь оказывается неоднородным, и его нельзя представить как линейное развитие, включающее в себя определенные этапы, через которые поступательно проходит верующий, включающийся в активную церковную жизнь. Уместнее говорить о некоторых типах воцерковления, зависящих от различных социальных факторов (профессия, образование, территориальное расположение, гендерная принадлежность, влияние церковной общины и т.д.). Однако, в целом можно отметить, что опросные исследования, посвященные религии, упускают из внимания взаимосвязь между этими факторами и типами религиозной идентичности, уровнем воцерковления, рассматривая социальные переменные изолированно от религиозных взглядов.

Основная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что подобные опросные исследования стремятся соединить в единой панораме различные и иногда несовместимые между собой способы конструирования религиозной идентичности. По умолчанию, исследователи предполагают, что используя, например, понятие православия в самоописании и самоидентификации, респонденты вкладывают в это схожий смысл. Однако, источники информации и социальный опыт, определяющие способы самоидентификации могут быть различными[56]. В этом смысле объединение респондентов с различным социальным опытом и уровнем религиозного знания в одну категорию православных приводит к неопределенности в интерпретациях влияния фактора религиозной принадлежности на формирование различных мировоззренческих установок — в том числе на формирование установок по отношению к Русской Православной Церкви.

В качестве общей характеристики всех опросных исследований можно выделить отсутствие серьезных попыток со стороны исследователей дифференцировать типы конструирования религиозных идентичностей. В том числе отсутствие попыток исследовать локальные общины, формируемые вокруг поместных церквей, и их влияние на формирование мировоззренческих установок индивидов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: