Основные демографические показатели городского округа




«город Дербент»

 

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год
Численность постоянного населения (на конец года), чел      
в т.ч.: моложе трудоспособного возраста      
в трудоспособном возрасте      
старше трудоспособного возраста      
Родившиеся, чел.      
на 1000 чел. населения 14,8 14,4 14,3
Умершие, чел.      
на 1000 чел. населения 5,6 5,4 5,7
Естественный прирост («-» убыль), чел.      
Миграционный прирост («-» убыль), чел. -764 -420 -260
Число браков, ед.      
на 1000 чел. населения 6,7 6,4 6,7
Число разводов, ед.      
на 1000 чел. населения 2,4 2,4 2,9

 

Национальный состав населения муниципального образования представлен преимущественно лезгинами – 33,7 %, азербайджанцами – 32,3 %, табасаранцами – 15,8 %, даргинцами – 5,6 % и другими народами (по данным переписи населения 2010 года).

 

Образование

На сегодняшний день сеть дошкольного образования в городе Дербенте представлена 31 дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) вмещаемостью до 4533учебных мест. При этом 26 ДОУ требуют капитального ремонта. Сверх установленной нормы детские дошкольные учреждения посещают 5446 детей, еще 3476 детей дополнительно состоят на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения.

Количество общеобразовательных учреждений в городе составляет 28 единиц (на 10844 учебных мест), 2 из которых также требуют капитального ремонта, а 6 – расположены в нетиповых (приспособленных) помещениях.

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений составляет 15085 чел., из которых 72% учатся в первую смену. Средняя наполняемость классов в 2014 году составила 22,4 человека (в среднем по республике – 16 человек).

Повышение качества услуг и эффективности функционирования сферы общего образования осуществляется за счет модернизации материально-технической базы: 27 общеобразовательных учреждений подключены к Интернету по высокоскоростным каналам и имеют возможность пользования электронной почтой.

Во всех общеобразовательных учреждениях занято 2612 работников (в т.ч. 1250 учителей). Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составила 5,8 человек, в том числе на одного учителя - 12 человек.

К числу факторов, оказывающих негативное влияние на развитие системы образования города, относится невысокий уровень заработной платы учителей, отстающий от среднего по видам экономической деятельности. За последние годы среднемесячная номинальная заработная плата работников образования повысилась с 6901,5 руб. в 2011 г. до 14637,2 руб. в 2014 г. Тем не менее, ее уровень остается стабильно ниже среднего по городу (17822,8 рублей).

 

Основные показатели в сфере образования городского округа «город Дербент»

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год
Количество дошкольных образовательных учреждений, ед.      
в т.ч.: расположены в нетиповых помещениях      
требующие капитального ремонта   -  
Число мест в дошкольных образовательных учреждениях, ед.      
Число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, чел.      
Число детей, состоящих на учете на получение дошкольного образования, чел.      
Количество дневных образовательных учреждений, ед.      
в т.ч.: расположены в нетиповых помещениях      
требующие капитального ремонта - -  
Число мест в дневных образовательных учреждениях, ед.      
Численность учащихся в дневных образовательных учреждениях, чел.      
Численность учителей, чел.      

 

Здравоохранение

В г. Дербенте функционирует 7 учреждений здравоохранения, в том числе 3больничные организации на 750 коек и 4 амбулаторно-поликлинических учреждения на 1752 посещения в смену. Обеспеченность в расчете на 10 тыс. населения составляет: койками – 61,9 коек, амбулаторным лечением – 146,2 посещений в смену.

Из общего количества корпусов больничных учреждений 11 ед. расположены в приспособленных помещениях, 8 – требуют капитального ремонта и 1 корпус находится в аварийном состоянии.

Численность врачей в учреждениях здравоохранения в 2014 году составила 425 чел., среднего медицинского персонала – 1077 человек. Обеспеченность врачами составляет 35,2 чел., средним медицинским персоналом – 88,8 чел. на 10 тыс. населения.

 

 

Основные показатели в сфере здравоохранения

городского округа «город Дербент»

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год
Количество больничных учреждений, ед.      
Число больничных коек, ед.      
Из общего числа корпусов больничных учреждений: расположены в нетиповых помещениях      
требующие капитального ремонта      
находящиеся в аварийном состоянии      
Количество амбулаторно-поликлинических учреждений, ед.      
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену      
Численность работников республиканских учреждений здравоохранения, чел.:      
врачей      
среднего медицинского персонала      

 

Труд и занятость

Численность трудовых ресурсов в Дербенте насчитывает 84,3 тыс. чел., из которых занято в экономике 49,3 тыс. чел. (преимущественно в сферах образования, здравоохранения и социальных услуг, обрабатывающего производства и транспорта).

Численность зарегистрированных безработных граждан составляет 1,4 тыс. чел, а уровень зарегистрированной безработицы – 2,5 проц. экономически активного населения против 1 проц. в среднем по городской местности республики. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) достигает 8,9 проц. от численности экономически активного населения против 10,2 проц. в среднем по РД.

Положительное влияние на развитие рынка труда города Дербента оказывает реализация органами государственной службы занятости населения мероприятий программ содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, направленных на развитие качества рабочей силы, содействие трудоустройству населения, принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы.

 

В частности, участниками мероприятий активной политики занятости, обратившимися за получением государственных услуг в области содействия занятости населения в ГКУ РД «Центр занятости населения в муниципальном образовании «город Дербент», в 2014 году стали 3,2 тыс. человек. При этом на заявленные работодателями в органы службы занятости населении вакансии постоянного характера было трудоустроено 1,3 тыс. человек, к оплачиваемым общественным работам было привлечено 600 безработных граждан, на временные работы трудоустроены 88 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Также, 298 безработных граждан прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Кроме того несколько стабилизировать ситуацию в сфере занятости населения позволила и реализация на территории городского округа различных инвестиционных программ и проектов, суммарно обеспечивших в 2014 году ввод 1107 новых рабочих мест (в том числе более 695 ед. – на вновь образованных предприятиях).

Вместе с тем, на состояние занятости в городе негативное влияние оказывает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе в профессиональном разрезе.

Так, в условиях сокращения в последние годы производства наметилось снижение спроса на трудовые ресурсы, в основном, за счет таких видов экономической деятельности, как обрабатывающее производство (в 2 р. по сравнению с 2011 годом), сельское хозяйство (в 3,7 раза), строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.

В связи с этим, требуется активизировать работу по принятию и реализации комплекса мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, создание новых рабочих мест.

 

Показатели занятости населения городского округа «город Дербент»

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год
Численность трудовых ресурсов, чел.      
Численность экономически активного населения, чел.      
в т.ч.: занятых в экономике      
численность безработных (по методологии МОТ)      
Уровень общей (по методологии МОТ) безработицы, % 8,5 8,4 8,9
Среднесписочная численность работников организаций, чел.      
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения      
Количество вновь созданных рабочих мест, ед.      
в т.ч.: на действующих предприятиях      
на вновь созданных предприятиях      

Физкультура и спорт

Целью муниципальной политики в области физической культуры и спорта является приобщение различных категорий населения к систематическим занятиям физкультурой. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа выступает приоритетной задачей развития общества. Необходимость ведения подобной работы также продиктована ухудшением здоровья населения, особенно подрастающего поколения, снижением двигательной активности, увеличением стрессовой нагрузки, распространением вредных привычек.

Проводимая работа позволила за период 2012 - 2014 годов увеличить число систематически занимающихся физической культурой и спортом с 12526 чел. в 2012 году до 17096 чел. в 2014 году.

Вместе с тем, за последние годы в муниципальном районе происходит снижение количества спортивных сооружений с 84 в 2011 году до 62 в 2014 году. Сократилось число спортивных площадок (с 37 до 31 единицы).

Общая площадь спортивных сооружений в настоящее время составляет 9093 м2. В городе функционирует 2 стадиона (вместимостью по 1500 человек), при этом отсутствуют плавательные бассейны, имеется недостаточное для этого муниципального образования количество детских игровых площадок (25 единиц).

Таким образом, для сферы физической культуры и спорта характерны недостаток специализированных спортивных сооружений, игровых площадок для населения, слабая материально-техническая база.

 

Культура и искусство

Особая роль в обеспечении доступа и трансляции культурного наследия отводится учреждениям культуры, искусства и досуга.

В городе работают 6 библиотек с фондом в 103 тыс. экземпляров, 6 детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств. Разнообразный досуг обеспечивают жителям города Дербента 4 профессиональных театра, 6 музеев (50 тыс. посещений).

В области культуры города прошли такие важные юбилейные мероприятия, как:

- празднование 200-летия со дня подписания Гюлистанского договора;

- празднование 1700-летия принятия христианства в г. Дербенте в составе Кавказской Албании;

- празднование 2000-летия основания города Дербента.

Вместе с тем дальнейшее продвижение и развитие города требуют определенной перестройки системы использования культурных и творческих ресурсов, модернизации их материально-технической базы. Так, все библиотеки города, учреждения культурно-досугового типа и театр нуждаются в капитальном ремонте. Практически отсутствуют кинотеатры и культурно-развлекательные комплексы. Не достаточно использует инновационные и информационные технологии, а также потенциал творческих индустрий.

 

 

 

Уровень жизни населения

Уровень и качество жизни населения зависят от уровня доходов, доступности услуг социальной сферы, возможности получения образования, работы и достойной заработной платы, соответствующей квалификации и т.д. Значительное влияние на уровень жизни населения города оказала складывающаяся в целом по стране ситуация в финансовой сфере.

В 2012-2014 годах наблюдался устойчивый рост денежных доходов населения ежегодно в среднем на 10-20%. В 2014 г. реальные денежные доходы составили 39 млрд. руб.

В структуре денежных доходов населения преобладают доходы от предпринимательской деятельности, на которых приходится 11,5%. В формировании доходов населения заметна также доля социальных выплат (7,3%). Доходы от заработной платы составляют лишь 6,9% от общего объема доходов жителей города.

Среднемесячная заработная плата на одного работающего в экономике города (по крупным и средним предприятиям) достигла в 2014 году 17822,8 рублей.

Высокими темпами росли цены и тарифы на жизненно важные для городского населения потребительские позиции. Так, за период 2012–2014 гг. расходы горожан на жилищно-коммунальные услуги выросли в 1,5 раза, услуги пассажирского транспорта – в 1,8 раза и медицинские услуги – в 2,8 раза.

Для 2014 года характерно резкое (в десятки раз) уменьшение величины превышения доходов над расходами. Так, если в 2013 году разница между ними составляла 2,3 млрд руб., то в 2014 году доходы превысили расходы лишь 24,2 млн., что свидетельствует об уменьшении сбережений граждан.

Благосостояние населения во многом определяется не только его текущими доходами, но и накопленным имуществом, прежде всего, обеспеченностью общей площадью жилых помещений на человека, которая выросла с 13,8 в 2012 г. до 14,6 кв. м в 2014 году.

Финансы и налоги

Одним из главных показателей эффективности работы городского округа является обеспечение бюджетного процесса. Исполнение бюджета городского округа осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа «город Дербент».

Главной задачей в процессе исполнения городского бюджета, являлось повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами.

За 2014 год в бюджет городского округа поступило доходов в объеме 1473009,5 тыс. рублей, в том числе финансовая помощь из республиканского бюджета составила 1205289,0 тыс. рублей.

Финансовая обеспеченность муниципального образования составляет 12,18 тыс. рублей на одного человека, против 19,84 рублей за 2013 год.

Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов составил 18,2%.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет за 2014 год составило 267721 тыс. рублей или 98,2 % к годовым назначениям (272700 тыс. руб.).

По налоговым поступлениям плановые задания выполнены на 96,0% (при плане 189771 тыс. рублей, фактическое выполнение составило 182049 тыс. рублей). Из них по налогу на доходы физических лиц на (99,4 %) при плане 104000 тыс. руб., фактически поступило 103337 тыс. руб., по земельному налогу (96,7%) при плане 44500 тыс. рублей, фактически поступило 43028 тыс. рублей, по ЕНВД - (78,1%) при плане 33706 тыс. рублей, фактически поступило 26327 рублей, по налогу на имущество физических лиц (83,8%) при плане 15000 тыс. рублей, фактически поступило 1256 тыс. рублей.

По неналоговым доходам плановые задания выполнены на 103,3%, при плане 82929 тыс. рублей, фактическое поступление составило 85672 тыс. рублей.

В структуре налоговых и неналоговых доходов доля каждого налога составила: налог на доходы физических лиц - 38,6 %; неналоговые доходы – 32,0%; земельный налог – 16,1%; единый налог на вмененный доход – 9,8 %; налог на имущество физических лиц – 0,5%; прочие налоговые поступления -2,0%.

В общем объеме доходов городского бюджета удельный вес межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета составил 81,8 %, налоговые и неналоговые доходы - 18,2 %.

Наибольший удельный вес в общем объеме безвозмездных поступлений субвенций - 64,6%, субсидий – 15,8%, дотаций – 11,1%, иных межбюджетных трансфертов - 8,5 %.

Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет за период 2010 – 2014 гг. характеризуется следующими показателями:

 

Наименование доходов Фактическое поступление (тыс. руб.)
2010 г. 2011 г. % к 2010 г. 2012 г. % к 2011 г. 2013 г. % к 2012 г. 2014 г. % к 2013 г.
Налоговые доходы в том числе: 236 453 272 353 (115 %) 266 937[1] (98 %) 311 587 (117 %) 182 049[2] (59 %),
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 150 965 162 788 (108 %) 192 539 (118 %) 257 068 (133 %) 103 337[3] (40%)
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 20 213 37 558 (186 %) 39 400 (105 %) 19 763 (50 %) 26 327 (134 %)
Налог на имущество физических лиц 2 109 1 929 (91 %) 1 771 (91 %) 1 457 (82 %) 1 256 (86 %)
Земельный налог 24 354 29 262 (120 %) 31 612 (108 %) 31 250 (99 %) 43 028 (138 %)
Госпошлина и прочие налоговые доходы 11 062 10 566 (95 %) 1 615 (15 %) 2 049 (127 %) 5 459 (266 %)
Транспортный налог 5 984 4 379 (73 %) - - -
УСН 21 441 24 878 (116 %) - - -
Акцизы на ГСМ            
Неналоговые доходы в том числе: 22 269 34 857 (156 %) 39 496 (113 %) 63 146 (160 %) 85 671,5 (136 %)
Доходы получаемые в виде арендной платы за земельные участки и имущества. 7 765 8 566 (110 %) 9 273 (108 %) 8 149 (88 %) 10 517,5 (129 %)
Доходы от оказания платных услуг 12 510 18 164 (205 %) 21 195 (117 %) 31 628 (149 %) 50 857 (161 %)
Доходы от реализации имущества (земельных участков) 1 994 (29 %) 1 883 (321 %) 14 801 (786 %) 18 898 (128 %)
Плата за экологию     (132 %) (104 %) (116 %)
Штрафы   6 990 6 420 (92 %) 7 810 (121 %) 4 519 (58 %)
Итого налоговые и неналоговые доходы 258 722 307 210 (119 %) 306 433 (110 %) 374 733 (122 %) 267 720,5[4] 71,5 %
Дотации 66 175,4   123 973 (187 %) 194 574 (157 %) 280 608 (144 %) 133 980 (47,7)
Субсидии 78 601,6 204 592,8 (260 %) 231 199,63 (113 %) 438 997,6 (190 %) 190 604,3 (43,4%)
Субвенция 351 472,8   413 521,7 (118 %) 418 276,37 (101 %) 539 117,3 (129 %) 778 817,9 (144,5%)
Прочие межбюджетные трансферты 20 341,7 28 474,6 (140 %) 76 939,1 (270 %) 750 900 (976 %) 250 406,3 (33,3%)
Возврат неиспользованных Целевых средств       - 3 155,3 - 148 519,5
Итого трансферты 516 592,4 770562,7 (149,2%) 920989,7 (119,5%) 2 006 476,6 (217,8%) 1 205 289,0 (60%)
Всего доходы 775 314,4 1 077 772,7 (139,0%) 1 227 422,7 (113,9%) 2 381 200,7 (194 %) 1 473 009,5 (61,8%)

 

Важнейшим резервом для пополнения доходной части городского бюджета все еще остается вывод значительной части налогового потенциала из «тени», в результате чего будут достигнуты закономерные процессы функционирования и развития экономики и социальной сферы городского округа.

Работа по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов, являющихся доходными источниками бюджета города, находится на постоянном контроле Администрации городского округа. Утвержден план мероприятий по увеличению налогового потенциала городского округа.

Основной проблемой выполнения плана поступления в бюджет городского округа единого налога на вмененный доход (ЕНВД) было изменение налогового законодательства не в пользу местного бюджета.

 

 

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство города Дербента не оказывает существенного влияния на уровень социально-экономического развития города, поскольку не является отраслью специализации. Весь объем продукции сельского хозяйства приходится на сектор «растениеводство».

В городском функционирует одно сельскохозяйственное предприятие (СПК «Казимова»), за которым закреплено 546 га сельхозугодий, из них пашни - 149 га (27%), виноградники - 368 га (66,4%), пастбища - 44 га (8%) и не используемых сельхозугодий - 62 га (11%). Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий в 2014 году составила 80%.

Объем валовой продукции сельскохозяйственного производства составил 5227 тыс. рублей. Предприятием выращиваются зерновые культуры и виноград. За 2014 год произведено 272 тонны винограда. Урожайность винограда составила 11 ц/га. На душу населения города году предприятием произведено сельхозпродукции на 60 рублей.

Доля орошаемых земель в общей площади сельхозугодий составляет 73% или 406 га.

За 2014 год прибыль сельхозпредприятия составила 45 тыс. рублей.

На территории города население, проживающее в частном секторе, как правило, не содержит личное подсобное хозяйство, в связи с чем, садовые насаждения в граница городского округа практически отсутствуют.

Факторами, сдерживающими развитие отрасли, выступают ограниченные площади посевных площадей зерновых культур, отсутствие площадей под выращивание овощей, картофеля и, как следствие, невысокие объемы производства растениеводческой продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: