Инвестиционная деятельность




В социально-экономическом развитии любого муниципального образования важнейшую роль играют инвестиционные процессы, проходящие на его территории. В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности представляют весьма существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, стратегическое острие которой направлено на существенное повышение благосостояния народа.

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности территории. Цель развития инвестиционной сферы города Дербента – это привлечение инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу города в соответствии со стратегическими приоритетами развития.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1822777 тыс. рублей (в сравнении с 2013 г. равным 773515 тыс. рублей). Индекс объема инвестиций в основной капитал составил 235,6 % по отношению к предыдущему году. Инвестиции на душу населения составили 15,1 тыс. рублей, что на 8,7 тыс. рублей больше аналогичного показателя предыдущего года.

В целом по экономике наиболее крупным источником инвестиций являются бюджетные средства (59,7%), затем средства населения (22,3%) и собственные средства предприятий(18%).Практически не привлекались в инвестирование кредитные средства (0%).

Объем бюджетных инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (1087838 тыс. рублей) составил:

федеральный бюджет-699480 тыс. руб.

республиканский бюджет 388358 тыс. руб.

Наибольшую долю в структуре инвестиций в 2014 г. занимало строительство (83,6%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (6,6%), предоставление прочих коммунальных и персональных услуг и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по 2,5%). Такая структура инвестирования в основной капитал сохраняет существующие пропорции экономики, прежде всего, вследствие инерционности развития экономики города.

При этом характерным для последнего периода стало сокращение доли инвестиций оптовой и розничной торговли, здравоохранения и социальных услуг. Увеличение же доли инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал наблюдалось только в строительстве, предоставлении прочих коммунальных и персональных услуг.

Среди основных проблем инвестиционной деятельности можно выделить:

отсутствие крупных инвестиционных проектов, в том числе межмуниципальных;

недостаточно активное применение инструментов государственно-частного партнерства при создании и развитии производительных сил;

неэффективная система привлечения инвестиционных ресурсов;

недостаточная эффективность взаимодействия бизнеса и власти в вопросах формирования и привлечения инвестиций.

Создание эффективной системы привлечения инвестиций, позволяющей обеспечить и максимально ускорить инновационную направленность инвестиций, будет способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности экономики города в условиях глобализации. Формирование и реализация эффективной инвестиционной политики на территории городского округа, направленной на удовлетворение потребностей жителей в комплексном развитии социально-культурной и инженерно-коммунальной инфраструктуры - основная цель деятельности Администрации городского округа «город Дербент» в этом направлении.

Для решения поставленной цели в 2014 году, участвуя в федеральной целевой программе «Юг России» в республиканской программе «Проведение административной реформы в Республике Дагестан» и муниципальной программе развития города в 2014 году выполнены строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы на общую сумму 406,4 млн. рублей.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России» и республиканской инвестиционной программы в 2014 году осуществлялось:

-строительства водовода для водоснабжения г. Дербент и прилегающих населенных пунктов – 51,9 млн. руб.;

- строительство очистных сооружений канализации –110,0 млн. рублей;

- восстановление насосной станции «Кырхляр» - на 15 млн. рублей;

- строительные работы по школе № 15 – 8 млн. рублей.

Одной из важных задач, которую необходимо решить в ближайшее время для экономического развития города, является создание благоприятного инвестиционного климата в городе в целях привлечения в ее экономику отечественного и иностранного капитала, передовых технологий и техники.

Администрацией ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе с иностранными по реализации в г. Дербенте инвестиционных проектов в области переработки твердых бытовых отходов, сельхозпродукции, развития транспортно-логистического узла, строительства и развития туристско-рекреационного комплекса, проектирования южного и северного микрорайонов и др.

За истекший период проводилась работа по отбору инвестиционных проектов на предмет оказания государственной поддержки путем придания им статуса приоритетного инвестиционного проекта.

В настоящее время сформирован реестр из 7 инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на территории города. Из общего количества инвестиционных проектов - 2 проекта находятся в стадии наибольшей готовности к реализации. За каждым проектом закреплены ответственные должностные лица.

Среди крупных инвестиционных проектов, планируемых к реализации в городе:

Строительство предприятия по производству алкогольной продукции.

Предполагается реализация проекта на базе существующего сокового цеха. Площадь территории (инвестиционной площадки) составляет 6 га. Объем предполагаемых инвестиций – 1,2 млрд. рублей.

Строительство предприятия по переработке твердых бытовых отходов (мусороперерабатывающего завода).

Инициаторами проекта выступают Администрация города совместно с группой компаний «Эко Перспектива» г. Москва. Завод предназначен для переработки как твердых бытовых отходов (ТБО), так и отходов животноводства, отходов малых и средних населенных пунктов (50 – 180 тыс. человек), производительность – 20–70 тыс. тонн в год. Основные продукты переработки, в зависимости от требований заказчика и возможностей реализации, вторичное сырье, органическое удобрение и (или) топливо, в первую очередь, биогаз, электрическая и тепловая энергия.

 

Городское, жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищный фонд Дербента в 2014 году составил 1727,2 тыс. кв. м, общее количество жилых домов (квартир) увеличилось на 628 единиц и составило 26341 единиц. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 14,3 кв. м.

В структуре жилищного фонда происходит уменьшение доли частного жилищного фонда с 97,7% до 87,9%, при сохранении доли государственного и муниципального фонда на прежнем уровне и существенном (в разы) увеличении доли иных форм собственности (с 0,5% до 12,1%).

Несмотря на то, что ежегодно вводится в среднем около 50 тыс. кв. м жилья и осуществляется капитальный ремонт жилого фонда (в 2014 году отремонтировано 11,2 тыс. кв. м жилья), в городе имеется значительное количество жилья с износом свыше 65% (5,3 тыс. кв. м.).

Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется следующим образом: 67,9% оборудовано водопроводом и канализацией, 65,0%- центральным отоплением, 100% - природным газом.

В сфере теплоснабжения города осуществляет деятельность одна организация коммунального комплекса: ООО «Дербенттепло». В настоящее время в городе имеются 9 источников теплоснабжения (котельных). Протяженность паровых, тепловых сетей(в двухтрубном исчислении) на конец 2014 года составила 31 км, из которых нуждается в замене 1,5 км (всего в отчетном году отремонтировано 2 км сетей).При этом централизованным теплоснабжением охвачена основная часть жилого фонда города (65%).

Ограничения тепловой мощности на некоторых источниках тепловой энергии связано с исчерпанием эксплуатационного ресурса оборудования. Наиболее существенными проблемами организации качественного теплоснабжения городского округа «город Дербент» является:

- износ тепловых сетей и оборудования в котельных станциях;

- неравномерность температуры на вводе к потребителям по территории города, что является следствием износа сетей;

- отсутствие приборов учета у большинства потребителей тепловой энергии.

Источниками вредного воздействия на окружающую среду в системе теплоснабжения муниципального образования являются котельные. Основным топливом для источников теплоснабжения является природный газ. Количество загрязняющих веществ напрямую зависит от полноты сгорания топлива. В связи с этим для уменьшения влияния системы теплоснабжения на окружающую среду необходимо использовать технологии сжигания топлива с наибольшим КПД.

В сфере водоснабжения и водоотведения города осуществляет деятельность одна организация коммунального комплекса: ООО «Водкан». Водоснабжение городского округа «город Дербент» базируется на подземных водах Уллучаевского, Дербентского месторождений и Азадоглинского участка Присамурского месторождения и осуществляется 32-мя насосными станциями, расположенными по всей территории города. Обеспеченность населения города питьевой водой на 1 чел. в мес. составляет 7,5 куб. м, доля обеспеченности услугами централизованного водоснабжения – 68,0%, горячее водоснабжение отсутствует.

Потребность в воде города Дербента с учетом проживающего населения и действующих промышленных и других предприятий и организаций составляет более 60 тысяч кубических метров в сутки.

Система водоснабжения городского округа «Город Дербент» в настоящее время является многозонной и системно централизованной: осуществляется, одновременно из водозаборов, расположенных вне границ городского округа и из одиночных скважин, расположенных в границах городского округа «Город Дербент».

Протяженность водопроводных сетей согласно генерального плана городского округа составляет 223,3 км, в том числе:

- общая протяженность городских водопроводных уличных и внутриквартальных сетей составляет 151,84 км.

- протяженность магистральных водоводов – 74 км. Городские водопроводные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, так как 65% от общей протяженности сетей имеют полный нормативный износ.

Оценка фактического износа действующей водопроводной системы не производилась специализированной организацией, однако мониторинг и анализ совокупности целевых показателей, аварийности системы позволяет говорить о ее критическом состоянии (имеются многочисленные коррозийные повреждения, трещины, разрывы, гидравлическая разбалансировка участков сетей, в связи с наличием огромного количества несанкционированных врезок в городскую и магистральную сети).

Система водоотведения городского округа города построена в 1960-х годах прошлого века и включает в себя самотечные и напорные сети диаметром от 100 до 1000 мм, выполненные из чугунных, асбестоцементных, железобетонных и керамических труб, общей протяженностью порядка 130,0 км. Перекачка канализационных стоков в данное время осуществляется насосной станцией «Загородная» производительностью 17 тыс. м3/сут.

Очистные сооружения канализации (ОСК) с 1996 г. не работают и до настоящего времени находятся в стадии реконструкции и капитального ремонта. В связи с поднятием уровня воды в Каспийском море в 1998 г. часть напорных и самотечных коллекторов и КНС «Мамедбековская» были выведены из строя. Сброс сточных вод производится без очистки в Каспийское море по нескольким открытым выпускам. Кроме того при обильных осадках в систему бытовой канализации поступают ливневые стоки в объеме 7,2 тыс. м3 в сутки.

Неохваченные (частично не охвачены) центральной системой водоотведения отдельные микрорайоны города («Аэропорт», «Аваин-2», «Аваин-3», «Аваин– 4»).

Уличное освещение города запитано от 32 трансформаторных подстанций. Протяженность централизованных сетей уличного освещения составляет 106 км, которые проходят по 88 улицам (3016 светильников). Собственниками сетей уличного освещения и приборов является Администрация города, а электрических опор АО «ДСК». Вместе с тем, в результате нарушения схемы уличного освещения, допущенного при замене опор уличного освещения, проводимых ГКУ «Дербент-2000» в рамках празднования 2000-летия Дербента, в настоящее время по 7-ми улицам городского округа уличное освещение отсутствует.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» 1744 осветительных прибора наружного освещения на улицах городского округа были заменены на светодиодные светильники.

Городское электроснабжение в настоящее время питается от трех подстанций общей мощностью 80,3 МВА; протяженность электрических сетей города составляет 380 км. Вместе с тем, отсутствие системы капитального ремонта основного технологического оборудования на фоне значительного износа сетей, снижают надежность работы системы электроснабжения населения.

Газораспределительная система городского округа подключена к магистральному федеральному газопроводу «Казимагомед-Моздок». Протяженность сетей газоснабжения на территории города составляет 329,3 тыс. п. м. (в т.ч. надземного исполнения – 304,6 тыс. п. м.). При этом срок эксплуатации подземных газовых сетей составляет более 40 лет, в связи с чем и согласно предписаниям Ростехнадзора, они подлежат полной замене.

Энергоэффективность и энергосбережение являются одним из источников повышения эффективности экономики Дербента. Вместе с тем основными негативными факторами, препятствующими эффективному использованию энергетических ресурсов города, являются изношенность инженерных сетей, потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, отсутствие герметичности перекрытий и стен, автоматизации тепловых узлов, нарушения работы систем приточной вентиляции, устаревшая система освещения помещений, дефекты тепловой изоляции теплопотребляющего оборудования.

Реализация потенциала энергосбережения и энергоэффективности позволит не только в сжатые сроки и с наименьшими затратами высвободить энергетические мощности для обеспечения темпов роста экономики города, но и снизить у населения возрастающие расходы на коммунальные платежи. Перспективы промышленного развития и надежности функционирования организаций и учреждений различных видов деятельности жестко связаны с гарантированным обеспечением электроэнергией.

Существующая система обращения с отходами в муниципальном образовании функционирует согласно региональной и действующей на всей территории Российской Федерации нормативной документации.

Объектами санитарной очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха и др.

Система сбора отходов от населения контейнерная и безконтейнерная. Площадки с контейнерами располагаются на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, детских площадок и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100 м от наиболее удаленного входа в жилое здание. Количество контейнеров напрямую зависит от объемов образования твердых бытовых отходов. Всего на территории города 194 контейнерных площадки, на которых размещается 599 контейнеров и 38 бункер. При этом состояние городских контейнерных площадок не отвечает основным требованиям санитарно-гигиенических норм (основанием под контейнерами не всегда является водонепроницаемое основание, не регулярно проводится санитарная обработка, контейнеры не укомплектованы крышками, отсутствуют ограждения площадок).

Основным объектом захоронения отходов производства и потребления в муниципальном образовании городской округ «город Дербент» является территория свалки твердых бытовых отходов (ТБО), организованная в соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан. Отходы складируются с соблюдением условий, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и подземных вод. Все работы на полигоне по складированию, уплотнению, изоляции ТБО полностью механизированы.

Поддерживать надлежащий уровень санитарной очистки города, обеспечивая комфорт проживания и эпидемиологическую безопасность жителям города возможно при выполнении следующих мер:

корректировка 1 раз в 5 лет нормы накопления ТБО и использование ее при заключении договоров на вывоз ТБО;

увеличение количества контейнеров для сбора ТБО на площадках (в случае невозможности размещения дополнительных контейнеров на площадке – увеличение периодичности вывоза ТБО);

усиление контроля за коммерческими организациями в вопросах сбора и вывоза ТБО;

оборудование контейнеров крышками для предотвращения разноса ТБО.

обновление парка спецтехники для вывоза ТБО, т.к. часть существующей не подлежит эксплуатации по причине износа.

Неудовлетворительное состояние объектов инженерной инфраструктуры ведет к неэффективному функционированию жилищно-коммунального комплекса и повышает риск возникновения нештатных ситуаций. Недофинансирование сектора может привести к ухудшению ситуации и повышению социальных рисков.

Кроме того, существует проблема избыточной энергоемкости коммунального комплекса, что обусловлено повышенным потреблением электроэнергии (характерно для систем теплоснабжения и водоснабжения) и использованием неэффективных видов топлива (характерно для котельных). Решение проблем энергосбережения является важным инструментом в повышении эффективности функционирования коммунального комплекса.

Вследствие высокой степени физической и моральной изношенности объектов коммунальной инфраструктуры часто не обеспечивается необходимый уровень качества предоставляемых коммунальных услуг.

В исторической части Дербента на многих постройках, размещается много рекламно-информационных конструкций и вывесок, ухудшающих исторический облик фасадов. Многие вывески не согласуются с архитектурным замыслом зданий, нарушают его художественную целостность, перекрывая декоративные элементы. Визуальное пространство города в этой части нельзя назвать комфортным.

Необходима разработка единой архитектурно-художественной концепции («дизайн-код») размещения рекламных и информационных конструкций и городского освещения, ужесточающей существующие правила, с привлечением профессионального сообщества дизайнеров и архитекторов.

 

Потребительский рынок

В городском округе «город Дербент» функционирует 4 розничных рынка, на которых представлены 129 малых и средних предприятий и 1303 индивидуальных предпринимателей.

В 2014 году оборот розничной торговли составил 30796,6 млн. рублей, его доля в республиканском обороте составила 5,5 %. Индекс объема розничного товарооборота составил 115,1% к уровню предыдущего года.

Товарооборот на душу населения составил 254,7 тыс. рублей, что больше на 32,0 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Оборот общественного питания составил 4550,7 млн. рублей, что составляет 109,4% к уровню предыдущего года.

Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, составил 2794,1 млн. рублей, что составляет 157,9% к уровню предыдущего года. Объем платных услуг на душу населения составил 23,1 тыс. рублей, против 14,7 предыдущего года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: