Модели поведения предприятия




 

Главной целью предприятия должна быть максимизация выгод. Существует несколько моделей, объясняющих поведение предприятий: максимум прибыли, продаж, роста, добавленной стоимости. Выгоды предприятия отражает прибыль. Варианты максимизации прибыли сосредоточены на решениях в краткосрочной перспективе, позволяя максимизировать краткосрочный доход за вычетом затрат. В поздних вариантах считалось, что целью является максимизации стоимости предприятия. Так как стоимость в длительном интервале определяется потоком будущих прибылей, модель должна учитывать текущую стоимость денег и риск.

Существует много юридических и социальных ограничений, которые определяют предел стремлению предприятия к прибыли. В рамках этих ограничений стремятся иметь оптимальную прибыль. Это означает, что предприятию необязательно максимизировать прибыль, вместо этого оно балансирует стремление к прибыли с другими целями - экономическими и неэкономическими. [8; 57]

Модель максимизации продаж - самая известная альтернатива модели максимизации прибыли. Она подтверждена привлекательными примерами из жизни. Но очень многие исследования не подтверждают гипотезу максимизации продаж, особенно для долгосрочных целей.

Предприятия отдают предпочтение денежным поступлениям от продаж по ряду причин. (1). Изменение в продажах требует изменений в торговле, чем это оправдано равноценными изменениями в прибылях. (2). Управленцы знают, что отсутствие роста продаж наносит ущерб отношениям с потребителями. (3). Управленцы знают, что сокращение объема продаж приводит к сокращению влияния на рынке. Поскольку управляющие являются наемными служащими, оценка их работы более чувствительна к уровню продаж, чем к уровню прибылей (до тех пор, пока поддерживается приемлемый уровень прибылей).

Максимизация отдаленной прибыли составляет часть стратегии сохранения позиций в конкурентной борьбе, которая способна дать большую прибыль в отдаленном будущем. Увеличение продаж считается краеугольным камнем стратегии. Рост и потенциал служат мерилом успеха предприятия. Если продажа обеспечивает максимум прибыли, объем продаж должен оставаться постоянным, пока постоянны затраты и уровень спроса. По этой модели у предприятия нет оснований для наращивания продаж. В действительности спрос и затраты не остаются постоянными, и нужно стремиться к росту объемов продаж. Рост должен финансироваться либо удержаниями из доходов, либо займами. Осторожные управляющие поддерживают соотношение «обязательства - активы» достаточным для роста, но ниже предела неприемлемого риска. В отдаленной перспективе рост определяется наличием нужного потока прибылей. Какие бы различия ни проявлялись в краткосрочных интересах, долгосрочные интересы одинаковы. Решение о максимуме роста продаж является решением о максимуме прибыли в перспективе. [15; 80]

Хотя модель максимизации прибыли может быть применена как в коротком, так и длительном периоде, фактически сосредоточиваются на текущих прибылях. Внимание сосредоточивается на таких аспектах, как доход на акцию, а не на долгосрочных концепциях повышения эффективности от использованных ресурсов. Краткосрочная прибыль игнорирует интерес работников предприятия. Управленческий аппарат пытается улучшить финансовую картину и, чтобы уменьшить затраты, сокращает заработную плату работникам, а профсоюзы, защищая их интересы, требуют повышения зарплаты. Предпочтение краткосрочной прибыли является причиной враждебных отношений, существующих между управляющими и сотрудниками.

Предприятие покупает исходные материалы (товары и услуги) у внешних поставщиков. Добавленная стоимость - разность продаж за определенный период и издержек на товары и услуги, купленные у поставщиков. Она включает труд, капитал и прибыль предприятия. Модель добавленной стоимости направлена на максимизацию выгоды всех: управляющих, рабочих, поставщиков и акционеров. Философия состоит в том, что цель частной корпорации состоит в вознаграждении своих работников (как управляющих, так и рядовых сотрудников). Оно включает не только заработную плату, жалованье и привилегии, но и удовлетворение, получаемое от изготовления качественного продукта.

Заработная плата управленцев и затраты на содержание являются частью добавленной стоимости. Управление и труд уже не противники, а преследуют общую цель максимизации добавленной стоимости. Если она стала целью, то управляющие и рабочие начинают сознавать, что их интересы неразрывно связаны со способностью конкурировать на рынках. Они стремятся к сокращению затрат и увеличению выручки.

Гармоничная организация хозяйства по максимуму добавленной стоимости перспективна и потому заслуживает серьезного изучения. Модели управленческого поведения включают модель управленческой выгоды, модель управленческой разумности и агентскую модель. Все эти модели исходят из базовых предположений: (1) как владельцы, так и управляющие являются рациональными людьми, максимизирующими свою выгоду; (2) имеются противоречия владельцев и управляющих; когда управляющие максимизируют свою выгоду, они уменьшают выгоду владельцев.

Модель управленческой выгоды: (1) ставка прибыли меньше в контролируемых управляющими фирмах, чем в фирме, управляемой владельцем, поскольку управленцы игнорируют заинтересованность владельцев в максимизации прибыли; (2) управляющие не имеют личного интереса в максимизации прибыли.

Модель управленческой разумности: (1) управляющие фирм могут преследовать личные интересы при условии, что обеспечивают уровень прибылей, достаточный для выплаты приемлемых дивидендов владельцам; (2) когда предприятие процветает, управляющие стремятся получать нематериальное вознаграждения. Бихевиористы называют эти нематериальные блага управленческими привилегиями.

Агентская модель ориентирована на отношения принципалов (акционеров) и их агентов (управляющих), действующих в интересах первых. Чтобы управляющие действовали, акционеры делегируют им право принятия решений. Его полномочия предполагают делегирование права принятия решений другим управляющим. Недобросовестные управляющие могут принимать решения для личного обогащения. Их интересуют дорогостоящие привилегии, а не сокращение затрат. Они уклоняются от принятия решений, имеющих элементы риска, опасных для их должности, или вступать в конфликты, создавая напряженность внутри компании или на рынке, нанося ущерб максимизации прибыли. Проблема том, что акционеры не могут знать, делают ли управляющие все для максимизации состояния владельцев. Акционеры могут видеть только результаты действий, проявляющиеся на самом нижнем уровне. Если акционеры не являются управляющими, они не могут следить за процессом управления. Если результаты неудовлетворительны, то акционеры могут наказать управляющих (лишить премий, не повысить оклад, уволить). Но пока результаты удовлетворительны, акционеры не могут установить, получают ли максимум выгоды. [20; 40]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: