Общий swot-анализ туристского потенциала области приведен в таблице № 2.
Таблица № 2
Сильные стороны развития ВВТ | Слабые стороны развития ВВТ |
- наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма: культурно-познавательного и этнографического, круизного, рекреационно-лечебного, экологического, приключенческого, религиозного, охоты, рыбалки и пр.; | - высокая (неконкурентная) цена турпродукта на российском и международном рынках; - низкое качество турпродукта, недостаток комфортабельных средств размещения; - отсутствие туристского имиджа Нижегородской области вследствие «закрытости» области; |
- выгодное географическое расположение Нижегородской области на перекрестке важных транспортных магистралей; - близость столицы г. Москвы (400 км); - наличие речного, железнодорожного вокзалов, международного аэропорта, 3-х автовокзалов; | - недостаток комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания постоянных въездных и внутренних туристских потоков; - отсутствие нижегородской авиакомпании для организации чартерных программ; - неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие придорожного сервиса; |
- наличие инфраструктуры питания – около 1000 баров, ресторанов, кафе; | - отсутствие информации на иностранных языках; - отсутствие приемлемого сервиса на предприятиях общественного питания в сельской местности; |
- наличие уникальных объектов историко-культурного и природного наследия; | - необходимость реконструкции большинства объектов историко-культурного и природного наследия; - отсутствие информационной базы данных о субъектах туриндустрии; |
- относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в Нижегородской области; | - имидж закрытого города и неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий, рекламных акций; - отсутствие рекламных информационных материалов о туристском потенциале области в России и зарубежом; |
- заинтересованность местного населения в предпринимательстве в сфере ВВТ; | - отсутствие стимулирующих условий для развития предпринимательства в сфере ВВТ; - низкий уровень квалификации кадров в сфере ВВТ на местном уровне; |
- наличие и активная деятельность ВЗАО «Нижегородской ярмарки» и других деловых и выставочных центров. | - недостаточное количество коллективных средств размещения, удовлетворяющих требования делового туризма. |
Сильные стороны развития лечебно-рекреационного туризма | Слабые стороны развития лечебно-рекреационного туризма |
- наличие природных ресурсов для развития санаторно-курортного комплекса; - наличие материальной базы. | - инвестирование в основной капитал и обновление оборудования увеличивает стоимость турпродукта, понижая его конкурентоспособность. |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма | Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма |
- 3326 памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной, из них: 1945 памятников архитектуры, 26 памятников монументального искусства, 914 памятников археологии; - 2 памятника XVI века, 49 - XVII века, 185 – XVIII века; - наличие уникальных туристских ресурсов в виде: объекта экотуризма - оз. Светлояр, объекта этнографического туризма - г. Городец; религиозного туризма – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и др. | - большинство памятников архитектуры находятся в неудовлетворительном состоянии; - все археологические объекты не доступны для туристов; - отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, системы обеспечения безопасности; - недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в т.ч. знания языков. |
Сильные стороны развития круизного туризма | Слабые стороны развития круизного туризма |
- наличие крупных транспортных артерий – р. Волги и р. Оки и возможность создания большого спектра круизов; - наличие минимального парка судов; - наличие операторов по круизному туризму; - достаточный ресурс историко-культурного наследия; - наличие парка малых судов, которые могут быть использованы на экскурсионных линиях; - наличие инвестиционного проекта по строительству круизных судов. | - высокая степень изношенности судов (суда 1958-1960-х годов); - высокие затраты на реконструкцию, строительство, техническое переоборудование круизных судов; - отсутствие собственных средств на реконструкцию и повышение комфортабельности; - невозможность приема туристскими центрами (Городец, Балахна, Чкаловск, Павлово и др.) теплоходов из-за необорудованности причалов и обмеления русла; - отсутствие обустроенных зеленых стоянок; - недостаток собственных средств для обеспечения кредита или гарантий на строительство или закупку новых судов. |
Сильные стороны развития этнографического туризма | Слабые стороны развития этнографического туризма |
- в области сосредоточены около 20% ремесел всей России, в т.ч. всемирно известные золотая хохлома, семеновская матрешка, золотная вышивка, городецкая, полховско-майданская росписи, ткачество, гипюр, филигрань, ножевой промысел, деревообработка и др.; - во многих районах области работают от 50 до 200 мастеров, занятых в сфере народно-художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного искусства; - традиции старообрядчества, многонациональный состав населения. | - отсутствие выставочных залов или музеев при организациях народных художественных промыслов (далее - НХП); - недостаточные маркетинг НХП и ремесел и слабая ориентированность на сувенирную продукцию; - отсутствие информации о потенциальных туристских ресурсах районов области и возможностях местного населения; - отсутствие программы микрокредитования для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма. |
Сильные стороны развития экологического и сельского туризма | Слабые стороны развития экологического и сельского туризма |
- наличие уникальных природных ресурсов; - наличие традиционных ресурсов: 394 памятника природы, 18 заказников, 1 государственный природный биосферный заповедник «Керженский»; - возможность развития сельского туризма и системы частных гостиниц. | - полное отсутствие инфраструктуры, не оборудованы стоянки, тропы, смотровые площадки; - отсутствует система регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие у сельского населения первоначальных инвестиций. |
Возможности | Угрозы |
- внедрение системы государственной поддержки развития ВВТ в виде льготного кредитования, гарантийного фонда, льготного налогообложения, - развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа; - активная маркетинговая политика; - включение в федеральные программы и проекты. | - введение статуса закрытой области; - конкурентное и инвестиционное преимущество других субъектов РФ в сфере развития ВВТ; - экономическая и политическая дестабилизация; - экологические катастрофы. |
|
|
|
2.3. Анализ состояния туристской индустрии в Нижегородской области и
динамики показателей её функционирования
За период 2000-2005 годов на нижегородском рынке туристских услуг наметились отчетливые положительные тенденции роста объема туристских услуг, в т.ч. в сегменте внутреннего и въездного туризма.
Таблица № 3
Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями, осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность за период с 2000 по 2005 годы
(в тыс. руб.)
Вид услуг | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Туристские услуги | 41711,3 | 73200,2 | 55876,2 | 94559,7 | 142388,6 | 160725,6 |
Темпы роста, в % | - | 175,5 % | 76,0% | 169,2 % | 150,5 % | 112,0% |
*по данным Росстата
Из вышеприведенных показателей видно, что после резкого падения объема услуг в 2002 году тенденция роста, начиная с 2003 года, стала устойчивой. Начало реализации областной программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 годы», утвержденной постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2002 года № 278, способствовало увеличению туристского потока в область и увеличению объема услуг, несмотря на общероссийские тенденции снижения роста туристского потока.
Внутренний туристский поток (туристов и экскурсантов) в Нижегородской области в 2005 году составил около 460 тыс. чел. Количество въехавших в Нижегородскую область иностранных гостей составляет более 40 тыс.
Приведем статические данные по пяти наиболее крупным туристским организациям области. Всего в области туристскую деятельность осуществляет более 250 организаций, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность, около 20% из которых ориентированы на развитие въездного и внутреннего туризма.
Таблица № 4
№ | Количество российских туристов и экскурсантов | Иностранные туристы, чел. | ||||
Организация | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Туроператор в сегменте культурно-познавательного, лечебного, делового и круизного туризма | 19 669 | 25 483 | 55 246 | |||
Туроператор в сегменте круизного и лечебно-рекреационного туризма | 49 441 | 58 348 | 75 950 | - | - | |
Туроператор в сегменте культурно-познавательного, лечебно-рекреационного туризма | 4 840 | 7 590 | 8 505 | |||
Туроператор в сегменте культурно-познавательного и делового туризма | 4 905 | 7 338 | ||||
Туроператор в сегменте культурно-познавательного туризма | 4 529 | 5 245 |
* по данным анкетирования организаций, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность
Из приведенных выше данных, отчетливо видна тенденция роста въездного и внутреннего туристского потока. Особо следует отметить, что наибольшая доходность и оборот приходятся на сегмент круизного, лечебно-рекреационного и делового туризма.
В целом, следует отметить, что наметившаяся в 2002 году тенденция повышения интереса к российскому и, в частности, нижегородскому турпродукту благодаря маркетинговой поддержке, осуществляемой в рамках областной программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 годы»,утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2002 года № 278, к 2005 году укрепилась, что в свою очередь позволяет прогнозировать достаточно быстрый рост объемов туристских услуг в сфере ВВТ на очередной среднесрочный период.
Развитие лечебно-рекреационного туризма отмечено тенденцией замедления темпов роста по сравнению с предыдущим 5-летним периодом. Объем санаторно-курортных услуг в период с 2000 по 2005 годы в Нижегородской области вырос только на 11%. Дальнейшее развитие санаторно-курортной сферы и формирование конкурентоспособного турпродукта лечебно-рекреационного характера зависит от государственной поддержки отрасли. Отмена налоговых льгот для учреждений санаторно-курортной сферы по налогу на землю, на которой расположены лесные массивы и без которых невозможно существование лечебного микроклимата, может привести к существенному повышению стоимости услуг и значительному снижению объемов услуг.
Таблица № 5
Объем санаторно-оздоровительных услуг за период с 2000 по 2005 годы (тыс. руб.)*
Объем услуг/годы | ||||||
Объём санаторно-оздоровительных услуг, в тыс. руб. |
*по данным Росстата
Если количественные показатели в целом характеризуют положительную тенденцию развития отрасли «туризм» в Нижегородской области, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки на развитие туристской инфраструктуры области.
2.4. Анализ проблем, препятствующих развитию ВВТ
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области, являются следующие:
- слабая маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о туристском потенциале области, недостаточное для формирования туристского имиджа Нижегородской области;
- низкая конкурентоспособность нижегородского турпродукта по цене и качеству;
- недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта; неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
- неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;
- значительный моральный и физический износ существующей материальной базы санаторно-курортной сферы;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие ВВТ в области;
- отсутствие системы статистического учета, что не позволяет оценить динамику отрасли области в целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития ВВТ;
- отсутствие системы качественной подготовки инвестиционных проектов в сфере туриндустрии;
- отсутствие системного государственного подхода к управлению качеством туристских услуг;
- недостаток высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров в сфере туризма;
- ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране;
- недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников и т.д.).
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов «Золотого кольца», так и регионов Приволжского федерального округа. Для увеличения въездного туристского потока необходимо конкурировать на мировом рынке и вести активную рекламную кампанию на международном рынке наряду с ведущими туристскими странами мира.
Развитие въездного и внутреннего туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль «туризм» носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и многие другое. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом.