(на примере Турции и Канады)
Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.
В этом отношении показателен опыт Турции, где за первые два года реализации правительственной программы развития въездного туризма в 2001-2020 годах были достигнуты значительные результаты.
Бюджет правительственной программы составляет 450 млн. $, из которых 250 млн.$ направлено на поддержку существующих объектов туристской инфраструктуры, 100 млн.$ - на развитие инфраструктуры въездного туризма (транспортная инфраструктура, средства размещения, организации общественного питания и т.д.), 100 млн.$ - на продвижение национального турпродукта на международном рынке.
В рамках программы все льготы определяются специальным сертификатом, для получения которого устанавливается минимальная сумма инвестиций в туристскую отрасль как в неприоритетных, так и в приоритетных регионах и зонах свободной торговли.
Местным и иностранным инвесторам в туризм предоставляют следующие льготы:
· инвестиционная поддержка по налогам;
· сокращение налога на добавленную стоимость на 8-10% с целью легализации активов;
· освобождение от таможенных пошлин на ввозимые машины и оборудование;
|
· льготные кредиты;
· поддержка частных авиакомпаний путем субсидирования.
Льготы по налогам и сборам означают:
· освобождение от таможенного налога машин и оборудования, которые должны быть завезены согласно льготному сертификату;
· освобождение от таможенного налога ряда машин и оборудования независимо от наличия льготного сертификата;
· скидки на корпоративный налог (от 30 до 100%);
· освобождение от уплаты части подоходного налога с заработной платы рабочих, занятых в регионах высокой степени приоритетности.
Согласно закону по стимулированию туризма, ряд льгот предоставляется в Турции и туроператорам. Их доходы от туристской деятельности облагаются корпоративным налогом лишь на пятую его часть. 20% доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и проконвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогообложения в течение 10 лет со дня создания предприятия.
Благодаря финансовой поддержке государства, туристская отрасль в Турции за последние 5 лет переживает настоящий бум.
Другим примером, демонстрирующим активное участие государства в развитии отрасли, является реализация программы развития туризма до 2010 года в канадской провинции Британская Колумбия.
Цель программы: · Повысить количество туристов, особенно туристов с высокими доходами; · Повысить объем инвестирования частного капитала; · Повысить интенсивность использования существующих ресурсов. | Действия: · Бюджет затрат на маркетинг: $50млн. · Инвестиции в транспортную инфраструктуру: $1600 млн. · Создание конкурентной среды: - Уменьшение налогообложения на треть на ближайшие 3 года; - Создание системы быстрой регистрации мелкого и среднего бизнеса; - Внесение поправок в законодательство в целях увеличения доступа малого и среднего бизнеса к венчурному капиталу. · Инвестиции в обучение: $1,2 млн. инвестиций в создание центров обучения и подготовки кадров. |
Вывод: для достижения цели по завоеванию Нижегородской областью на рынке въездного и внутреннего туризма определенной доли необходимо также учитывать государственную политику, формирующую конкурентные преимущества не только субъектов Российской Федерации, но и других государств. За потенциальные туристские потребительские рынки, например, немецкий, как самый приоритетный - на рынке международного туризма ведется жесткая конкуренция со стороны стран всего мира. Перераспределить долю на рынке ВВТ возможно только при помощи государственной поддержки, позволяющей формировать качественный и конкурентный по цене турпродукт.
|