Исходя из данных таблицы, посчитать среднее значение массы образцов, их погрешности. Вычислить объёмы образцов, их погрешности. По полученным данным рассчитать значение плотности образца с учётом погрешности. На основе полученных данных сделать вывод о природе материалов из заданий 1 и 2, а также об условии плавания тел для задания 2.
Контрольные вопросы
1. Что такое плотность?
2. Медный, железный и золотой шарики имеют одинаковый объём. Какой из шариков будет иметь большую (меньшую) массу и почему?
3. Меняется ли плотность от температуры? Почему?
4. Чему примерно равна плотность человека? Ответ обосновать.
5. Почему человек не летает в воздухе как в воде?
Работа №5
Изучение сил притяжения
Цель: изучить силы притяжения астрономических объектов.
Оборудование: модель солнечной системы, изображения галактик.
Введение
Все мы знаем, что если отпустить предмет – он упадёт на землю, если мы подпрыгнем – обязательно вернёмся назад. Подобных примеров существует множество, однако обусловлено данное явление лишь одним: существует сила, которая притягивает к Земле различные тела. Эту силу называют силой тяжести. Как и любая другая сила, сила тяжести – векторная величина, а значит, имеет своё направление. В общем случае сила направлена к центру объекта, в поле тяжести которого он находится. Если мы рассматриваем притяжение человека к Земле – эта сила будет направлена вертикально вниз независимо от наклона поверхности, на которой он находится. Как правило, обозначают силу тяжести , где m – масса тела, а – ускорение свободного падения ().
Ускорение свободного падения будет зависеть от массы объекта (M), в поле тяжести которого находится тело, а также от его радиуса (R). Таким образом, получается формула определения для ускорения свободного падения:
|
где – гравитационная постоянная ().
Таким образом, сила тяжести на разных планетах будет различной.
Однако силой притяжения обладают не только большие астрономические объекты, но и все тела. Явление притяжения всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Тела массами и , находящиеся на расстоянии друг от друга, притягиваются друг к другу с силой:
.
Задание
Вычислить свою силу тяжести на всех планетах солнечной системы, а также силу притяжения планет к Солнцу.
Рассчитать силу притяжения к трём одноклассникам разной массы, находящихся на разном расстоянии.
Посчитать расстояние между пылинками массами 3 г, если известно, что сила, с которой они притягиваются друг к другу, равна 1Н.
Два одинаковых шара находятся на расстоянии 4 мкм. При этом сила гравитационного взаимодействия между ними равна 7 пН. Вычислить массы этих шаров.
Контрольные вопросы
1. Что такое сила тяжести? От чего она зависит?
2. Сформулировать закон всемирного тяготения.
3. Почему сила притяжения между людьми столь маленькая?
Работа № 6
Изучение сил в природе
Цель: изучить силы, действующие в природе, определить коэффициент трения поверхности и жёсткость пружины.
Оборудование: бруски из разных материалов (дерево, сталь, медь, алюминий, резина), пружины разной жёсткости, динамометр, набор грузиков, штатив, доски разных материалов (дерево, сталь, медь, алюминий, резина), линейка.
|
Введение
В природе, как известно, есть множество сил разного происхождения, которые действуют в разных случаях на разные тела: в случае, когда тела падают с какой-то высоты на поверхность Земли, говорят о силе тяжести, если брусок всплывает на поверхность воды – о силе Архимеда и т.д.
Здесь мы рассмотрим силы, возникающие от очевидного возмущения объектов, со стороны которых действуют эти силы.
Рассмотрим тело, покоящееся на горизонтальной плоскости. Приложим к этому телу горизонтально направленную маленькую силу (например, 1Н), чтобы тело всё ещё оставалось на месте. Очевидно, что если на тело оказывается какое-то воздействие, а движение не начинается, то значит, возникает противодействующая перемещению сила. В данном случае этой силой будет являться сила трения.
Она возникает из-за того, что поверхности, на которой лежит тело, «не нравится» то, что по ней что-то тащат. Поэтому сила трения пытается противодействовать этому движению. Другими словами, сила трения – сила сопротивления движению по поверхности. В нашем примере ей это удаётся, однако если приложить достаточно усилий (приложить большую силу) – тело будет перемещаться либо равномерно, либо равноускорено.
Минимально необходимая для этого сила будет определяться как максимально возможная сила трения:
,
– коэффициент трения,
– масса тела.
Коэффициент трения покажет то, насколько легко можно привести в движение тело. Он зависит от шероховатости поверхности и соприкасающейся части тела: чем более гладкая поверхность, тем лучше будет скользить по ней тело, и наоборот.
|
Теперь рассмотрим тело, лежащее на шероховатой поверхности, прикреплённое к стене пружиной. Приложим к нему достаточную для начала движения силу, направленную в противоположную сторону от пружины. Очевидно, что последняя начнёт растягиваться. Однако пружине «не нравится», что на неё оказывается какое-либо воздействие, и она пытается вернуться в первоначальное положение.
Таким образом, возникает сила упругости, которая направлена в сторону против деформации пружины:
,
– коэффициент жёсткости пружины,
– относительное удлинение пружины.
Жёсткость пружины покажет то, насколько сильно можно разжать (сжать) пружину. Она зависит от материала пружины и её геометрических размеров: чем длиннее пружина, тем легче её деформировать; чем толще стержень, из которого сделана пружина, тем сложнее её деформировать.
Задание
1. Измерить массу каждого бруска (). Прикрепить динамометр к одному из брусков, положить конструкцию на одну из досок. Перемещать за динамометр конструкцию с постоянной скоростью. Зафиксировать значение силы () на динамометре. Повторить данные действия 5 раз. Повторить измерения для каждого бруска на каждой поверхности. Полученные данные внести в таблицы.
1.1. Брусок: дерево,
Материал доски | , Н | , Н | , Н | ||
Дерево | |||||
Сталь | |||||
Медь | |||||
Алюминий | |||||
Резина | |||||
1.2. Брусок: сталь,
Материал доски | , Н | , Н | , Н | ||
Дерево | |||||
Сталь | |||||
Медь | |||||
Алюминий | |||||
Резина | |||||
1.3. Брусок: медь,
Материал доски | , Н | , Н | , Н | ||
Дерево | |||||
Сталь | |||||
Медь | |||||
Алюминий | |||||
Резина | |||||
1.4. Брусок: алюминий,
Материал доски | , Н | , Н | , Н | ||
Дерево | |||||
Сталь | |||||
Медь | |||||
Алюминий | |||||
Резина | |||||
1.5. Брусок: резина,
Материал доски | , Н | , Н | , Н | ||
Дерево | |||||
Сталь | |||||
Медь | |||||
Алюминий | |||||
Резина | |||||
2. Измерить первоначальную длину пружины (). Жёстко закрепить пружину одним концом на штатив, к другому концу подцепить грузики известной массы. Провести 5 измерений с разными комбинациями массы грузиков (). Измерить длину пружины для каждого случая (). Полученные данные внести в таблицу.
№ пружины | , м | , кг | , м | , м | , Н/м | , Н/м | , Н/м |