Сфера «общеобразовательных», служащих поддержанию реноме, притязаний подзаказного встречает нейтральное, окрашенное некоторым «попустительством» отношение со стороны заказчика, при этом последний представляется в данном круге вопросов в целом более сильным.
Очевидно, что, в отличие от ревизных отношений, безнадежных для подчиненного участника, в отношениях заказа имеются возможности эффективного противодействия господствующему партнеру, так что последний оказывается в определенном смысле более слабым и, в случаях открытой конфронтации, становится пострадавшей стороной.
Второе важное отличие этого вида разноуровневых отношений заключено в их большей, по сравнению с ревизией, гуманности и осмысленности. По этой причине отношения заказа часто обладают достаточной теплотой, чтобы соединить людей в дружбе, а также и в брачном союзе на долгие годы.
Менее благоприятно заказ реализуется в случаях, когда заказчик — личность заведомо более слабая по сравнению с подзаказным, т.е., например, заказчик— ребенок, подзаказный — взрослый, или же: заказчик — женщина, подзаказный — мужчина. В последнем случае достичь взаимопонимания особенно сложно. Поэтому чаще наблюдаются браки, а которых супруга — подзаказный.
В отношениях делового сотрудничества заказ не может считаться предпочтительным. Однако, он и не столь тягостен, как ревизия.
Сравнительно хорошее развитие заказные отношения могут получить в ситуации, когда заказчик — босс, но лишь при условии, что он научится «слышать» сотрудника-подзаказного. А вот если босс — подзаказный, ему следует стараться задействовать профессиональную мощь заказчика, вместо того чтобы направлять усилия на борьбу с ним.
|
Развитие отношений по конструктивному варианту тем более возможно, что сферы профессиональной уверенности у партнеров практически не пересекаются.
Таким образом, мы завершили представление всех возможных видов интертипных отношений в соционе.
Мы видели, что практически каждому из отношений присущи как определенные положительные черты, так и специфические для него трудности. Это касается и дуальных отношений, хотя диада — единственное парное сочетание, в котором достижение психологической гармонии является принципиально возможным.
Если задаться целью ранжировать отношения — по шкале от лучших к худшим, то не удастся обойтись без уточнений. С точки зрения какого взаимодействия строится шкала? Результативности делового сотрудничества или же пригодности для брачного союза? А возможно, чего-то еще?
И даже после уточнения этих вопросов задача может быть решена лишь приблизительно.
Вот как выглядит шкала интертипных отношений по степени их предпочтительности в супружестве:
ДУАЛЬНЫЕ |
Тождественные |
Активаиионные |
Зеркальные |
Полудуальные |
Родственные |
Параллельные |
Деловые |
Ид |
Миражные |
Заказные |
Суперэго |
Противоположные |
РЕВИЗНЫЕ |
Находящиеся на полюсах дуальные и ревизные отношения вынесены «в бесконечность»: это отражает идею, что, во-первых, никакие отношения, кроме дуальных, не допускают совершенной гармонии, и, с другой стороны, брак, основанный на отношениях ревизии, абсолютно дисгармоничен.
|
Понятно, почему мы оговаривались об условности, приблизительности таких диаграмм. Реальные межличностные отношения допускают те или иные «перестановки» позиций: так, например, возможен активационный брак, более полный и счастливый, нежели тождественный, если тому способствуют личностные особенности супругов.
В еще большей степени условно ранжирование отношений по их приспособленности к деловому сотрудничеству. Тем не менее, мы представляем здесь и такую шкалу, ибо она вполне, может служить качественным ориентиром:
Дуальные |
Активаиионные |
Тождественные |
Полудуальные |
Деловые |
Параллельные |
Зеркальные |
Ид |
Миражные |
Заказные |
Суперэго |
Противоположные |
Ревмзные |
Родственные |
Безусловно, для однозначной объективной оценки трудных конкретных ситуаций требуется участие квалифицированного эксперта. Тем более что задача многократно усложняется, если речь идет не о паре сотрудников, а о целой группе. Грамотно провести тимбилдинг,[33] добиться действительно согласованной и результативной работы коллектива может лишь профессионал соционической) менеджмента.
И если практически каждый из наших руководителей лихо берется за кадровую работу, не только не заручившись поддержкой консультанта, но даже не обладая элементарной психологической грамотностью, то это говорит лишь о дремучести экономической жизни. Вы можете ухмыляться, когда говорится о том, что высшая ценность — это люди, но бесспорно для каждого, что ценности создаются людьми.
|
Человек же сложнее, чем любая финансовая операция, и наука о нем — потруднее, чем теория Маркса.
WHO IS WHO,
или
КАК РАБОТАЕТ СОЦИОНИК
— Откуда вы взяли, что я моряк?
— Из вашей визитной карточки.
— Мало ли что там написано. У меня есть еще одна,
где сказано, что я шелковичный червь.
Дэшил ХЭММЕТ
Вне всяких сомнений, дойдя до этого места, читатель уже не раз и не два задавал себе (или автору?) вопрос: но как?! Как узнать, кто есть кто? К какому соционичесиому типу следует отнести того или иного реального человека, по каким признакам это определяется? Иными словами, как поставить соционический диагноз?
О, да. Типодиагностика — это, быть может, центральная проблема всей соционики. Нет необходимости убеждать читателя, насколько важна точность идентификации типа: ведь на этом строится все дальнейшее, от профессиональных рекомендаций для человека до анализа отношений в команде. Если диагност «соврал» хотя бы по поводу одной личности, рушится вся картина целиком. И для человека, в отношении которого «ошиблись», такая халтура может иметь весьма серьезные последствия.
В идеале, соционику-диагносту, как и саперу, должно быть позволено ошибиться один-единственный раз: соврал — и погиб как профессионал.
Сапер может, в целях обучения, долго тренироваться на макетах, соционик же начинает выдавать лживые заключения сразу живым людям; хорошо еще, если он вообще когда-нибудь станет сносным диагностом...
Впрочем, человеческой культуре известны области с не менее высокой, чем в соционике, профессиональной ответственностью: это медицина (в частности, психиатрия), педагогика, юриспруденция.
С психолога взятки гладки: он оперирует «объективными» выводами, он говорит: «Вот по такому-то тесту вы получаетесь интроверт. Ученые авторитеты составили этот тест и проверили на валидность, я же только предложил его вам и обсчитал результат...»
Это ничего, что по другому тесту вы попадаете в экстраверты, как не страшно и то, что само понятие ингроверсии—экстраверсии, придуманное совсем уж большими психологическими авторитетами, весьма искусственно, надуманно и условно, и никто досконально не знает, что оно означает для живого человека.
Зато никто не придерется к такой вот формулировке: «По результатам теста, вы экстраверт, следовательно, мы можем порекомендовать вам работу, связанную с широким кругом общения...»
Соционический диагноз претендует на нечто гораздо более определенное и существенное.
Соционический тип — это не условное понятие, не модельная конструкция, а некоторая природная данность, как пол — мужской и женский. С этим связана и степень ответственности диагноста.
Педагогов-взломщиков, судей-безбожников и врачей-коновалов у нас считать — не пересчитать. Социоников-врунишек тоже, кстати, предостаточно. Мы отстаиваем истинный профессионализм и высокую ответственность в соционике вообще и прежде всего — в соционической диагностике.
Такова одна из сторон проблемы — при взгляде извне, с точки зрения соционики для пользователя.
Есть и другая сторона, внутренняя для соционики: методы типодиагностики, а также критерии правильности соционического диагноза. Безусловно, одно должно быть органично связано с другим, и метод обязан основываться на положениях, гарантирующих истинность конечного результата, т.е. идентификации конкретной личности с соционическим типом.
Мы кратко обсудим здесь основные из методов типодиагностики, чтобы оградить читателя от сакраментального вопроса, который так любят задавать дилетанты и фарисействующие соционики: «А как вы докажете, что именно вы поставили верный диагноз?!»
Несмотря на явную казуистичность, такой «аргумент», повторяем, весьма в ходу даже среди тех, кто причисляет себя к соционикам, что свидетельствует лишь об их неудовлетворительном профессиональном уровне.
Ответ может быть и такой: «Уверен, потому что знаю. Знаю, потому что вижу. «Имеющие уши да услышат». Я не виноват, что вам не дано».
Тем не менее, для более рационалистически настроенного читателя мы чуть ниже представим обзор методов типодиагностики, в итоге которого читатель сможет со спокойной совестью сказать: да, очевидно, что совершенное владение данной техникой позволяет диагностировать безошибочно.
И все же многое, очень многое определяется личностью диагноста. Сама соционика говорит о том, что различным типам по-разному доступны те или иные сферы деятельности, и сфера соционической диагностики не является исключением.
И даже среди представителей типа, который как нельзя лучше подходит для соционико-диагностической профессии, найдутся личности более талантливые и менее талантливые.
Это похоже на ситуацию в медицине: много ли среди врачей хороших диагностов? Да нет, конечно.
На выручку медикам приходит консилиум — это когда много плохих диагностов собираются вместе и пытаются поставить правильный диагноз. Заметим, что действительно хороший врач, уверенный в своем понимании болезни и больного настолько, что готов отвечать за это понимание перед Богом, не нуждается в том, чтобы созывать консилиум и делить таким образом ответственность.
Однако, если в медицине, которая в основном имеет дело с физическим организмом и базируется на материальных предпосылках (например, результаты анализов, а также великое множество других физико-химико-технических методов исследования), коллегиальность еще имеет какой-то смысл, то в соционике...
Маловероятно все-таки, что если девять из десяти врачей определили корь и лишь один — краснуху, то прав именно этот последний.
Для соционики же совершенно обыденна ситуация, когда сто «диагностов» считают, например, Кравчука Оператором, а один диагност — Легионером, и именно этот последний прав.
Еще более характерно для социоников иметь ровно шестнадцать диагнозов по поводу одной и той же личности.
Так чего же вы добьетесь, собрав соционический консилиум?..
Прибегнем еще к одной медицинской параллели, на этот раз — более близкой к соционике. Мы имеем в виду психиатрию. Все же предмет у этих двух дисциплин в какой-то мере общий: психическое функционирование человека.
И действительно, психиатрический консилиум уже существенно похож на соционический: ученые коллеги не потрясают друг перед другом электрокардиограммами, зато зондируют диагностируемого проницательными взглядами и обмениваются друг с другом умными мнениями.
Чей диагноз окончательно запишут в протокол? Очевидно, того психиатра, который был наиболее убедителен. Например, это может быть профессор.
Гарантирует ли это верность диагноза? Смешно даже отвечать.
Однако приступим к рассмотрению особенностей внутреннего аспекта задачи соционической типодиагностики.
Первый и основной метод типодиагностики — соционико-аналитический.
Дело в том, что нельзя научиться одной только типодиагностике, не изучая соционики. При таком подходе избежать ошибок не удастся. Соционическая типодиагностика органично содержится, в ткани аппарата соционического анализа.
В том, что аппарат этот достаточно сложен, читатель может убедиться, заглянув в Аппендикс Б нашей книги. Это своего рода высшая математика. Даже для освоения формализма потребуются определенные усилия. Самое же трудное — научиться адекватно осуществлять психологическую интерпретацию. Здесь нужен особый талант, и как раз вовсе не математический.
Предоставим изучение соционического анализа тем способным студентам, которые намерены заниматься соционикой (в том числе и диагностикой) профессионально. Мы надеемся, что знакомство с нашей книгой, включая Аппендикс Б, станет для них полезным шагом на этом пути.
Соционика — дело профессионалов.
Бессмысленно, например, пытаться определить чей-либо тип при помощи описаний, содержащихся в главе «Виртуоз на своем месте». Да, описания эти могут быть узнаваемы, во всяком случае, нам хотелось бы в это верить. Может даже случиться, что по описаниям типов вы поставите кому-то (например, себе) правильный диагноз. И все же, эти описания вторичны. Не понимая, откуда они проистекают, вы не можете быть диагностом.
Описания типов, а также описания отношений (см. главу «Сыгранный оркестр») есть продукт соционического анализа.
И такой частный вопрос, как типодиагностика, имеет полное разрешение в рамках соционико-аналитического рассмотрения.
Образно говоря, профессионал-соционик видит, как «дышит» модель А, встроенная в живую личность, как функционирует каждый ее элемент на каждой из позиций. Дальнейшее подтверждение правильности диагноза получается из наблюдения резонансов в процессах коммуникации.
Да не испугает читателя обилие терминов; мы также и в мыслях не держим никакой мистики. Все наши утверждения имеют ясный рациональный смысл для того, кто владеет соционическим анализом.
Вспомогательным для соционической типодиагностики может быть признан физиогномический метод.
Мы уже отмечали выше, что соционический тип — образование комплексное, универсальное, затрагивающее не только психоинформационные, но и многие другие аспекты человека.
Так, определенному соционическому типу свойственны определенные формы лица (в частности, глаз), конституции и т.п. Эти особенности играют существенную роль в типодиагностике и в практической соционике вообще. Однако, их детальное рассмотрение не входит в предмет нашей книги; то же относится и к некоторым другим типодиагностическим методикам.
Признаком определенного мастерства в диагностике является способность к интегральному распознаванию типа: диагност «видит в целом», что перед ним, к примеру, Оператор. Если попросить его объяснить, как он это понял, ответ прозвучит примерно так: «Ну, у него глаза Оператора, он сенсорик, и у него блестящая черная логика, явно на ведущей позиции...»
Таким образом, на пути синтеза различных диагностических подходов профессионал может прийти к новому качеству диагностики, а именно — к интегральному распознаванию типов.
Займемся теперь той стороной проблемы, которую мы назвали внешней, т.е. попытаемся описать, как выглядит работа эксперта-соционика с точки зрения директора-пользователя.
Психологи всегда впечатляли клиентов обстоятельностью, даже театральностью действа. Классической иллюстрацией может служить психоаналитическая процедура З.Фрейда.
Современные «людоведы» не преминули взять на вооружение компьютерные технологии. Для выяснения судьбы, предначертанной суеверному бизнесмену, астрологу теперь достаточно нажать пару кнопок на клавиатуре IBM. Академический психолог, приглашенный солидной фирмой с целью отбора претендентов на имеющиеся вакансии, везет за собой небольшой обоз: компьютер плюс компьютеризованные тесты вроде MMPI, и каждого кандидата на должность вынуждает проводить у монитора чуть ли не по нескольку часов.
Да что говорить, практически все наши коллеги-соционики изводят испытуемых надоедливыми тестами, которые — якобы! — в состоянии определить соционический тип. Если бы еще результаты подобных подходов соответствовали затраченным усилиям...
Тем не менее, один чрезвычайно важный результат все же достигается: обеспечивается солидность процедуры, достаточная для придания консультанту вида человека, трудящегося в поте лица и не зря получающего зарплату,
Действительно хороший эксперт не приносит с собой ничего, кроме собственной способности безошибочно диагностировать людей и творчески анализировать сколь угодно сложную ситуацию. Такой специалист, как правило, вызывает «праведное возмущение» работодателя: как можно платить за пять минут работы деньги, составляющие дневной заработок «компьютеризованного» тестолога?!
«Вам кажется, что мне все далось очень просто? Впрочем, может, так оно и было, но это уже мое дело», — возражает Дэшил Хэммет.
И вообще, надо сказать, эта проблема стара, как сама психология. Так, нашу точку зрения поддерживает Эрик Берн:
«Это мог бы быть недорогой проект, легко выполнимый для одного хорошо работающего исследователя... Для более ленивого исследователя это можно превратить в более дорогой и более внушительный проект, с несколькими секретарями и компьютером».
В несколько ином разрезе рассматривают вопрос психотерапевты Джон Гриндер и Ричард Бэндлер:
«Это — странная особенность психотерапии: чем эффективнее вы работаете, тем меньше денег зарабатываете. Клиенты получают что хотят, покидают вас и денег больше не платят».
Мы, со своей стороны, хотели бы передать читателю наше убеждение в том, что час работы консультанта-соционика, который способен уверенно продиагностировать за это время четверых или пятерых испытуемых, достоин оплаты такого же уровня, как и часовая консультация хорошего юриста или профессора медицины. Более логично платить за результаты труда, нежели, по выражению Вячеслава Бутусова, «за усталость».
Существуют еще два важных момента во взаимодействии руководителя-заказчика и эксперта.
Во-первых, консультант — не оракул, который отвечает за все будущие поступки каждого из испытуемых. И если в процессе эволюции фирмы возникают новые проблемы, то, очевидно, имеет смысл пригласить эксперта для новой консультации, и, естественно, труд его должен быть оплачен.
И, во-вторых, руководителю, желающему действительных изменений к лучшему в своей фирме, следовало бы возможно более полно выполнять рекомендации консультанта. Если это столь очевидное требование игнорируется, бессмысленно возлагать на эксперта ответственность за те или иные нежелательные тенденции в жизни коллектива.
СОЦИОНИКА И ЭКОНОМИКА
И если ты пьешь лимонад, который тебе
кажется шампанским, значит, рано или поздно
ты будешь пить шампанское, похожее на лимонад.
Фазиль ИСКАНДЕР
Заключительную главу мы хотели бы посвятить некоторым интересным иллюстрациям полезности соционических методик для совершенно реального предпринимателя с точки зрения их практической отдачи.
К слову сказать, западного, «цивилизованного» делового человека в подобных материях давно уже убеждать не приходится...
Предприятия, в особенности мелкие и средние, должны рассматривать затраты на повышение квалификации своего персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
Давным-давно оценены как качественная необходимость участия психолога-консультанта в производственном процессе, так и количественный его вклад в финансовые достижения.
В США фирма «Менеджмент рекрутерс», специализирующаяся на подборе менеджеров, имеет более 300 отделений по всей стране. Оказываемые ею услуги довольно высоко оплачиваются заказчиками — в размере трети годового оклада каждого поставленного работника. Подбор одного наиболее удачного претендента осуществляется из 20—30 и более кандидатов. Таких специализированных фирм — своего рода отделов кадров, вынесенных за проходную, — в одном Нью-Йорке существует несколько сотен.
Многолетний опыт деятельности в США центров профессионального отбора показывает их высокую эффективность. Отсев «непригодных» в учебных заведениях снижается с 30—40 до 5—8 %, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70 %, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30—40 %. По опубликованным данным, каждый доллар, затраченный только на разработку тестов профотбора, создает экономический эффект в 1 тысячу долларов.
Консультации по управлению персоналом идут в следующих направлениях: разработка кадровой политики организации, выбор методов совершенствования управления персоналом, подбор и расстановка кадров, совершенствование социально-психологического климата... Основной целью консультативных фирм является оказание помощи в структурной перестройке предприятий, переводе их работы на качественно более высокий организационный уровень. Оплата консультанта на Западе колеблется от 300 до 1000 долларов s день, тем не менее для заказчика это считается выгодным, В большинстве случаев стоимость консультативных услуг не превышает 3—5% приносимого ими экономического эффекта.
Прогрессивное экономическое мышление развитых стран отнюдь не ограничивается очевидными, элементарными аспектами, в которых могут быть задействованы современные психологические системы, подобные соционике.
Опыт высшей школы ряда стран, в том числе США, свидетельствует, что не менее 20 % времени учебные программы технических вузов должны уделять общественным дисциплинам: экономике, экологии, социологии, психологии, что необходимо для подготовки инженеров, умеющих работать с людьми и готовых впоследствии занимать руководящие посты в деловом мире.
Отмечается, что если прежде в экономике основная роль отводилась развитию важнейших отраслей промышленности и формированию структуры рынка, а в настоящее время — развитию сферы обслуживания и информации, то в будущем главную роль будут играть кадры.
Анализируются и предлагаются новые направления стратегии управления кадрами, а именно: разработка новой системы подбора и выдвижения кадров, подготовка и совершенствование кадров, оценка кадров, вопросы отставки и замены кадров.
И то, что на сегодняшний день предприниматели заняты «первичным накоплением», а рядовой гражданин нашей многострадальной страны обеспокоен, главным образом, одним сакраментальным вопросом: «Как выжить?», отнюдь не лишает актуальности как проблему стратегии дальнейшего экономического развития, так и, быть может, еще более грандиозную тему гармонии человеческих отношений.
Вот ведь что пишут сегодняшние газеты о том, как рушатся самые, казалось бы, успешные предприятия в самых благополучных государствах: «Некоторое время ничего не было слышно о шведской четверке «Асе of Base». Ходили слухи, что отношения в составе перешли из неприязни в ненависть и группа больше не существует. Чтобы прекратить сплетни и домыслы, Ульф Экберг на последней пресс-конференции откровенно признался: «С определенного времени мы уже не разговариваем, у нас больше нет общих интересов. Джонас взял на себя руководство, а мне это не нравится. При таком положении дел я не вижу возможности реализации своих музыкальных идей в этой группе. В запланированном на март следующего года альбоме нет ни одной песни, написанной совместно, работать дальше в такой атмосфере мы не можем». Сегодня никто не знает, что будет дальше с «Асе of Base». И пока терпеливые поклонники группы ждут обещанного альбома, некогда дружная семейка Берггринов делит с Ульфом заработанные деньги: на кон поставлены десятки миллионов долларов».
Нужно ли еще убеждать без того уже озабоченные человеческими проблемами умы нарождающейся отечественной бизнес-элиты?
Пожалуй, на прощание с читателем, в которого мы, надо признаться, несмотря ни на что, отчаянно и безгранично верим, процитируем явно идеалистическое, однако справедливое высказывание нашего замечательного коллеги Эрика Берна:
«Если бы все остановились и послушали, что происходит в их собственных головах, они все стали бы прекрасными людьми и распространяли бы добро вокруг, и это разрешило бы множество мировых проблем в тот же миг».
АППЕНДИКС А
НОМЕНКЛАТУРЫ
Название типа в книге | Аббревиатура международной классификации | Название типа по А. Аугустинавичюте | Псевдоним типа по А. Аугустинави-чюте |
Вундеркинд | ETNP | Интуитивно-логический экстраверт | Дон Кихот |
Сибарит | IFSP | Сенсорно-этический интроверт | Дюма |
Софист | ITNJ | Логико-интуитивный интроверт | Робеспьер |
Игрок | EFSJ | Этико-сенсорный экстраверт | Гюго |
Артист | EFNJ | Этико-интуитивный экстраверт | Гамлет |
Механик | ITSJ | Логико-Сенсорный интроверт | Горький |
Мечтатель | IFNP | Интуитивно-этический интроверт | Есенин |
Легионер | ЕТSР | Сенсорно-логический экстраверт | Жуков |
Предприниматель | ETNJ | Логико-интуитивный экстраверт | Джек Лондон |
Блюститель | IFSJ | Этико-сенсорный интроверт | Драйзер |
Плановик | ITNP | Интуитивно-логический интроверт | Бальзак |
Массовик | EFSP | Сенсорно-этический экстраверт | Наполеон |
Коммуникатор | EFNP | Интуитивно-этический экстраверт | Гексли |
Дизайнер | ITSP | Сенсорно-логический Интроверт | Габен |
Психолог | IFNJ | Этико-интуитивный интроверт | Достоевский |
Оператор | ETSJ | Логико-сенсорный экстраверт | Штирлиц |
АППЕНДИКС Б.
ГФ.Филиппову
АППАРАТ СОЦИОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА